СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Анализ 9 главы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. начать знакомить школьников с содержанием повести;
    2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;
    3. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,
    4. совершенствовать технику чтения;
    5. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Анализ 9 главы».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Анализ 9 главы».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. начать знакомить школьников с содержанием повести;

    2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;

    3. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,

    4. совершенствовать технику чтения;

    5. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

  2. Развивающие:

    1. развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения

    2. развивать умение учащихся работать с текстом;

    3. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    4. развивать умение давать характеристику действующим лицам;

    5. развивать самостоятельность, мышление

  3. Воспитательные

    1. развивать патриотические чувства;

    2. бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголь; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.


- Какое домашнее задание вы выполнили дома?

1. Читать главу IX, составить план; цитаты к образам Остапа, Андрия и Тараса;

2. Подготовить устный комментированный пересказ эпизодов боя (первая часть главы); отметить слова, которые описывают поведение казаков в бою.

3.Индивидуальное задание: выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

4. Разобрать тестовые задания (приложение №1)

3.

Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Обратимся к 9 главе, которая рисует бой под Дубно. Посмотрим, как раскрывается характер героя в бою, в решающей битве запорожских казаков. Наша основная задача – понять, в чём же видели смысл жизни запорожские казаки, какие качества характера проявляют и какие нравственные уроки преподносит нам повесть.

Мы будем анализировать …

Мы будем работать над образом…

Мы будем делать выводы

4.

Открытие нового знания. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

Анализ 9 главы.

Аналитическая беседа по содержанию.

1. Выборочное чтение и анализ 9 главы.

- Посмотрим, а каков же Тарас Бульба в роли полководца.

- В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?

-Какие распоряжения давал Тарас, готовясь к бою?

- Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее ярким высказыванием Тараса являются его слова, обращённые к казакам перед началом боя, - речь о товариществе.

2.  Выразительное чтение отрывка – речи Тараса Бульбы о товариществе.

Беседа:

- Почему он произносит эту речь?













- Каким чувством пронизана речь Тараса?







- Что было главного в речи Бульбы? В каких словах содержится главная мысль речи?



- Каким предстаёт Тарас Бульба?







- Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?






3. Обращение к иллюстрации Е.А.Кибрика, изображающей Тараса во время выступления перед казаками.

- Каким изображён Тарас?











- Как описывается начало боя? (выразительное чтение эпизода).

- Какие средства выразительности использует автор при описании пушки?





- С какой целью?



4. Анализ эпизода «Бой под Дубно».

-Проследим, как изображает Гоголь вторую битву под Дубно, как ведут себя запорожцы.

- Назовите имена героев Сечи.





-Прочитайте эпизоды, посвящённые делам и подвигам этих героев.



- Какие качества характера проявляют в бою?

- Что движет ими? Какая сила?



- Обратите внимание на то, какие слова произносят перед смертью казаки. Умирая, человек думает о самом главном в жизни. О чём думают они?











- Как вел себя Тарас – полковник во время боя под Дубно?

- С какими словами обращается Тарас к казакам, стараясь подбодрить их?








- В каком эпизоде особенно чувствуется уважение и доверие к Тарасу со стороны казаков?

- Для казаков Тарас – символ мужества, героизма, товарищества.

Выразительное чтение эпизода: «Смерть Андрия».

-Кого увидел Тарас впереди гусарского полка?



-Опишите Андрия во время боя.






-За что Тарас убивает сына Андрия?

Вывод:

В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной.

Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.

- По какой причине Тарас и Остап оказались отрезанными от основного войска?

-Чем закончился бой под Дубно для Остапа, Тараса?

- Почему бой под Дубно был проигран запорожцами?

- Что было, по мнению Гоголя, источником героизма казаков?








Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.

& Словарная работа

Магнат – крупный помещик

Чобот – сапог

Аргамак – восточная породистая верховая лошадь


Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент.

Тарас хочет поднять боевой дух козаков.


Любовью к родине, готовностью защищать её, уверенностью, что все его товарищи едины в своём стремлении.


«нет уз святее товарищества», «таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», «так любить, как русская душа, никто не может».

Глубоко верящим в товарищество, беспощадным к врагу, патриотом своей родины. Его заветная мечта – освободить родную землю от чужеземного гнёта.


Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.

С высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора свидетельствует о том, что Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам.

стр.218-219



Метафоры: «страшно глядела она широкой пастью», «тысячи смертей глядело оттуда», «тяжело ревнули широкими горлами…».

Чтобы ярче, полнее показать весь ужас происходящего – войну, несущую множество смертей.






Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан.


(выразительное чтение эпизодов героической битвы и гибели казаков.)

Проявляют мужество, стойкость, героизм.

(любовь к родной земле.)


Умирают с верой, что победят. Гордо, искренне, с любовью думают они о земле:

Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная слава».

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!».

Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»


Тарас, как опытный воин, умелый полководец, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?».

«Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко…».







«Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки».

«А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, понёсся, как молодой борзый пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».


За то, что предал Родину, товарищей, семью.











По причине казни Андрия.



Остап попадает в плен, Тарас тяжело ранен.



Любовь к Родине, к своим товарищам, желание отстоять свою независимость и свою православную веру.

5.

Подведение итогов урока.



6.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4.«Я оцениваю свои знания…, потому что…»

Заполняют бланк самооценки.

7.

Домашнее задание

1.Ответить на вопросы

2.Дать ответ на вопрос, в чем истоки героического поступка Остапа и предательства Андрия, опираясь на текст (дополнить таблицу).



Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Приложение №1

Тестовые задания по содержанию 7 главы 

1. Установите соответствия:

Шляхта


прядь волос на темени

Жупан

чуб, хохол на голове

Хорунжий

металлическая броня, защищавшая грудь и спину воина от удара холодным оружием

Латник

верхняя одежда у поляков и украинцев

Оселедец

польское дворянство

Епанча

воин, который носит латы.

Чупрына

знаменоносец

Латы

Длинный и широкий плащ


Приложение №2

1.Назовите имена героев Сечи.


2.О чём говорилось в речи Тараса?


3.О чём говорят эти слова: «Страшно глядела она широкою пастью, и тысячи смертей глядело оттуда».


4.Какими словами Тарас поддерживал запорожцев?


5.Почему оторопел Тарас, увидев гусарский полк?


6.Кто убил Андрия?


7.Чьё имя произносил Андрий перед смертью?


8.Кто победил в бою под Дубно?


9.Чем закончился бой для Остапа?


10.Чем закончился бой для Тараса?




Приложение №3

Истоки героизма Остапа

Истоки предательства Андрия

Скрытая, трепетная любовь к матери.

Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине.



Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине.

Равнодушное отношение к матери.

Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков,

сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и умение увертываться от наказания.


Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству, Родине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!