СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по творчеству А.П.Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока-исследования творчества А.П.Чехова в 10 класе содержит защиту исследований по новелле "Дама с собачкой".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по творчеству А.П.Чехова»

Урок-исследование "Бескрылая жизнь"

(по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), литература, 10-й класс


Цели:

  1. овладение “техникой” прочтения текста;

  2. постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова;

  3. углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж);

  4. раскрытие идейно – нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно – семантической и композиционно – синтаксической организации художественного текста;

  5. воспитание нравственности.


Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

1 группа

Цель: исследовать стилевые особенности рассказов А.П. Чехова.

2 группа

Цель: исследовать роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж).

3 группа

Цель: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа;

4 группа

Цель: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста.

Эпиграф:

Мимо всей этой скучной серой толпы бессильных
людей прошел…ко всему внимательный человек,
посмотрел он на этих скучных жителей своей
родины и с грустной улыбкой сказал:
-Скверно вы живете, господа!

М. Горький.

В “ Литературоведческий словарь”:

Новелла (от итал. “новость”) – небольшой по объему жанр повествования,

приближающийся к повести или рассказу.

Чаще всего в новелле изображаются один – два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя о зрелом периоде творчества А.П.Чехова.

  2. Исследование текста: работа групп.

1 группа.

Задание:

  • определить предмет изображения и композиционный стержень чеховского рассказа;

  • исследовать стилевые особенности произведений А.П. Чехова (на примере рассказов “Дама с собачкой”, “Попрыгунья” и др.).

Результат работы группы:

Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы (новеллы). Они обладают стройностью, емкостью и философской обобщенностью.

Предметом чеховского рассказа является повседневная действительность. В них все буднично и просто, но за внешним благополучием обнаруживаются противоречия. Чуткость Чехова к пошлости, обесчеловечивания человека вытекает из его высоких требований к жизни.

Основу рассказов составляют идейная эволюция героя и его искания, а также выводы, к которым он приходит. Не события, а внутренние искания героев составляют композиционный стержень новеллы Чехова.

Психология героя Чехова “спрятана” внутрь. Настоящие чувства, душевные движения в рассказах скрываются за банальными фразами и только изредка прорываются в жесте, взгляде или интонации.

Специфическая особенность чеховского стиля - повторение деталей. Простая деталь, повторяясь, становится частью композиции.

Незавершенные финалы рассказов позволяют Чехову намекнуть на возможности, которые таит в себе будущее, подчеркнуть беспомощность героя и веру в неизбежность решения этих конфликтов жизнью.

Выводы:

  1. Наиболее распространенный тип повествовательных произведений Чехова – рассказы или новеллы.

  2. Предметом чеховского рассказа является вся совокупность повседневной действительности.

  3. В основе произведений Чехова лежит переломный момент в жизни героев, момент, который позволяет обнажить психологию героев, их характеры.

  4. Композиционный стержень рассказов Чехова составляют внутренние искания героев.

  5. Финалы произведений Чехова перспективные, незавершенные.


2 группа

Задание: найти примеры цветописи, звуков, “пахучести” прозы и выявить их роль в создании художественного образа.

Результат работы группы:

  1. Таблица “Звуки, запахи и цвет в рассказе “Дама с собачкой”

Цветовая

палитра

Звуки

Пахучесть” прозы

Преобладают белый и серый цвета.

белый шпиц”;

белые облака”;

липы и березы, белые от инея”;

белая земля”,

белый снег”

серое солдатское сукно”,

чернильница, серая от пыли”,

любимое (!) серое платье”,

забор, серый, длинный, с гвоздями”

слабые, неясные, звуки плохого оркестра”

звуки скрипки - “дрянные и обывательские”,

звуки романса,

звуки органа в ресторане

запахи цветов,

моря,

осени

губы Анны Сергеевны пахнут “запахом и влагой цветов”

Выводы:

  1. В “Даме с собачкой” внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета.

  2. Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, “полумертвой” мещанской жизнью, которую влачат герои.

  3. Роль звуков в рассказе: детализация впечатлений от провинциальной жизни;

  4. Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты героев.


3 группа

Задание: исследовать словесно – семантическую наполненность рассказа.

Результат работы группы:

Ключевые слова рассказа выражают идеологическое содержание, которое вложено

писателем в персонажи:

Тайна

Под покровом тайны”,

существование держится на тайне”,

его личная тайна”

они видятся только тайно”.

Скучно

Ей скучно здесь”,

Гурову было уже скучно слушать”,

Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!”

Слова со значением неопределенности

что-то”,

какой-то”,

зачем-то”,

что-нибудь”

Гуров: “в наружности его было что-то привлекательное, неуловимое”; какая –то сила влекла и манила к нему женщин”

Муж Анны Сергеевны: “В его длинной фигуре… было что - то лакейски скромное, улыбался он сладко, и в петлице у него блестел какой –то значок, точно лакейский номер”.

Выводы:

  1. Ключевые слова выделяются на фоне других слов, выполняя смысловую роль; выражают идеологическое содержание, которое вложено писателем в персонажи.

  2. Использование неточных слов позволяет автору выразить душевное состояние героев, избегая категоричности, однозначности, навязывания своей воли.


4 группа

Задание: исследовать композиционно – синтаксическую структуру текста

Результат работы группы:

    1. Сложное предложение - ведущая синтаксическая конструкция, позволяющая подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев

“Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна и не улыбалась…”

“И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может случайному, все, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других все же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, чтобы скрыть тайну, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его “низшая раса”, хождение с женой на юбилеи, – все это было явно”.

“Они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу”.

“Как освободиться от этих невыносимых пут?

-Как? Как? – спрашивал он, хватая себя за голову.- Как?

И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко – далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”.

    1. Предложения с многоточиями в конце, “недоговоренность” автора оставляют читателю возможность домыслить детали. В рассказе “Дама с собачкой” таких предложений 20.

“Что вы делаете, что вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Мы с вами обезумели. Уезжайте сегодня же, уезжайте сейчас Заклинаю вас всем святым, умоляю Сюда идут!”

Выводы:

  1. Сложные предложения являются средством характеристики героя, позволяют установить причинно – следственные связи между фактами и подчеркнуть трагические противоречия в жизни героев.

  2. Многоточия в конце предложений передают эмоциональную напряженность речи, позволяют читателю домыслить детали, проникнуть в замысел автора.


      1. Подведение итогов урока

Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования рассказа А.П.Чехова “Дама с собачкой”:

  1. Каждая из названных особенностей в произведениях А.П. Чехова, сочетаясь с темой рассказа, его идеей, является “чеховской”, способствуя созданию особого стиля писателя.

  2. Лексическими и синтаксическими средствами обеспечивается художественность воплощения идеи “Дамы с собачкой” и изображение драмы людей, познавших подлинную любовь, ненадолго осветившую их “серую” жизнь, ускорившую нравственный рост героев и усилившую их влечение к иной жизни.

  3. События, лежащие в основе рассказов А. П. Чехова, заставляют задуматься о нравственных проблемах: в чем заключаются содержание и смысл человеческой жизни.


    1. Рефлексия.

    2. Домашнее задание.

Творческая работа – размышление на темы:

-“Уважай в себе честного малого и знай, что честный малый – не ничтожность” (по произведениям А.П. Чехова);

-“Какая-то куцая, бескрылая жизнь…” (по произведениям А.П. Чехова)

-“Как освободиться от этих невыносимых пут?” (размышляя над прочитанным. По рассказам А.П. Чехова).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!