4. | Работа над темой урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление семьи, любви и верности. | 1. Жанровое своеобразие повести. Работа над таблицей. - Чем интересна повесть? Что она напоминает? - Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения) - Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием? 2.Обратимся к композиции: - Как построена повесть? - Сколько частей можно выделить? - Составляем коллективно план повести, запишем его на доске и в тетради. 2. «Соколиный глаз» (определение уровня читательского восприятия): ответьте на вопросы: 1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря? 2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение? 3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя? 4.За что бояре невзлюбили девушку? 5.Зачем приказала не все струпья помазать? 6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда? 7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа? 8.Почему бояре перебили друг друга? 9.Чьей была дочерью Феврония? 10.Что вышивала Феврония пред смертью? 3.Характеристика образов главных героев. Духовный портрет Петра и Февронии. Характеристика Петра -Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. - Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? - Что мешает ему поступить иначе? - Так почему же автор делает Петра главным героем? - Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? - Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. - Быть невысокомерным, значит быть каким? - Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? - Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? - Обладает ли ими Петр? Запишем их. - Какие еще черты раскрываются в характере Петра? - Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. (Приложение №2) Характеристика Февронии - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? -В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? - Когда мы впервые знакомимся с Февронией? - Заглянем в дом к Февронии. -Порассуждаем: - О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней? -Прочитайте в повести загадки Февронии. - Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью. - С какой целью автор использует их здесь? - Что еще доказывает мудрость героини?
- Значит, какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем. - Какие еще приведете примеры, подтверждающие мудрость героини? - На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? - О какой черте х-ра это говорит? - Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? - За что же полюбил Пётр Февронию? - Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? Запишем. - Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг? - Значит, каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите. - Какими еще качествами обладает Феврония? - В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста. (Приложение №3) - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? - Почему автор не рисует портретов героев повести? - Какими эпитетами автор награждает героев?
- Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»? -Расскажите, приводя подтверждение из текста: 1. Как жили молодые после замужества? 2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»? 3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует? 4. Почему его попросили вернуться? 5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе? 6. Какой пример подавали своим правлением? 7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте. 8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим). 9. Как завершается жизненный путь Петра и Февронии? 10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу). Выводы: - Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. -Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр. - А какими нравственными качествами обладает Феврония? - Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите - Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? - Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака 4. Составление словарей из слов, характерных для данного текста, которые «ушли в прошлое» и их объяснений. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» близка к фольклорным жанрам: … Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа. Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают (Приложение №1) Вывод: В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. ПЛАН 1.Подвиг князя Петра 2.Мудрая дева Феврония 3.Поединок Петра и Февронии с боярами 4.Кончина святых и посмертные чудеса Основные эпизоды повести: Проделки дьявола Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки. Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере. Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. Добросердечие и невысокомерие. Кротким, смиренным. Мужеством Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера. Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость. Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные. Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. Когда гонец ищет лекаря для князя Петра. Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли. Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп. Мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте) Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка. Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна. Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать. Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением. Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением. Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее. Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг. Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
& Словарная работа: Блаженный – благой, добрый. Преподобный - святой из монашествующих. Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. мудрость | добросердечие | мужество | кротость | смирение | Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность) | Любовь и верность близким | Умение прощать | мудрость | добросердечие | трудолюбие | милосердие | Способность самоотверженно любить | Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность) | Чудесный дар | верность | Кротость, смирение | Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей. Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу. |