СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Анализ 2 – 3 глав».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. начать знакомить школьников с содержанием повести;
    2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;
    3. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,
    4. совершенствовать технику чтения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Анализ 2 – 3 глав».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы на тему: «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Анализ 2 – 3 глав».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

  1. Образовательные:

    1. начать знакомить школьников с содержанием повести;

    2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ;

    3. повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь,

    4. совершенствовать технику чтения;

    5. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

  2. Развивающие:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: атаман, куренной, рада

    2. развивать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения

    3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    4. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    5. развивать умение давать характеристику действующим лицам;

    6. развивать самостоятельность, мышление

  3. Воспитательные

    1. развивать патриотические чувства;

    2. воспитание уважительного отношения к родителям, уважения и любви к семье.

    3. бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование: учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголь; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Опрос домашнего задания.



- Какое домашнее задание вы выполнили дома?

1.Составить рассказ о Тарасе Бульбе на основе материала 1 главы.

Тарас Бульба – настоящий казак, «один из числа коренных».

Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”.

Главное в жизни Тараса – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе.

Отношение Тараса к жене пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:

Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?

Тарас Бульба кричит, бьет, рушит.

2.Прочитать 2 главу.

3.

Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке мы будем анализировать 2 -3 главы повести, поговорим о жизни Запорожской Сечи.

Мы будем анализировать …

Мы будем работать над образом…

Мы будем делать выводы

4.

Открытие нового знания. Анализ 2 - 3 глав повести.

Запорожская Сечь.

1.Вступительное слово

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру». Приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа. Против этого ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.

К концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли.

Значит, Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события.






2. Аналитическая беседа по содержанию.

Игра «Лови вопрос».

-О чём думал Тарас по дороге в Сечь?

-Что мы узнаём о сыновьях Тараса?

Составление сравнительной характеристики.


-О чём думал Андрий по дороге в Сечь?

- Как он познакомился с полячкой? Чьей дочерью она была?

-Где находилась Запорожская Сечь?

- Как изображено предместье Сечи в повести Гоголя?

-Кого они увидели в предместье Сечи? Чем занимались запорожцы?

-Каково было устройство Сечи? -Что вы узнали об обычаях, принятых в Сечи? -Как себя чувствовали Остап и Андрий в Сечи?

-О чём совещался Тарас Бульба с кошевым?

-Куда решили идти запорожцы?



Сообщения учащихся

Запорожская сечь.

В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Их стали называть запорожскими казаками.

Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.

Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде. Запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием.






Работа в группах (заполнение таблицы; приложение №1)


О прекрасной полячке


Она была дочерью ковенского воеводы.



На острове Хортицы


Зачитывают на стр.186-187






Запорожское войско состояло из подразделений – куреней. Во главе войска стоял кошевой.

& Словарная работа

Кошевой – атаман





стр. 192 «Положили идти прямо на Польшу, отмстить за всё зло и посрамленье веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, пустить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу».

5.

Подведение итогов урока.



6.

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

4.«Я оцениваю свои знания…, потому что…»

Заполняют бланк самооценки.

7.

Домашнее задание

1.Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия (по 2-3 главам)

2.Прочитать 5 главу

Открывают дневники, записывают домашнее задание.



Приложение №1

Сравнительная характеристика


Остап

Андрий

внешность

«два дюжие молодца», «крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос»; «при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты»

Отношение к учению

«в первый год бежал»; «четыре раза закапывал он свой букварь»; «начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими»

«он учился охотнее и без напряжения»; «он был более изобретателен»;

Отношение к товарищам

«считался одним из лучших товарищей»; «редко предводительствовал»; «никогда не выдавал своих товарищей; никакие розги и плети не могли заставить его это сделать»;

«чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»

Черты характера

«Он был прямодушен с равными»; «он имел доброту …»; «он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни»; «он душевно был тронут слезами бедной матери»

«имел чувства живее и более развитые»; «тяжёлый и сильный характер»; «с помощью изобретательного ума умел увёртываться от наказания»; «он также кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам»

Поведение в бою

«был на роду написан битвенный путь»»; «крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва»

«бешеную негу и упоенье он видел в битве»; «весь погрузился в очаровательную музыку мечей и пуль»; «он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!