СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема: « Поэтическое изображение Родины и родной природы в произведениях С. Есенина» (урок внеклассного чтения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С.Есенина; формировать художественный вкус.Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни поэта; овладение навыками анализа поэтического текста; умение выразительно читать стихотворение.

Оборудование: презентация «Родина в лирике С. Есенина»; аудиозаписи песен на стихи С. Есенина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе. Тема: « Поэтическое изображение Родины и родной природы в произведениях С. Есенина» (урок внеклассного чтения)»

Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема: « Поэтическое изображение Родины и родной природы в произведениях С. Есенина» (урок внеклассного чтения, урок-концерт)

Цели:

а) Обучающие. Расширить знания учащихся о творчестве С.А. Есенина; подготовить учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; закрепить умение находить такие средства выразительности, как метафора, эпитет, сравнение.

б) Развивающие. Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

в) Воспитывающие. Воспитывать любовь к Родине через лирику С. Есенина, любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С. Есенина.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку, выставка рисунков учащихся.

Ход урока

Эпиграф:

« Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким « Русь»».

( Сергей Есенин)

Учитель: - Сегодня, ребята, давайте отправимся на родину самого читаемого в России поэта Сергея Александровича Есенина. Побываем в старинном селе Константиново, где жил и работал над своими стихами Сергей Есенин. Познакомимся с особенностями лирики поэта, увидим не только необъятные просторы заливных лугов у горизонта леса Мещеры, но и родительский дом С. Есенина.

- Посмотрите на эпиграф нашего урока. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина, начиная с 10-х годов нашего века. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина. Поэтому можно сказать, что тема Родины в творчестве поэта - основная, важнейшая тема, над которой он работал всю свою жизнь.

- « Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – Овсень, Таусень, осень, Ясень – связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом,» - писал А. Толстой.

- Где родился Есенин?

-Что вам известно о жизни и творчестве поэта?

-Какие стихотворения поэта вы прочитали первыми и как их восприняли?

(На экране показывается презентация о селе Константиново)

(Выступают учащиеся с рассказом о родном селе Есенина и его детских годах)

Учащиеся : - Родина великого поэта - старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры. Здесь поэт родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые, очарованный красотой родного края, «выплеснул душу в слова».

- Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Фёдоровна. Отец много лет работал в Москве. Мать занималась воспитанием детей. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Фёдоровна обладала редким даром исполнения русских народных песен. Песен она знала великое множество: и шуточные, и игровые, и лирические, и обрядовые. Даже рассказывая детям сказки, она обязательно пела. И дети, слушая с детства песни матери, невольно запоминали их и приобщались к « песенному слову».

- Сам Есенин так писал о своём детстве:

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так  протекло  мое  детство.  Когда  же  я  подрос,  из  меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».

- До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта - Татьяна Федоровна. В глубине есенинского сада - избушка- времянка, около которой растет яблонька- дикарка, посаженная при жизни Есенина. Недалеко от избушки среди вишен - амбар, где, по свидетельству Екатерины Александровны, старшей из сестер поэта, им были написаны многие стихи. А в самом углу усадьбы укрылась под золотистой соломой рига.

Учитель:

- Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, первым встречает тополь.

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

Облетевший тополь

Серебрист и светел.

Звучит музыка.

Этот тополь – «старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. Ведь в приокских селах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто.

Сейчас уцелевший тополь обнесен оградой. Это живая память. О чем?

Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома – пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клен. Сколько нежных слов посвятил поэт зеленому другу в своих стихах.

Под фонограмму песни «Клен ты мой опавший…»:

- Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он и предложил сестрам посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевывали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. И как водится, после дружной работы пили чай из самовара. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта.

Шумит в листве ветер, живет тополь!


Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал поэт, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому… С ранних лет запавшие в душу мальчика народные сказания, песни, поговорки, загадки обусловили его нравственный идеал - любовь к народу, Родине.

Чувство любви к Родине выражается и через картины родного пейзажа. Человек и природа едины. В природе поэт видит источник вдохновения. Мир природы наполнен цветом, звуком, движением, любовью к жизни…

Учитель

-К сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть понравившихся вам стихотворений С. А. Есенина о природе, о Родине. Давайте послушаем их.

Ученики читают наизусть стихи «Береза», «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша», «Я покинул родимый дом…», «С добрым утром!», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный» и другие.

Учитель:

– Какие традиционные фольклорные образы возникают в этих стихотворениях? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги»,..)

– Чем дороги поэту родные места?

– Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?

– Какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение «Пороша»?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения, метафоры.)

– Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («...Валит снег и стелет шаль...».)



- Стихи С. Есенина наполнены звуками и красками. Давайте найдём в текстах стихотворений слова, которыми поэт рисует пейзажную зарисовку. Какое средство выразительности помогает нам в этом? (эпитет)

(Работа с текстами стихотворений).

- Дома вы должны были нарисовать ту картину, какую вы увидели в подготовленном вами стихотворении. Посмотрите, что у вас получилось!

(Обзор выставки ученических рисунков.)

- Что же объединяет все прозвучавшие сегодня стихи ? (Образ Родины, образ родной природы, которые тесно связаны друг с другом. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердным и гуманными.)

Учитель:

- Мы начали свой урок со слов Есенина. Закончить я тоже хочу его словами: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”. Прав ли поэт?

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:

- Дома вы должны будете выполнить творческую работу на тему: «Моя малая Родина»









































Приложение. Тексты стихотворений С. Есенина.



БЕРЕЗА


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.




x x x


Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.


Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.


Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.


Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.


Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.


Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.


Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой.


1925



ПОРОША


Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.


Понагнулась, как старышка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.



x x x


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,


И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.


1918


С ДОБРЫМ УТРОМ!


Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"





x x x


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.


Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.


В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.


Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?


1914




x x x


Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".


1914










x x x


Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.


От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.


Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.


И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.








x x x


Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.


Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.


Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!


В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.


И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле

О невозвратных и далеких.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!