СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: Путь Васи к добру и правде" по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи 

Планируемые результаты:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков. умеет составлять план действий для достижения цели, формирует навыки самоконтроля. Познавательные: умеет формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по данной теме. Коммуникативные: адекватно использует разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: умеет составлять план действий для достижения цели, формирует навыки самоконтроля.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: Путь Васи к добру и правде" по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"»

Технологическая карта урока литературы

Предмет:

Литература

Класс

5

Тема урока:

Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: Путь Васи к добру и правде

Тип урока:

урок развития речи

Цели деятельности учителя:

подвести ребят к мысли о том, что беда сплачивает людей, помогает человеку измениться в лучшую сторону, переосмыслить свои взгляды на многие вещи, подготовить к написанию домашнего сочинения. 

Задачи:

знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Обучающие: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Предметные умения:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.


Планируемые результаты

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

умеет составлять план действий для достижения цели, формирует навыки самоконтроля.

Познавательные: умеет формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по данной теме.

Коммуникативные: адекватно использует разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: умеет составлять план действий для достижения цели, формирует навыки самоконтроля.

Методы:

проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

презентация

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \

УМК:

Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.



Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II. Актуализация знаний

- Каким предстаёт перед нами Вася в начале повести? Каким он становится в финале? 
- Правильно, он изменился. Как он изменился?
- Благодаря чему меняется Вася? Что или кто повлиял на него?
- Какие эпизоды вам больше всего понравились?


Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое.


 Часто ли вам приходится поступать «как все»? часто 
- Всегда ли поступать «как все» значит поступать правильно, 
в нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято», но есть другие люди - их мало и встречи с ними драгоценны - они поступают так, как велит голос совести. 

Они остались в памяти людей не только как создатели литературных произведений, но и как великие гуманисты. 
-Что означает слово - гуманный? Читаем словарь: Гуманный — направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый 
-Кто из героев оказался гуманным по отношению к кому-то?

Итак, тема нашего урока- подготовка к ответу на вопрос ( Сочинение - рассуждение)

- Можете ли вы сформулировать задачи урока? Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Планировать необходимые действия

IV. Подготовка к сочинению

1. Беседа по содержанию.

Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

- Как вы понимаете формулировку проблемного вопроса?

Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.

Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

2. Составление плана


I. Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

II. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

III. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.



Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).



Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .



V. Физминутка

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI. Рефлексия.


- Ребята, скажите, а вас чему-нибудь научила эта повесть? 
- Оставила ли история о детях след в ваших сердцах?


Интерактивный прием «Микрофон»

Продолжите фразу:

«На уроке меня заинтересовало…»;

«Очень важным для данной темы я считаю…».


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Информация о домашнем задании

Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья?».

Индивидуальные опережающие задания: найти в справочной литературе или интернете сведения о детстве и юности С.Есенина, подготовить выразительное чтение стихотворений С.Есенина.

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!