СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: раскрыть основную мысль рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления;  показать ответственность главного героя перед действительностью; закрепление навыков анализа художественного произведения;   воспитывать чувства милосердия, понимания, поддержки по отношению к живым существам -  женщинам войны – в частности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"»




















Конспект урока литературы

на тему:

«…НЕ БЫВАЕТ СОВСЕМ НЕ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ВОЙНЫ…»

(Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»)

Цели урока: раскрыть основную мысль рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления; показать ответственность главного героя перед действительностью; закрепление навыков анализа художественного произведения; воспитывать чувства милосердия, понимания, поддержки по отношению к живым существам - женщинам войны – в частности.

Кабинет оформляется стендами: «Мы читаем о войне» (выставка книг о войне), «Мы пишем о войне» (сочинения учащихся ), «Мы рисуем о войне» (рисунки о войне). Желательно чтобы эти стенды были в разных местах, чтобы чувствовалось «эхо войны».


Оборудование: слайд-шоу «И ходит по Земле/ Босая Память – маленькая женщина», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.


Эпиграф на доске:

А говорили: всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в берёзе сок.

А.Селезнев



Вступительное слово учителя.

- Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм и внёс свой вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награждённых боевыми наградами, мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это женщины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали Победу.

Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И всё чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом др угом небольшой рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления».

Критик Вит. Васильев говорил о Екимове: «Вопрос о самоопределении в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего». Перед вами эпиграф к нашему уроку. Подумайте в течение урока, раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора. По убеждению Екимова, важно с детства учить ребёнка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль живого существа, будь это человек, птица или животное.


Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании.




Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оборудование

Ссылки на текст, стр.

Примечания

Как вы понимаете эти слова – «милосердие», «сострадание»?

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, героем.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова



Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Кто из писателей и в каких произведениях поднимал эту тему?

В.Г.Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант», Л.Андреев «Кусака», Андрей Платонов «Юшка»), Б.Екимов «Ночь исцеления»




Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Впервые я задумался над тем, что, может быть, и моим близким нужна помощь.

- Мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей.

- Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?





Какие чувства испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

- Тревогу.

- Жалость к бабе Дуне.

- Удивление поведением Гриши.

- Облегчение.

-Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.




Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?

-Гуманное отношение к страдающему человеку, память о войне, выбор поведения человека в той или иной ситуации.




Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

- Главный герой произведения – Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. Бабушка – несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.




Обратимся к тексту. Как чувствовала баба Дуня в дни приезда внука?



22, «…разом оживев,…и живым духом повеяло в доме»


Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество? Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» - «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?

Одна – без других, в отдельности.

Одинокая – не имеющая семьи, близких.

Одиночество – состояние одинокого человека. И состояние не только физическое , но и душевное. Его можно испытывать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова



Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала – взрослые ночь напролёт не спали.




Как относились к её болезни?

«…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтоб помочь ей. «Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогло». Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.


23.


Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам.

«Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»


23, -----

24, -----

25, -----


Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет её так мучаться?

Во время войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка… приду они исть просят…Чтобы накормить детей, баба Дуня идёт за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.


25


Ребята, а вы узнали у ваших бабушек, что такое «карточки» и что они значили во время войны?

Карточки – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери.




Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.

Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?
























Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей несколько отстранённо, затем приближается к мальчику и в конце концов становится его собственной болью. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся… И он плакал, вытирая слёзы кулаком».




Как вы думаете, ребята, чем вызваны эти слёзы?





Подумайте, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог.

Он хочет, чтобы баба Дуня забыла о плохом, поверил, что все с ней происходившее закончилось хорошо. Конечно, за одну ночь этого не добиться, но мальчика это не пугает. «Но вдруг обожгло его ясной мыслью… И придёт исцеление».)




Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы

Выздоровление, возвращение к жизни.

Словарь синонимов



Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь?

В эту ночь Гриша «нашёл ключик» к недугам бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить ее. Поэтому исцелилась не только баба Дуня (да она ещё, наверное, и не исцелилась до конца). Исцелился Гриша, когда понял что он должен сделать. Может быть, под влиянием рассказа исцелится кто-нибудь из нас – от чёрствости, равнодушия.




Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Первый способ предлагает Грише мать. Обратимся к тексту. « - Спать тебе баба Дуня даёт? – И посоветовала: - Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестаёт мы пробовали».

Воспользовался ли мальчик советом матери?





















«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет».

- Нет, нашёл свой

(со слов: «Сердце мальчика

Облилось жалостью и болью…» до слов: «И спите спокойно. Спите».)



















25











26


Чем отличается первый способ от второго?

Второй способ более гуманный. Мальчик думает не о себе , а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)




Ребята, ваше отношение к Грише?





Прав ли был критик Васильев, характеризуя творчество Екимова?..





Раздел, в котором помещён рассказ, называется «Эхо войны». Какая взаимосвязь между названием раздела и проблемой, поднятой в рассказе?

В рассказе поднятая проблема последствий войны («эха войны»), которые не дают нашей героине спокойно жить спустя годы после её окончания.




Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Раскрывает ли он содержание рассказа, беседы? Почему?

«Боль войны жива в народе…» Эта боль мучает и бабу Дуню, и Гришу, и многих других.




Ребята, как вы думаете: соотносится ли эпиграф с названием стенда «И ходит по Земле / Босая Память – маленькая женщина»?

Соотносится, потому что «боль войны…» - это память, которая тревожит людей.

- я думаю, что «боль войны жива… бродит, как в берёзах сок». Ведь, когда в берёзах появляется сок, они оживают от зимней спячки. Так и память «ходит по Земле» и пытается «разбудить» людей.




Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы замечательного российского поэта Егора Исаева «Суд Памяти»:







Читает учитель или заранее подготовленный ученик

- И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идёт.

Переступая рвы, -

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.


Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.




Поэма Е.Исаева называется «Суд Памяти». Кого, по-вашему, судит Память и за что?

Людей, за то что они позабыли прошлое.

- Нас всех, потому что мы стали забывать, что пришлось пережить людям во время войны.

- мне кажется, наше поколение надо «судить» за равнодушие, жестокость.

- Я думаю, что она не только судит, но и пытается пробудить в людях хорошие качества: благодарность, доброту, милосердие, «Не о себе – о мире беспокоясь».




А почему память босая?

- Ей для себя ничего не надо – она о других беспокоится.

- Мне кажется, автор показал её нищей: как нищие просят что-то, так и Память просит людей опомниться, измениться.

- Она идёт тихо, потому что хочет напомнить тихо, ненавязчиво о том, о чём люди забыли, как будто бы человек сам дошёл до этого. Хочет разбудить совесть, достучаться до сердца.











- Ребята, помните: не забыть – значит не дать не повториться. Вот она наша с вами память. Вглядитесь в эти лица.(Обращаемся к стенду, где помещены репродукции картин, фотографии женщин – тружениц тыла.) Война не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И кровоточат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал её дыхание. Не пожалей те ласкового слова, тёплого взгляда для этих людей. Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Они не просят о помощи – они ждут её.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!