Конспект урока литературы в 7 классе.
Розовый конь детства. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Урок – исследование.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
В русской и советской литературе немало произведений о детстве, в том числе и автобиографических. Это и «Детские годы Багрова – внука» С.Т Аксакова, и трилогия Л.Н. Толстого, начинающаяся повестью « Детство ». За темные леса, за синие горы уплывает на сказочном плотике мальчик в « Детстве» И.С. Соколова- Микитова.
В этом же ряду свое место занимает и повесть В.П. Астафьева « Последний поклон», книга о ярких впечатлениях детства, книга о добре, о взрослении человека. В « Последний поклон» входит пятнадцать рассказов , где каждый – это отдельное повествование о каком – то событии, случае в жизни мальчика. Сюжетно они не связаны, но все рассказы написаны от первого лица, автор использует свое имя Витя, Витька, повторяются другие персонажи: друзья, знакомые , родственники. И одно повествование как бы дополняет другое, высвечивается какая-то новая черточка характера того или иного героя.
Урок должен быть наполнен большим нравственным звучанием, нужно помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, попытаться преодолеть обстоятельства, не дать им сломать себя, при этом показать, как важны нравственные ценности семьи в воспитании детей.
Произведение очень интересно для анализа, так как автором психологически точно обрисовано поведение маленького человека еще только вступающего на путь взросления.
Цели:
Образовательные:
Добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
развивать умение учащихся работать с текстом;
проверить осознание прочитанного;
развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;
показать своеобразие языка произведения (просторечие, диалектные слова, пословицы и поговорки)
ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный
Развивающие и коррекционные:
развитие логического мышления;
развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;
следить за произношением учащихся;
развивать навык чтения с губ;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные
воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, нравственного отношения к природе, интересна к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева, репродукции из журналов, рисунки, фотографии, иллюстрации к рассказу « Конь с розовой гривой», опорные карточки – информаторы, толковый словарь Ожегова.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема нравственного взросления человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», повлиял на всю жизнь главного героя, изменил его, сделал старше, взрослее. Наше исследование на сегодняшнем уроке будет касаться не всего произведения Астафьева, а лишь той проблемы, которая обозначена в теме урока.
2. Введение в тему урока. Обучающиеся читают тему урока. Размышляют, исследуют понятия: НРАВСТВЕННОСТЬ
НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Подбирают синонимы, антонимы.
В тетрадях литературоведческих терминов появляются записи:
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нравственный – 1. См. нравственность;
2.соблюдающий требования нравственности;
3.относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Нравственные проблемы – сложные вопросы, задачи, относящиеся к внутренней духовной жизни и душевной жизни героев, определяющие правила поведения человека в обществе.
3.Аналитическая беседа.
-Что является завязкой рассказа?
Первую строку: «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними». За землянику был обещан пряничный конь – огонь. Это почти сказочное начало.
-Исполнилась ли мечта мальчика получить «пряник конём»?
Учащиеся зачитывают заключительные строки рассказа: «Это был сказочный конь «по скоблённому кухонному столу, как по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах «скакал белый конь с розовой гривой».
Казалось бы счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет автор пишет: «А я всё же не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Давайте проведём исследование и ответим на вопросы, поставленные автором.
4. Р е а л и з а ц и я д о м а ш н е г о з а д а н и я.
Учащиеся работают в группах по карточкам – информаторам, в которых дан план – маршрут по эпизоду «Поход за ягодами на вал». Определяют, что маршрут неточный, дополняют и исправляют его. В результате работы в группах план – маршрут предстаёт в следующем виде:
Дорога к увалу.
Сбор земляники.
Драка левонтьевских ребятишек.
Решение идти к Малой речке.
Жестокие развлечения на берегу Малой речки.
Весёлое возвращение левонтьевских ребятишек.
Ожидание рассказчиком кары за «содеянное злодейство».
5. Р а б о т а н а д т е м о й у р о к а.
Итак, мы отправляемся в воображаемое путешествие по маршруту, обозначенному в домашнем задании. Ваша задача - представить эти места, помочь нам разобраться в тех ситуациях, в которые попал герой Витька, дать нравственную оценку его поступкам.
1).Д о р о г а к у в а л у. Анализируя данный эпизод. Учащиеся обращают внимание на такую важную деталь, как посуда, с которой дети пошли за земляникой. Левонтьевские ребята «…несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные берестяные туески», «…левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой …», а у Вити был аккуратненький туесок. Отмечаем, что автор использует такой композиционный приём, как противопоставление.
И дальше мы будем давать сравнительную характеристику Вити и левонтьевским ребятам. Учащиеся делают вывод, что битая посуда – это признак бедности; говорит об отношении к вещам, к труду вообще. Левонтьевские ребята не ценят чужой труд, не берегут вещи. В семье героя – рассказчика знают цену труду.
Следующий наш этап: 2).Д о р о г а н а у в а л.
-Прочитаем вслух, как ведут себя ребятишки по дороге за земляникой. Затем задание усложняется: по опорным словам – глаголам составить пересказ эпизода.
Карточка.
