СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 классе "Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать... " Ранняя лирика А.А.Ахматовой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведён в 9 классе: ребята готовили "защиту" своего стихотворения А.А.Ахматовой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе "Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать... " Ранняя лирика А.А.Ахматовой.»

Урок по литературе в 9 классе «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…»

Цель: познакомить с жизнью и ранним творчеством А.А.Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы, услышать своеобразие авторского голоса, осознать её пророческий дар, предощущение будущей трагедии.

Ход урока.

  1. Слово учителя. Анна Андреевна Ахматова…Творчество её – не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в XX веке синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобретательности.

Оформляем на доске и в тетрадях тему «Анна Андреевна Ахматова. 1889-1966»

  1. Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата.

Татарское, дремучее,

Пришло из ниоткуда,

К любой беде липучее,

Само оно беда…

- О чём это стихотворение?

- Современницей каких исторических событий в России была Ахматова?

  1. Чтение автобиографии «Коротко о себе» и оформление таблицы.

В нашем учебнике напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного находите вы в её жизни? Запись легче будет оформить в таблице:

Дата

События

Источник

Ответ на вопрос







  1. «Защита» стихотворений.

Учитель: я предлагаю, как бы перелистать страницы ахматовского альбома. Задача слушателей – делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на вопрос:

- Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи Ахматовой?

I группа: «Читая Гамлета».

1.

У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

2.

И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

1909

Эти стихи несут на себе кинематографический оттенок.

Учащиеся этой группы демонстрируют подготовленные дома «кадры старой киноленты» (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах)

Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, лёгким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговорённость, обозначенная многоточием, свидетельствуют о другом. Светлая печаль сквозит во всём стихотворении.

II группа: «Песня последней встречи». Стихотворение звучит под аккомпанемент гитары (исполняет ученик этой группы)

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

1911.

Стихотворение названо песней, но в нём гораздо больше от новеллы. Место действия – город. Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Настроение меняется, нарастая от сознания беспомощности, безнадёжности, равнодушия любимого – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей – и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-жёлтый оттенок (шёпот осенний, горящие в доме свечи).

III группа: «Память о солнце в сердце слабеет…» звучит запись:


Учащиеся демонстрируют своё «вИдение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть». Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы… Природа передаёт состояние души человеческой.

Длинные строки чередуются с короткими, подчёркивая безысходность. Создаётся впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества…

IV группа: «Я научилась просто, мудро жить…»

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

1912.

Это стихотворение похоже на письмо.

Нелёгкой науке «просто, мудро жить» она (героиня)учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого своё возрождение – учится жить, увы, без любви. Её новое умение сказывается на стихах – она начинает слагать «весёлые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «весёлые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины жёлто-красной». Дело не только в увядании растений – дело в увядании любви.

V группа: «Сероглазый король»

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поёт славу… «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда – нечастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное – смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаём в её собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе – он был «душен и ал». Узнаёт она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчуждённо и в стороне следить в тот момент за действиями мужа – «Трубку свою на камине нашёл / И на работу ночную ушёл». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушёл «на работу ночную» - а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения – избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чьё происхождение, видимо, обычное. Смысл её жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, - к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена – героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за неё только тополя, в их шелесте – горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.

«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой групп.

  1. Итог урока.

Слово учителя.

Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.

Домашнее задание: см. выше; индивидуальные задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!