Урок литературы в 9 классе
«А.С. Грибоедов – замечательная личность с трагической судьбой.
Ум и дела его бессмертны в памяти русской…»
Цели урока:
1.Обучающая
- познакомиться с личностью писателя А.С. Грибоедова
2. Развивающая:
- развивать навыки выразительного чтения.
3.Воспитывающая:
- воспитывать чувство ответственности, долга, честности.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, компьютер (презентация)
Ход урока.
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью писателя А.С. Грибоедова.
Все в нем было необыкновенно привлекательно.
А.С. Пушкин
I. Знакомство с выставкой книг о Грибоедове.
Учитель. На первом уроке литературы в этом учебном году вы делились своими впечатлениями о прочитанном летом. Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас вспомнили, какое впечатление произвела на вас комедия Грибоедова “Горе от ума”.
Каждый из нас получает с рождения имя. В этом нет нашей заслуги. Но есть люди, про которых говорят: “Он сделал себе имя”. Прозрением ученого, кистью художника. Полководческой дерзостью. Бесстрашием землепроходца. Широтой государственного ума. Талантом писателя Грибоедов сделал себе имя.
Александр Сергеевич родился 4 (15) января 1794 года (менее достоверна дата 1795 г.) в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье.
Из воспоминаний сестры Грибоедова. (Слайд )(читает ученица)
“Отец наш был ничем не примечательный. Домом управляла мать – Настасья Федоровна, женщина крайне властная и резкая в обхождении. Она крепко любила сына, и сын платил ей такой же любовью; однако ее тяжелый характер нередко порождал между ними ссоры. Она никогда не понимала глубокого, сосредоточенного характера Александра и всегда желала для него только блеска и внешности”.
Учитель. Под руководством опытных гувернеров Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности.
Запись в тетрадь
1794/95 год. Быт и нравы старинной дворянской семьи. Домашнее образование. |
В возрасте 7-8 лет был зачислен в Московский университетский пансион – одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. Знал 5 европейских языков, и не просто знал, а читал! Серьезно занимался музыкой, историей, литературой.
1803 год. Благородный пансион: удивительные способности к иностранным языкам, серьезные занятия музыкой; любовь к литературе, истории. |
Через три года поступает в Московский университет. 12-летний студент Грибоедов даже в те времена был редким исключением. За 6 с половиной лет прошел курс трех факультетов: философский, естественно-математический и юридический. Изучал тюркские языки. Был душой всех кружков (драматического, философского…). Большие познания имел по естествознанию. Читал Радищева и Фонвизина. Обратился к литературному творчеству. Но все ранние произведения Грибоедова до нас не дошли.
Написал три вальса.
“Чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить Отечеству”, – говорил Грибоедов.
1806 год. Московский университет. Словесное отделение философского факультета; естественно-математический и юридический факультет; студенческая среда, увлечение освободительными идеями. Вальсы. |
Но грянул 1812 год.
Ученик. Отечественная война 1812 г. прервала учебные и литературные занятия Грибоедова тогда, когда он готовился к экзаменам на получение ученой степени доктора наук. Патриотический подъем всецело захватил юношу. Впрочем, ему не довелось участвовать в боевых действиях русской армии, был переводчиком в штабе. В этот период написал драму “1812 год” о забитом крестьянине, ставшем героем войны. Вернувшись с победой в Россию, опять стал крепостным. Но цензура не пропустила, и драма не вышла.
С 1814 года Александр Сергеевич начал работать в Коллегии иностранных дел, а затем – дипломатическая служба в Персии.
Встречи с Пушкиным, Кюхельбекером, Рылеевым, А.Бестужевым в этот период не могли не наложить отпечаток на мысли и творчество Грибоедова.
1812 год. Служба в армии. Коллегия иностранных дел Замысел комедии | 1817 – – 1822 | Драма “1812 год” Дипломатическая служба в Персии | Пушкин, Рылеев, Кюхельбекер, А. Бестужев… | |
1823 год – “Горе уму” – так вначале называлась комедия Грибоедова. И, пожалуй, в таком виде название точнее выражает суть ее.
Горе уму, горе благородству, свободолюбию в обществе, подобном обществу царской России, где правили Фамусовы. Уму Грибоедова не нашлось в том обществе места.
Первым словом всех современников о Грибоедове было всегда слово о его уме. И если Пушкин писал жене: “Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом”, – Грибоедов сказал бы: “… с талантом и умом”.
Из воспоминаний князя Валериана Михайловича Голицина.
(Инсценировка)
Действующие лица:
Голицын,
Одоевский,
Федоров,
Пущин,
Грибоедов.
Голицын. Мы собирались у Одоевского. Туда же приходил и сочинитель Грибоедов. Они друзья. Он читал нам свою пьесу. Иные – ножом, иные – пулей, а он смехом себя убивает.
Грибоедов. Господа, продолжим чтение моей комедии. (Читает монолог Чацкого)
Голицын. Да вы веселый человек, господин Грибоедов.
Одоевский. Узнать Грибоедова – значит полюбить.
Грибоедов. Ну, полно, господа, вздор молоть!
Федоров. Почему вздор? Ваш Чацкий – настоящий герой.
Пущин. Господа, сто человек прапорщиков хотят в России сделать революцию.
Одоевский. Не сто человек, а весь народ…
Голицын. Ну, народ лучше оставьте.
Грибоедов. Народу до нас дела нет. Он разрознен с нами навеки. Господа и крестьяне в России – двух разных племен. И каким черным волшебством это сделалось, что мы чужие между своими? Поедемте, господа, в церковь. В храмах Божьих собираются русские люди, думают и молятся по-русски.
