I. Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока | - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Рады слышать мы звонок Начинается урок Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. Актуализация знаний | - Каким предстаёт перед нами Вася в начале повести? Каким он становится в финале? - Правильно, он изменился. Как он изменился? - Благодаря чему меняется Вася? Что или кто повлиял на него? - Какие эпизоды вам больше всего понравились? | Личностные УУД 1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое. | Часто ли вам приходится поступать «как все»? часто - Всегда ли поступать «как все» значит поступать правильно, в нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято», но есть другие люди - их мало и встречи с ними драгоценны - они поступают так, как велит голос совести. Они остались в памяти людей не только как создатели литературных произведений, но и как великие гуманисты. -Что означает слово - гуманный? Читаем словарь: Гуманный — направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый -Кто из героев оказался гуманным по отношению к кому-то? Итак, тема нашего урока- подготовка к ответу на вопрос ( Сочинение - рассуждение) - Можете ли вы сформулировать задачи урока? Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. — Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом? — Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе? | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Планировать необходимые действия |
IV. Подготовка к сочинению | 1. Беседа по содержанию. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. — Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом? — Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе? - Как вы понимаете формулировку проблемного вопроса? Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении. Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление. К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”. 2. Составление плана I. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». II. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи. б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей. в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу. г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство? д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом. е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. III. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи. | Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).
Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить в тексте ответы на вопросы . |
VI. Рефлексия. | - Ребята, скажите, а вас чему-нибудь научила эта повесть? - Оставила ли история о детях след в ваших сердцах? Интерактивный прием «Микрофон» Продолжите фразу: «На уроке меня заинтересовало…»; «Очень важным для данной темы я считаю…». | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Информация о домашнем задании | Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья?».
Индивидуальные опережающие задания: найти в справочной литературе или интернете сведения о детстве и юности С.Есенина, подготовить выразительное чтение стихотворений С.Есенина. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности |