СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  литературы в 6 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

 

Цели: познакомить с басней «Ворона и Лисица»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;
  • выявить основную идею басни;
  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».»

Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели: познакомить с басней «Ворона и Лисица»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные:

  • развивать умение находить нужные сведения;

  • выявить основную идею басни;

  • подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

  • совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, лесть, льстец, плутовка, взгромоздиться и др.

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • формирование и воспитание духовно развитой личности;

  • воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как жадность, хитрость, глупость.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011г

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональная зарядка.

1. Отчёт дежурного;

2.Проверка готовности класса к уроку.

3.Психологический настрой.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

II. Различение на слух литературоведческой терминологии:

Русская литература, жанры литературы, басня, баснописец, мораль, олицетворение, аллегория.

III. Опрос домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть басни «Свинья под дубом» учащимися.

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. А с какой басней мы познакомимся, вы скажете сами.

- Назовите героев басни по описаниям:

Вот  идет  птица,

Важная  персона.

В черном  фраке,

С  длинным  клювом,

Хвост  чернее  уголька.

Лапы  важно  поднимает

По  двору  она  шагает

Это  кто?  Это  ворона.


Посмотрите-ка, какая:
         Вся горит, как золотая.
         Ходит в шубе  дорогой,
          Хвост пушистый и большой,
         На увертки мастерица,
        А зовут ее … (лисица)

- Что вы ещё знаете о вороне и лисице? - Какими качествами характера наделена лисица в сказках?

(Лисица чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
V. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

1). Выразительное чтение басни учителем.

Перед чтением обращаю внимание на словарь:

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привёл в восторг; покорить чем-либо, очаровать.

Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.

Ангельский - нежный, кроткий, добрый.

Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

После чтения учителем:

- О чём эта басня?

-Кто главный герой басни?

-Понравилась ли вам басня?

2). Чтение басни учащимися.

- Прочтите басню, определите мораль басни.

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

- Что значит «уж сколько раз твердили миру»? ( Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»? ( Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

3). Обобщающая беседа.

- Что такое лесть?

- Кого называют льстецом?

- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…» «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?

& Плутовка – хитрая, ловкая обманщица

- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

- Перечислите, что расхваливала Лисица?

- Как она называла Ворону?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

- Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

- Каким голосом говорила Лисица?

( Ласковым, нежным и тихим голосом.)

- Искренними ли были её слова? Как автор говорит об этом?

( И говорит так сладко, чуть дыша.)

& Говорить чуть дыша – говорить тихо, с замиранием сердца

- Почему же Лиса льстит Вороне? Какую выгоду она может получить?

(Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

- Как это случилось?

-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

( Доверчивая, глупая.)

& Доверчивый – легко доверяющий

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

( Тщеславных людей.)

& Тщеславный (человек) – любящий славу, выставляющий свои достоинства.

- Какой же смысл имеет басня?

( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

- Доказал ли это Крылов?

( Лисица смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

Вывод: И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица»:

высмеивает несообразительность, глупость;

осуждает изворотливость, обман, хитрость.

VI. Закрепление материала.

1.Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение басни.

 2. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

- За добро добром платят.

3. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Льстивый, склонный к лести - (Лисица)

Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)

Высокомерный – (Ворона)

Неискренний – (Лиса)

Неправдивый, лживый – (Лиса)

Хитрый – (Лиса)

Глупый – (Ворона)

Доверчивый – (Ворона)

VII. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» с. 63 – 64.

2.Нарисовать иллюстрацию к басне.

VIII. Подведение итогов урока.

- Что мы начали изучать на уроке?

- Какова мораль басни?

- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

IX. Рефлексия.

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!