Учитель.
Далекий отсвет пушкинской плеяды…
Нам вряд ли увидать другой такой.
Не своды, не колонны, не аркады,
А правда чувств в строке и за строкой.
Грибоедова признавали умнейшим человеком, и если снять с образа поэта застывшую, умелую маску классика-революционера, дать Чацкому возможность говорить интонациями обманутой любви, вы сердцем почувствуете, как иногда хочется ничего не понимать, не делать выводов, просто закрыть глаза и жить сладким обманом.
Звучит музыка. Вальс Грибоедова А.С.
Поэт. Грибоедов лелеял мечту явиться в Персию пророком и сделать там преобразования.
Ученик. Дипломатическая служба в Персии была тяжелой. За год Грибоедову удалось освободить 155 русских военнопленнных солдат. Подношений он не брал и следил, чтобы никто не занимался этим. Поэтому начались недовольства среди сослуживцев.
Генерал Ермолов выпросил у царя разрешения, чтобы Грибоедов служил при нем секретарем по иностранным делам. В 1825 году Грибоедов приехал в отпуск в Москву. Москва строилась быстро, но устои оставались старыми. Александр Сергеевич мечтал увидеть “Горе от ума” в печати и на сцене, но все хлопоты были безуспешны: цензура не разрешила. Комедия не увидела свет при Грибоедове.
В октябре Грибоедов выехал на Кавказ, он должен был прибыть на службу к 1 января.
14 декабря на Сенатской площади произошло восстание, царь был уверен в участии Грибоедова в составлении плана переустройства России.
Ермолову был отдан приказ об аресте. Генерал встретил Грибоедова за городом, предупредил.
За 2 часа до ареста Грибоедов успел уничтожить все улики. Когда допрашивали Рылеева, то он сказал, что никак не мог привлекать Грибоедова. Декабрист А.Бестужев тоже отрекся от участия Грибоедова в тайном обществе.
Ученица.
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен…
Стянула петля дерзностную выю.
Не он один: другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Раскаялись годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! Чувства в них восторженны и пылки, –
Что ж? Их бросают в черную тюрьму.
Морят морозом безнадежной ссылки.
Грибоедов был связан с декабристами, но вероятнее всего, не принадлежал к тайному обществу. В нем не было романтической пылкости его Чацкого. В победу декабристов он не верил, но идеям их сочувствовал.
Ученик. Опять отправили в Персию. Но это уже была политическая ссылка. По дороге он заезжал в Тифлис к князю Чавчавадзе. Здесь и состоялась встреча с 16-летней Ниной, дочерью князя, известного грузинского поэта.
Ее женская прелесть не единственная награда природы. Кроткие глаза были умны, серьезны. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня влюбляется в Нину все больше и больше; он хотел бы быть отцом большого семейства. В этих мечтах Александр Сергеевич не видел ничего несбыточного. Но медовый месяц пролетел быстро.
“Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида. Прощай! Шесть букв приносят столько мук!”
Больше Нина и Александр не встретились никогда.
1826 год. Семья Чавчавадзе. Политическая ссылка в Персию. |
Учитель. Не зная, как избавиться от Грибоедова, царское правительство устроило скандал, напустив толпу религиозных фанатиков на здание, где был Грибоедов с шестью сослуживцами.
Грибоедов был в мундире и сразу можно бьло определить, что он главный. Его истерзали так, что трудно было опознать. Но и этого было мало: его привязали к бешеной лошади. Труп опознали по пальцу, простреленному в свое время пулей Якубовича.
Грибоедов укрепил честь России кровью. “Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя”, – написал А.С. Пушкин в своем “Путешествии в Арзрум”, когда 11 июня 1829г. встретит арбу с телом Грибоедова.
1829г.“Смерть постигла его посреди смелого, неравного боя” А.С. Пушкин. |
После разгрома посольства в Тегеране и гибели Грибоедова, как будто чья-то тайная рука уничтожила все бумаги из его личного архива, исчезли все до единого листка: там и авторский экземпляр “Горе от ума”, и письма жены Нины, писавшей каждый день, дневники, конспекты.
Возможно, хранятся они в чьем-то тайном архиве. Но где? В чьем? Так же удивительно появилось подробное описание разгрома посольства, но подписи не было.
Просьбу мужа Нина выполнила – похоронила его на Давидовой горе. Там же поставила памятник, выполненный скульптором В.И. Демут- Малиновским. Вдова искала слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?
Незабвенному его Нина.”
Учитель. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов… Гибнут. Гибнут, чтобы не смириться и не перестать быть самим собой, гибнут на дуэли или на дипломатическом посту, но так или иначе – в борьбе за правду и добро.
4. Итог урока:
1. Что в биографии Грибоедова вас поразило? («Образованнейший человек своего времени», разносторонние дарования, истинный патриотизм, блестящий дипломат, трогательная история любви…)
2. Можно ли сказать, что жизнь Грибоедова полно и ярко отразила судьбу всего поколения дворянской интеллигенции 10 – 20-х годов? Обоснуйте свою мысль. (Да, его жизнь, так же, как и судьба всего поколения дворянской интеллигенции 10 – 20-х годов, связана с главными событиями истории России: Отечественной войной 1812 года и декабристским движением.)
Таблица в готовом виде дается ученикам
5. Домашнее задание.
Читать 1-ое действие комедии «Горе от ума».
2. Индивидуальное задание: история создания комедии «Горе от ума»
Литература: Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, часть 1.Москва «Просвещение» 2010.
Журнал «Литература в школе» № 6 2004г.
Интернет- ресурсы
2