СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы на тему «Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Система образов и сюжет сказки».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: характеризовать персонажей литературного произведения, используя для этого различные средства устные, письменные, наглядные.

Получат возможность научиться: оформлять мини-проекты, грамотно представлять свои работы, выражать свои мысли полно и точно; формулировать и аргументировать свое мнение, выполнять оценку и самооценку деятельности на уроке,  работать в группе.

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сбережение здоровья

Метапредметные:

- регулятивные:  целеполагание через самостоятельную постановку учебных целей; планирование путей достижения целей; саморегуляция в учебной и познавательной деятельности;  рефлексивных умений через анализ результатов; выполнение пробного учебное действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; самостоятельное выполнение мини-проекта.

- познавательные: нахождение и выделение информации с использованием различных источников; осуществление поиска информации выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера; анализ образа с целью   составления целого из частей; контроль и  оценка результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия

- коммуникативные  через организацию речевого взаимодействия посредством групповой, фронтальной работы, построение монологического высказывания через представление результатов деятельности; отбор и использование адекватных языковых средств, осуществление взаимного контроля и оказание необходимой взаимопомощи в сотрудничестве, коммуникативной рефлексии; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему «Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Система образов и сюжет сказки».»

Технологическая карта


Тема урока «Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Система образов и сюжет сказки».


Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями


Дата урока


Образовательные ресурсы: учебник, фрагмент мультфильма, презентация, толковые словари, иллюстративный и раздаточный материал.



План урока

  1. Организационный момент. 2 мин.

  2. Актуализация знаний. 3 мин.

  3. Проверка знания детьми текста сказки. 4 мин.

  4. Проблемное объяснение нового знания. 7 мин.

  5. Физкультминутка. 1 мин.

  6. Практический этап 7-8 мин.

  7. Итоги урока. 10 мин.

  8. Рефлексия. 4 мин.


Цели урока:

Образовательные:

- обеспечить понимание учащимися особенностей раскрытия понятий противопоставления добра и зла через включение в создание творческих мини-проектов по сказке А.С. Пушкина;

- организовать деятельность учащихся по активному осмыслению роли каждого главного персонажа сказки;

- формировать умения осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

Развивающие:

- развивать информационную компетенцию через работу с различными источниками знаний: учебник, словарь, ресурсы Интернета; осуществление информационного поиска и преобразования необходимой информации;

- создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей, логического, эмоционально-образного, аналитического мышления; читательской культуры; обогащения словарного запаса, развития устной и письменной речи школьников, выразительного и рефлексивного чтения, умения работать с разными источниками информации, овладения основными способами её обработки и презентации; умения применять знания в практической деятельности и повседневной жизни; навыков учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- совершенствовать учебно-исследовательские умения и навыки учщихся; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; учебно-исследовательских умений и навыков учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.


Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, творческий, проектный.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: характеризовать персонажей литературного произведения, используя для этого различные средства устные, письменные, наглядные.

Получат возможность научиться: оформлять мини-проекты, грамотно представлять свои работы, выражать свои мысли полно и точно; формулировать и аргументировать свое мнение, выполнять оценку и самооценку деятельности на уроке, работать в группе.

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сбережение здоровья

Метапредметные:

- регулятивные: целеполагание через самостоятельную постановку учебных целей; планирование путей достижения целей; саморегуляция в учебной и познавательной деятельности; рефлексивных умений через анализ результатов; выполнение пробного учебное действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; самостоятельное выполнение мини-проекта.

- познавательные: нахождение и выделение информации с использованием различных источников; осуществление поиска информации выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера; анализ образа с целью составления целого из частей; контроль и оценка результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия

- коммуникативные через организацию речевого взаимодействия посредством групповой, фронтальной работы, построение монологического высказывания через представление результатов деятельности; отбор и использование адекватных языковых средств, осуществление взаимного контроля и оказание необходимой взаимопомощи в сотрудничестве, коммуникативной рефлексии; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.


Организационная структура урока


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД



I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2 мин.

Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературы в вашем классе проведу я. Меня зовут Шалова Ирина Валентиновна. И я надеюсь, что наш урок пройдет успешно, и каждый получит возможность показать себя знатоком литературы и сможет заработать хорошую оценку, получив за каждый правильный ответ сказочную монетку, которую вы сможете приклеить на лист достижений. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку (заставка «В гостях у сказки»). А что это за сказка, вам предстоит догадаться самим, посмотрев фрагмент мультфильма. А также попробуйте предположить, какой будет тема нашего урока. Идёт показ фрагментов мультфильма

«Сказка о мертвой царевне…»
















Смотрят мультфильм.

Определяют тему.


Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности (Л)








II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала (понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

3 мин.

- Назовите сказку.

- Когда впервые вы познакомились с ней?

- Кто из героев вам больше всего понравился?

- У кого из них нет имен собственных?

- Сформулируйте тему нашего урока.

«Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Система образов и сюжет сказки».

- Как вы думаете, что мы можем узнать сегодня на уроке, чему научиться?

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и предполагают предварительные цели урока.





Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (Р)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)


III. Проверка знания детьми текста сказки.

Цель: проверить знание сказки детьми. 4 мин.

Давайте проверим насколько хорошо вы знаете текст сказки, в этом нам поможет интерактивная игра. Будьте внимательны. (5 слайдов)

Отвечают на вопросы игры. (за каждый правильный ответ берут монетку)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое главные и второстепенные, положительные и отрицательные герои.

7 мин.

Итак, сказочные герои бывают разные, а по какому принципу мы можем разделить их на группы.

Работа с интерактивной доской и карточками.

На доске (карточках слова Главные герои/Второстепенные герои и вразброс имена (названия героев сказки)

- Предположите, пожалуйста, что нам нужно сделать с этим материалом.

- Каких персонажей мы можем назвать главными, а каких второстепенными?

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов и прочитать их.

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что Добро и Зло являются противоположными понятиями?



- Почему в сказках есть только положительные и отрицательные герои?

- А как вы считаете, кто из главных героев сказки положительный, а кто отрицательный?

Прикрепите к положительным героям - солнышко, а к отрицательным - тучку с молнией.


- Ребята, а как мы можем понять добрый человек перед нами или злой?

- Назовите качества характера, которые говорят о том, что человек добрый или злой (с опорой на прилагательные со слайда)

Бездушный, верный, властный

гордый, добрый, жадный

заботливый, завистливый

искренний, коварный

ласковый, мрачный, наглый

надежный, ответственный

подлый, сильный, смелый

справедливый, угрюмый

улыбчивый, щедрый


- Для того, чтобы понять, какой человек перед нами, нужно его лучше узнать, поэтому, наверное, не случайно, вы сегодня сидите не как обычно, а объединились в группы. Предположите, что нам нужно будет сделать, чтобы поближе познакомиться с главными героями сказки, узнать, кто из них добрый, а кто злой.

Но для того, чтобы продолжить путешествие по сказке, нам нужно стать более сильными, смелыми и ловкими. В этом нам поможет известная сказочная героиня. Кто это, ребята?

Ответы детей (главные - второстепенные, положительные - отрицательные)








Распределяют героев по двум группам.





Работа со словарём. Дети читают словарные статьи.







Ответ обучающихся.










(2 чел. от группы)

Прикрепляют к положительным персонажам солнышко, а к отрицательным тучку?




























Дети предполагают, что будем выполнять творческий проект.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

V. Физкультминутка

Цель этапа: профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.

В темном лесу есть избушка.

Стоит задом наперед.


В той избушке есть старушка.

Бабушка Яга живет.

Нос крючком,


Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят.

(Дети шагают.)


(Дети поворачиваются.) (Грозят пальцем.)


(Грозят пальцем другой руки.) (Показывают пальчиком.) (Показывают.) (Покачивают головой.) (Бег на месте.)

(Руки вверх.)

Сбережение

здоровья (Л)

VI. Практический этап

Цели этапа: Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

7-8 мин.

Поскольку вам предстоит работа в группе, давайте вспомним правила совместной работы.

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

2) работать по алгоритму (плану);

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

4) качественно выполнять работу (аккуратно без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Ребята, мы продолжаем путешествие по сказке. И каждая группа будет работать со своим сказочным заданием, все необходимые материалы у вас на столах. У вас 7 минут, я консультант.

1 группа

Восстановление сюжета сказки.

2 группа

Королевич Елисей

3 группа

Царевна.

4 группа

Характеристика царицы-мачехи.

5 группа

Семь богатырей

Консультирую каждую группу в ходе выполнения проекта, напоминаю о необходимости оценки работы каждого в группе.

Читают памятки, которые лежат на каждой парте.





























Учащиеся в группах работают над проектом

1 группа

Восстановление сюжета сказки.

Задание:

1) Восстановите название сказки.

2) Расположите предложенные иллюстрации в правильном порядке.