«Левонтьевские орлы бросали …, барахтались, … драться, плакали, дрались. По пути заскочили …, напластали, наелись …, а …побросали».
Работа с толковым словарём.
Напластали (разговорное) – нарвали столько, сколько поместилось в полы рубахи.
- Дадим нравственную оценку поступкам левонтьевских орлов. Видно, что в семье не было должного взаимоуважения, не было того, что называют «ладом». Левонтьевские ребята ведут себя неумно, как маленькие зверьки, т.е. легкомысленно, безответственно.
3). Наблюдения за героями в о в р е м я с б о р а з е м л я н и к и. Здесь в центре внимания окажутся Санька и Витя. Ребята отрицательно относятся к Саньке. Он им не нравится. А почему? Ведь Санька не обманывал, не отбирал ягоды у Вити. Тут необходимо понять психологию мальчишек. Санька взрослее, по – своему хитрее, нахальнее. Он способен бессовестно играть на мальчишеских чувствах. Жадина и трус – что может быть страшнее этой оценки для неопытного мальчугана. И главное тут было для Вити «не спасовать, не струсить, не опозориться».
Учащиеся приведут и такие строчки из текста: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Младшие братья и сёстры ведут себя так же, как их брат Санька. Во время сбора земляники они хитрят, ябедничают друг на друга, дерутся.
На вопрос: «Как ведёт себя герой рассказа Витя? И почему он старательно трудится?» учащиеся отвечают по – разному:
«Витя хочет пряника»; «пряник надо заслужить трудом», «Витя по – другому не может. Бабушка воспитала в нём трудолюбие»; «герой рассказа – трудолюбивый мальчик».
4).Анализ эпизода «Р е ш е н и е и д т и к М а л о й р е ч к е».
- Почему Витя не может пойти с ребятами? (Он не набрал полную посудинку).
- Как Саньке удаётся уговорить Витю бросить собирать ягоды? (инсценирование эпизода).
- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем отказался от того, чему его учила бабушка? Замените данные выражения словами из текста:
«сожалел, что сделал ошибку», «храбрился», «неуверенным голосом», «придал себе храбрости», «отказался от того, чему его учила бабушка».
Слова для справок: «покаялся», «хорохорился», «гаснущим голосом», «напустил себе отчаянность», «махнул на всё рукой».
Мир детских отношений непрост, там существуют свои оценки, на всё есть своя мера. Издевается Санька над Витей, возвращаясь с увала, втягивает его в тяжкий обман, а затем грозится рассказать бабушке. За молчание требует калач, потом ещё и ещё, шантажирует его.
- Давайте проследим путь нравственного падения главного героя. Как вы понимаете выражение «махнул на всё рукой»?
Ответы учащихся: «Витя начинает хвастаться», «принимает участие в жестоких развлечениях», «обманывает бабушку», «крадёт калачи».
Вывод: Герой рассказа становится таким же, как левонтьевские ребята.
- Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?
Левонтьевским ребятам всё нипочём: «Санька «заржал», он злорадствовал: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!». Витя понимает, что ему проступок «с рук не сойдёт»,
С рук не сойдёт – не пройдёт безнаказанно.
Следующий этап – Н р а в с т в е н н ы е с т р а д а н и я г е р о я. Ребятам не так- то легко понять Витины переживания, поэтому обращаю внимание учащихся на ту духовную среду, в которой рос, воспитывался герой. Бабушка является носителем подлинно народных воспитательных традиций. Обман, воровство, плутовство были глубоко противны её крестьянской натуре. Она говорит: «Жить надо по совести». Вместе с тем в ней живёт глубокая вера в людей, в добро человеческое. Вот почему и страдает так деревенский мальчишка от своего обмана, казнит себя за содеянное: «чуть было не всплакнул», «приготовился к каре за «содеянное злодейство».
Его мучит совесть: «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?». «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?», «вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай!». Готов был провалиться сквозь землю.
После всех переживаний, угрызений совести, слёз раскаяния, когда бабушка, кажется, прощает за содеянное, «надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Ах, ты, Господи. Да чтобы я ещё хоть раз сплутовал». Обращаю внимание детей на выражение «стыдно людям в глаза глядеть». В сельской местности, где все друг друга знают, не утратило своего значения общественное мнение, то есть мнение соседей, знакомых, односельчан.
-Почему бабушка купила всё-таки «пряник конём» обманувшему её внуку? (Витя сожалеет о неправильном поступке, он мучается и раскаивается в своих «злодеяниях»).
6. ИТОГ УРОКА.
- И, возвращаясь к книге «Последний поклон», ответьте, пожалуйста, на вопрос: кому же этот поклон? Что означает этот поклон?
- Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?
- Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?
Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.
Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?
Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия.
Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы. Стр.138
Неслучайно рассказ заканчивается такими строчками. Стр. 139 последний абзац.
-Жизнь сложна, никто не застрахован от ошибок, каждый может оступиться. Но то человек, который имеет мужество признать свои ошибки, исправить их, тоже достоин уважения.
И жить надо с верой в человека, и прощать тоже надо уметь, чтобы надолго оставались в детской памяти скачущие «по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами белые кони с розовыми гривами». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.
Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…