СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Рассказ " Кавказский пленник как протест против национальной вражды"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Планируемые результаты Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Рассказ " Кавказский пленник как протест против национальной вражды"»


Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».

Класс: 5

Цель: осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; сюжет и идею

Задачи:

Образовательная:

- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

Развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Воспитательная:

- воспитание общечеловеческих ценностей;

- умение работать в паре: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки;

- воспитать духовно-нравственную личность с непримиримым отношением к национальной вражде; толерантность;

- формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.


Планируемые результаты

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа


Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;


Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.



Ход урока:


I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.


- Ребята, я знаю, что вы очень дружный класс. Я вижу, что на вашей маленькой планете, а ваш класс -это тоже своего рода планета, все хорошо, все спокойно. Но, к сожалению, на нашей большой планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.


-- Как необходимо относиться к людям другой национальности? (Надо относиться хорошо, с пониманием, с уважением.)


--Что мешает людям жить в мире и дружбе? (другая вера, зависть, политика, )


--Как вы понимаете выражение "национальная вражда", подберите синоним к слову вражда, враг. (Это когда между разными нациями возникают различные конфликты, народы начинают ненавидеть друг друга, враг-недруг)


--Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду? (Дружба, понимание. взаимопомощь, например. когда случаются стихийные бедствия, ведь мы живем на одной планете.)


-Возможна ли дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий? (Конечно, возможна.)


-Поднимите руки те, у кого есть друзья, подруги другой национальности.


И это так должно быть, ведь мы живём в Оренбуржье, а здесь зафиксировано более 216 национальностей



В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.


III. Актуализация знаний

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

1. Работа с эпиграфом

- Прочитайте эпиграф.

- Почему война не сказка?

- Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

-Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

-Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

2. Фронтальный опрос

  • Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Толстой назвал свой рассказ былью.

- Что такое быль?

3. Антиципация названия произведения

- О чем пойдет речь в произведении?

- Кто такой кавказский пленник?

- Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы. Начнем работу с понятия сюжет. Оно уже вам знакомо.

4. Теория литературы

 Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.


- Что такое тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.


--Для того, чтобы понять сюжет рассказа, вы попытаетесь составить в парах план рассказа.

( 1вар.На опасной дороге. В плену. Неудавшийся побег . Помощь Дины. Повторный побег

2 вар. Погоня. Плен. 1-й побег. Помощь дины. Спасение.

3 вар. Куда ехали жилин и Костылин? Что с ними случилось? Кто их взял в плен? Как они жили в плену? Как помогла Дина Жилину?)

--Сюжет рассказа очень прост. Кто его определит ? (В плен попадают два офицера, один смог убежать, другой не смог)

2. Словарная работа

Аул- татарская деревня.

Ногаец- народность, живущая на северном Кавказе.

Сакля – жилище кавказских горцев .

Черкеска – узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота.

Айда – идём .

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти .

БЕШМЕТ -У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН- Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН- Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Усвоение новых знаний.


1. Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (главы I, II)

2. Беседа по вопросам

- Объясняет ли автор, почему была война? Как вы думаете почему?

- Чем, по-вашему, объясняется довольно жестокое обращение с пленными? Приведите примеры из текста.

- Как рассказчик описывает свои впечатления? Каково его отношение к изображаемому, к жителям аула? (Тон повествования спокойный, лишен эмоциональной оценки. Рассказчик подмечает каждую деталь внешности, одежды, обстановки и терпимо относится к тому, что наблюдает.)


3. Работа в парах

Эпизода «Одежда татар» (глава 2, стр. 55)- 1 пара

«Обед» (глава 2 -2пара)

Пересказ эпизода «Похороны» из 4 главы.стр 67 ( 3 пара)


--Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?


Вывод: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.


--Откуда истоки людской вражды? Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей?- Эти вопросы волнуют автора. Они должны волновать и нас, сегодняшних читателей

- Как отнеслись горцы к Жилину? За что назвали они его джигитом?

- Какова главная мысль эпизода разговора Жилина с горцами?

Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека.

4. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

- Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

- Как закончится история плена?

V. Первичная проверка усвоения знаний:

- С каким писателем познакомились сегодня на уроке?

- Что нового узнали о его жизни?

- Почему произведение называется «Кавказский пленник»?

Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.


Мысли Толстого:


Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.


Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.


Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.


Война и вражда античеловечны.

VI. Рефлексия.

На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя все очень разные и говорят на разных языках - у Нас один общий дом –  планета Земля.

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете .

(Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.


Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения


Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах.Осуждает предательство. Показывает. что война-это бессмысленная вражда людей.)


-- Прошло почти два века, но и сейчас…

VII. Информация о домашнем задании:

- Дочитать произведение до конца.

- Ответить на вопросы и выполнить задания 1 - 6 (с. 277 – 278).

- Составить цитатный план рассказа (озаглавить части рассказа).

- Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значения слов

«жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении

фамилий героев.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!