3) Подберите к каждой иллюстрации цитату из сказки, восстановив сюжет.

4) Расположите и приклейте иллюстрации и цитаты на ватман.

При защите своего проекта используйте следующие предложения:

1) Перед вами восстановленный сюжет сказки ……

2) На иллюстрациях изображены (главные, второстепенные) герои сказки.

2 группа

Королевич Елисей

Задание.

1) Составьте коллаж (подберите и приклейте на ватман иллюстрации + прилагательные), характеризующий образ королевича Елисея.

При защите своего проекта используйте следующие предложения:

1) Перед вами королевич Елисей – герой сказки (назвать сказку) ……..

2) Он ….. (описать внешность, характер)

3) К окружающим он относится (как?) ……

4) Царевна его (любит, не любит, уважает, ненавидит).

5) Он (добрый, злой) герой.

3 группа

Царевна.

1) Составьте синквейн, характеризующий царевну.

2) Подберите к нему иллюстрацию.

При защите своего проекта используйте следующие предложения:

1) Олицетворением добра в сказке А.С.Пушкина является царевна.

2) Мы нашли описание царевны с. 97 учебника (прочитать).

3) Итак, царевна (читают синквейн)

Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных (какая она?)

3 строка – три глагола, описывающие действия царевны.

4 строка – ваше отношение к царевне (из четырех слов)

5 строка – синоним к первому существительному.

4 группа

Характеристика царицы-мачехи.

При защите своего проекта используйте начало следующих предложений:

1) Внешне царица-мачеха (прочитайте описание стр.96)…………

2) Но характер у нее… (прочитайте отрывок стр. 96)

3) Мачеха преследовала царевну, потому что……………… (прочитать отрывок стр. 98)

4) Злые люди испытывают (что?)…………… , если с ними рядом живут добрые,………... люди.

5) В конце сказки мачеха …

6) По ней никто не плакал, потому что…

7) Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)

- Нет, надо таких людей понять, поддержать.

- Зло само себя накажет.

8) Эпиграфом к характеристике царицы мачехи является пословица (выбрать и прочитать)…

- Не все то золото, что блестит.

- Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать.
- Родилась пригожа, да по нраву негожа.
- Хорош ликом, да душа пришита лыком.

5 группа

Семь богатырей

1) Найдите в словаре и запишите значение слова богатырь.

2) С помощью Интернета узнайте, что обозначает число семь, запишите.

3) Подберите иллюстрации на тему русский богатырь.

4) Какими качествами он должен обладать?

Слова для справок: надежный, сильный, смелый, справедливый, щедрый, верный

Используйте начало предложений при защите своего проекта: Семь богатырей

1) Богатырь – это….

2) В сказке семь богатырей, а число семь обозначает …..

3) Русский богатырь выглядит так (описать)…

4) Он должен обладать такими качествами, как……..

5) Семь богатырей (добрые, злые) герои.

Анализ образа с целью составления целого из частей (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

VII. Итоги урока.

10 мин.

Путешествуя по сказке, вы, как я думаю, достаточно близко познакомились и с самой сказкой, и с ее героями, представьте, пожалуйста, свои проекты.



Аргументация собственного мнения групп, представление результатов работы.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII.Рефлексия

4 мин.

- Ребята, о чем вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что узнали нового?

- Что на уроке понравилось больше всего?

У вас на столах лежат части двух разрезанных картинок, одна светлая, другая темная, если у вашей группы все сегодня на уроке получилось, возьмите светлый кусочек и прикрепите его на доску, соответственно, если вы не довольны результатами, то выбираете темную картинку.

- Каких героев в сказке больше добрых или злых?

- На чьей стороне оказалась победа? Почему?

- На чьей стороне автор?

Как в русской народной сказке, так и в сказке А.С. Пушкина добро всегда побеждает зло.

Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

В течение всего урока у каждого из вас была возможность заработать волшебную монетку за каждый правильный ответ или за участие в работе группы. Поднимите, пожалуйста, свои листы достижений и покажите, каких результатов достиг каждый из вас.

Ответы учащихся.




Анализируют работу на уроке через самооценку.



Собирают на доске пазл с образом (царевна или царица-мачеха)






Ответы учащихся. Традиционно в русском народном творчестве добро всегда побеждало зло. Так как сказочный мир – это идеальный мир. И в реальной жизни мы стремимся быть похожи на сказочных героев. В этом заключается воспитательное значение сказки.

Рефлексия способов и условий действия (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!