2. | Опрос домашнего задания. | - Что было задано на дом? - Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине? . | Подготовить сообщения о поэте. Сообщения учащихся: Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии. |
3. | Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина | -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете? - А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем. | Работа в группах. Игра «Найди пару». Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия. 1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир. 2. "Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора:" 3.Старичок отправился к морю, (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" 4. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. 5.У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; 6."Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" 7. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. 8.Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. 9.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»). |
4. | Сообщение темы урока | - Ребята, вы правильно подобрали названия к отрывкам из сказок и стихотворений. - Какой отрывок из стихотворения показался вам незнакомым? - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:" - Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? - Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? (Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»). Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений. – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «У лукоморья дуб зелёный …». | «У лукоморья дуб зелёный…». - Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина. Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение? & Работа со словарём: ПОЭМА – поэтичное повествование, стихотворный рассказ целостного содержания. Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим… |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным». 1). Вступительное слово учителя. 2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…» стр.89-90 3). Чтение стихотворения учащимися. | - Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824. - А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? - Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? - Прочитайте стихотворение и проведите исследование, какие старые слова встречаются в тексте. Попробуйте узнать эти слова. - Подберите синонимы к словам: Тужит — …, бредёт — …, служит — …, невиданных — …, преданья старины — … . - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? | & Работа со словарём: Лукоморье - морской залив, бухта, изгиб морского берега. (читают в учебнике на стр.89) Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. Исследовательская работа (работа в парах). Учащиеся выписывают слова: златая - золотая, брег - берег, песнь - песня, чредой – по очереди Тужит – грустит; бредёт – служит – невиданных - |
7. | Работа над структурой и эмоциональным строем текста 1). Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием | - Ребята, сколько частей в этом произведении? - Что изобразил поэт в этой части? (читают по цепочке) - А каким вы представляете себе Кота учёного? - Почему кот учёный? -Что вы можете сказать о второй части? - Описание, какого чуда, занимает центральное место в отрывке? Прочитайте. — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? - А почему леший не идёт, а бродит? - Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? Оказывается могут. В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. — Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
— Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?. - Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках? - Что означает «дол»? - Как вы понимаете слова «видений полны»? - Кого в Древней Руси называли витязем? - Как витязи выходят на берег? - Почему воды названы ясными? Дядька в старину: старый солдат. Наш дядька не простой солдат, а морской. - Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? - Что необычного в описании волка? — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»? — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»? - В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? -Заполните таблицу. положитель- ные герои | отрицатель- ные герои | | | | Состоит из двух частей. Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира. Образованный, мудрый, знающий песни и сказки. Более объёмная. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. Говорится о сказочных героях (поэтому эта поэма – сказка). Леший – хозяин леса и зверей. Бродить - едва ходить, еле таскать ноги, плестись. («Толковый словарь» В.И.Даля) Нет. Читают сноску в учебнике: «На неведомых дорожках» - на неизвестных дорожках.
Словесное рисование избушки на курьих ножках. Дол - пространство без деревьев – долина. «Видений полны» - полны привидений. Отважного, доблестного, храброго воина. Чредой, то есть строем. Ясный – прозрачный Колдуны - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. «царевна тужит» - царевна скучает. Бурый волк (обычно серый). Читают сноску в учебнике: Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым. Концовку русских народных сказок. Там русский дух…там Русью пахнет! Гордость за Россию.
|
10. | Рефлексия. Подведение итогов урока. | - С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? - Что особенно вам понравилось? - Кого бы вы поселили в страну Лукоморье? - С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться? Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2.Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» | Поэма. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят. Заполняют бланк самооценки. |