1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Психологический настрой. - Добрый день! Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно включайся в работу, дружок! | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Опрос домашнего задания. | - Какое домашнее задание вы выполнили дома? | 1.Составить рассказ о Тарасе Бульбе на основе материала 1 главы. Тарас Бульба – настоящий казак, «один из числа коренных». “Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”. Главное в жизни Тараса – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе. Отношение Тараса к жене пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения: Она – баба, она ничего не знает. Полно выть, старуха. А где стара? Тарас Бульба кричит, бьет, рушит. 2.Прочитать 2 главу. |
4. | Открытие нового знания. Анализ 2 - 3 глав повести. Запорожская Сечь. | 1.Вступительное слово В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру». Приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа. Против этого ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба. К концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли. Значит, Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события. 2. Аналитическая беседа по содержанию. Игра «Лови вопрос». -О чём думал Тарас по дороге в Сечь? -Что мы узнаём о сыновьях Тараса? Составление сравнительной характеристики. -О чём думал Андрий по дороге в Сечь? - Как он познакомился с полячкой? Чьей дочерью она была? -Где находилась Запорожская Сечь? - Как изображено предместье Сечи в повести Гоголя? -Кого они увидели в предместье Сечи? Чем занимались запорожцы? -Каково было устройство Сечи? -Что вы узнали об обычаях, принятых в Сечи? -Как себя чувствовали Остап и Андрий в Сечи? -О чём совещался Тарас Бульба с кошевым? -Куда решили идти запорожцы? | Сообщения учащихся Запорожская сечь. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Их стали называть запорожскими казаками. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь. Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде. Запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Работа в группах (заполнение таблицы; приложение №1) О прекрасной полячке Она была дочерью ковенского воеводы. На острове Хортицы Зачитывают на стр.186-187 Запорожское войско состояло из подразделений – куреней. Во главе войска стоял кошевой. & Словарная работа Кошевой – атаман стр. 192 «Положили идти прямо на Польшу, отмстить за всё зло и посрамленье веры и казацкой славы, набрать добычи с городов, пустить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу». |