Конспект урока литературы в 6 классе по теме:
«Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели: познакомить с басней «Ворона и Лисица»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные:
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, лесть, льстец, плутовка, взгромоздиться и др.
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные:
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как жадность, хитрость, глупость.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011г
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональная зарядка.
1. Отчёт дежурного;
2.Проверка готовности класса к уроку.
3.Психологический настрой.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
II. Различение на слух литературоведческой терминологии:
Русская литература, жанры литературы, басня, баснописец, мораль, олицетворение, аллегория.
III. Опрос домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть басни «Свинья под дубом» учащимися.
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова. А с какой басней мы познакомимся, вы скажете сами.
- Назовите героев басни по описаниям:
Вот идет птица,
Важная персона.
В черном фраке,
С длинным клювом,
Хвост чернее уголька.
Лапы важно поднимает
По двору она шагает
Это кто? Это ворона.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее … (лисица)
- Что вы ещё знаете о вороне и лисице? - Какими качествами характера наделена лисица в сказках?
(Лисица чаще всего изображается как хитрая, коварная, ловкая. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
V. Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
1). Выразительное чтение басни учителем.
Перед чтением обращаю внимание на словарь:
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;
Пленил – привлёк внимание, привёл в восторг; покорить чем-либо, очаровать.
Зоб – у насекомых, птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
После чтения учителем:
- О чём эта басня?
-Кто главный герой басни?
-Понравилась ли вам басня?
2). Чтение басни учащимися.
- Прочтите басню, определите мораль басни.
(Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
- Что значит «уж сколько раз твердили миру»? ( Говорили не раз.)
- « Но всё не впрок»? ( Не на пользу.)
- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).
3). Обобщающая беседа.
- Что такое лесть?
- Кого называют льстецом?
- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?
(«Что лесть гнусна, вредна…» «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)
- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?
& Плутовка – хитрая, ловкая обманщица
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.
- Перечислите, что расхваливала Лисица?
- Как она называла Ворону?
(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)
- Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.
- Каким голосом говорила Лисица?
( Ласковым, нежным и тихим голосом.)
- Искренними ли были её слова? Как автор говорит об этом?
( И говорит так сладко, чуть дыша.)
& Говорить чуть дыша – говорить тихо, с замиранием сердца
- Почему же Лиса льстит Вороне? Какую выгоду она может получить?
(Лисе нужен сыр, поэтому она восхваляет Ворону).
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?
- Как это случилось?
-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?
( Доверчивая, глупая.)
& Доверчивый – легко доверяющий
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
( Тщеславных людей.)
& Тщеславный (человек) – любящий славу, выставляющий свои достоинства.
- Какой же смысл имеет басня?
( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)
- Доказал ли это Крылов?
( Лисица смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)
Вывод: И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица»:
высмеивает несообразительность, глупость;
осуждает изворотливость, обман, хитрость.
VI. Закрепление материала.
1.Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение басни.
2. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Выберите ту пословицу, которая подходит к басне.
- На языке медок, а на сердце ледок.
- Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.
- За добро добром платят.
3. Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Льстивый, склонный к лести - (Лисица)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести – (Ворона)
Высокомерный – (Ворона)
Неискренний – (Лиса)
Неправдивый, лживый – (Лиса)
Хитрый – (Лиса)
Глупый – (Ворона)
Доверчивый – (Ворона)
VII. Домашнее задание:
1.Выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» с. 63 – 64.
2.Нарисовать иллюстрацию к басне.
VIII. Подведение итогов урока.
- Что мы начали изучать на уроке?
- Какова мораль басни?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
IX. Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…