ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Цель: раскрыть образ родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина
Тип урока: изучение нового материала (открытие «новых» знаний)
Этапы урока:
1. Организации
2. Актуализации
3. Проблематизации
4. Открытия «новых» знаний
5. Закрепления открытых «новых» знаний
6. Домашнее задание
7. Рефлексии
Ход урока.
«Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к Родине. Чувство Родины –
основное в моем творчестве»
С. Есенин.
1. Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
2. Урок я хочу начать с эпиграфа «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» С. Есенин.
Исходя из сказанного сформулируйте тему урока.
Сергей Есенин говорил, что Родина- это основное чувство в его творчестве. А что для вас значит слово «Родина»? Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это…» (структура финк-раунд-робин). Дается 1 минута, затем каждый зачитывает свое предложение.
Я предлагаю вам следующее задание:
Структура ЭЙ АР ГАЙД.
1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
до | утверждения | после |
| Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа. | |
| Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина. | |
| Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. | |
| Центральной в творчестве Есенина является тема родины. | |
| Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю. | |
На работу вам дается 2 минуты, затем отложите листы в сторону.
Скажите какова цель нашего урока? (Раскрыть образ Родины в творчестве Есенина, рассмотреть особенности изображения Родины Есениным)
Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, постараемся понять, а, может быть, «открыть для себя» этого великого русского поэта.
3. По сути, все творчество Есенина можно разделить на три этапа. Назовите эти этапы.
1 период -1914 -1916 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи. Подъём душевных и творческих сил под влиянием происходящих в стране изменений.
2 период -1919-1921 гг. Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.
3 период -1924- 1925 гг. Возвращение на родину. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.
Класс разделён на 3 группы. Каждая получает задание проанализировать стихотворения С. Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. Учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:
период творчества | образ родины и отношение к ней поэта |
| |
У каждого в группе листок со стихотворением и таблицей. Сначала работают самостоятельно, а затем обмениваются информацией внутри группы.
5. Учащиеся комментируют составленные таблицы. Выходим на то, что Родина у Есенина в каждый из периодов творчества разная, в зависимости от душевного состояния поэта. Скажите близка ли вам, сегодняшним читателям, «есенинская Родина»? Если да, то чем, если нет, то почему?
А теперь я попрошу вас вернуться к таблице «До и После»
Еще раз прочитайте утверждения. В столбике «после» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны.
Сравните столбики «до» и «после». Изменились ли ваши убеждения? Почему? А какие из этих утверждений являются важными для вас?
до | утверждения | после |
| Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа. | |
| Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина. | |
| Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. | |
| Центральной в творчестве Есенина является тема родины. | |
| Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю. | |
6. Домашнее задание
Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.
7. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке самостоятельно в оценочных листах.
Оценочный лист урока
Фамилия Имя | Оценка за работу на уроке |
| |
| |
| |
| |
| |
Оценочный лист урока
Фамилия Имя | Оценка за работу на уроке |
| |
| |
| |
| |
| |
Оценочный лист урока
Фамилия Имя | Оценка за работу на уроке |
| |
| |
| |
| |
| |
Задания для работы на уроке
Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
до | утверждения | после |
| Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа. | |
| Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина. | |
| Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. | |
| Центральной в творчестве Есенина является тема родины. | |
| Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю. | |
Проанализируйте стихотворение 1914 года «Гой, ты Русь, моя родная…» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:
период творчества | образ родины и отношение к ней поэта |
| |
Домашнее задание
Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.
Задания для работы на уроке
Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
до | утверждения | после |
| Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа. | |
| Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина. | |
| Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. | |
| Центральной в творчестве Есенина является тема родины. | |
| Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю. | |
Проанализируйте стихотворение 1920 года «Я последний поэт деревни» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:
период творчества | образ родины и отношение к ней поэта |
| |
Домашнее задание
Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.
Задания для работы на уроке
Напишите продолжение предложения «Для меня Родина – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В столбике «до» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
до | утверждения | после |
| Есенин – душа нации, великий художник поэт, пользующийся безграничной любовью народа. | |
| Представители различных литературных течений, даже футуристы, с уважением относились к творчеству Есенина. | |
| Невозможно объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. | |
| Центральной в творчестве Есенина является тема родины. | |
| Поэзия Есенина может научить современного человека понимать и любить свою страну, её богатую и трагичную историю. | |
Проанализируйте стихотворение 1925 года «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенина и выявите особенности образного мышления поэта в этот период времени. Оформите свои наблюдения в виде таблицы:
период творчества | образ родины и отношение к ней поэта |
| |
Домашнее задание
Литературовед Ю. Тынянов сказал, что «Его (Есенина) стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с утверждением Тынянова? Почему? Письменно ответить на вопрос.
Самоанализ
Мною был проведен урок литературы в 11 классе по теме «Тема Родины в творчестве С.А. Есенина». Урок в разделе «Творчество С. Есенина» второй, перед этим была изучена биография поэта. Этот урок включен в раздел, чтобы показать значимость образа Родины как для самого поэта, так и для его творчества. Следующий урок будет посвящен теме любви в творчестве Есенина, таким образом, прослеживается взаимосвязь образов Родины и любимой женщины в творчестве Есенина.
По типу урок – урок изучения нового материала («открытия новых знаний»).
Основная цель урока: раскрыть образ родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина, а также проследить эволюцию образа Родины в лирике поэта.
На уроке отрабатывались следующие УУД:
Личностные-самоопределение, смыслообразование, познавательные- постановка цели на урок, синтез и анализ текстовой информации, построение логической цепочки рассуждения, решение учебных задач, коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, построение монологического высказывания, регулятивные- планирование, контроль, коррекция, саморегуляция. Формы организации деятельности на уроке: групповая, индивидуальная. Виды деятельности учащихся на уроке: слушание, говорение, чтение, письмо.
В уроке можно выделить несколько этапов. Каждый этап был нацелен на достижение определенного результата
1 этап- организации:
Цель: вхождение учащихся в деятельность на уроке
Результат: готовность учащихся к работе
2 этап – актуализации:
Цель: постановка цели урока, определение границ «знания-незнания»
Результат: цель урока определена, намечен план деятельности
Для достижения результата на данном этапе использовались структуры «Финк-Раунд-Робин» и «Эй ар Гайд» из Сингапурской методики обучения
3 этап – проблематизации:
Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия новых знаний»
Результат: повторен материал о периодизации творчества Есенина
Для достижения результата применялся фронтальный опрос.
4 этап – открытия «нового» знания:
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения учебной задачи
Результат: выступление каждой из групп, заполнение таблицы
Для достижения результата использовалась структура «Сималтиниус-Раунд-Робин»
5 этап – закрепление изученного материала:
Цель: закрепить полученные знания, выявить взаимосвязь между изображением образа Родины в творчестве С. Есенина и его душевным состоянием
Результат: учащиеся выявили, что поэт по-разному изображает образ Родины на протяжении своего творчества
Для достижения цели использовался фронтальный опрос
6 этап – информация о домашнем задании:
Цель: выявить усвоение материала урока путем постановки проблемного вопроса, можно ли считать стихи Есенина легкими для чтения
7 этап –рефлексии:
Цель: выявить осознанность учащимися своей деятельности
Результат: учащиеся сами оценили свою работу на уроке.