СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Логика начала. Знакомство с героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-знакомство с героями произведения, с понятием социально-психологического романа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Логика начала. Знакомство с героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»



Тема урока: «Логика начала. Знакомство с героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели урока: дать характеристику героям романа, обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; развивать навык анализа текста художественного произведения, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.



Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивационное начало урока (просмотр видеосюжета) Слайд 1

- Фрагмент экранизации какого произведения мы с вами сейчас увидели?

- О чем сегодня пойдет речь?

(запись темы урока) Слайд 2

- Определите цель урока. Слайд 3

(Познакомиться с героями романа и проанализировать их образы. Проследить отражение эпохи в романе.)

Действительно, сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.

III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.

- Вдумайтесь в название романа Тургенева. «Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?

- Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?

(конфликт отцов и детей - конфликт поколений, идущих на смену друг другу)

- Обратите внимание на доску. Мы с вами заполним таблицу.

* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема. Слайд 4

(название романа имеет два значения, прямое и переносное, прямое значение - семейный конфликт поколений (психологическое звучание); переносное - общественный (социальный) конфликт - «отцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в., дворяне-либералы; «дети» - «молодое поколение» 60х гг. 19 в., разночинцы-демократы. Прямое значение – политическое звучание, переносное значение – политическое звучание).

- Как вы думаете, почему в романе так сильно политическое звучание? Слайд 5

Основные положения ответа:

- это период подготовки крестьянской реформы,

- время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-

демократами,

- время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную

роль, а разночинцы становятся реальной силой,

- происходит рождение нового героя эпохи.

- Итак, каков же второй смысл названия романа?

(заполняется правая колонка схемы)

- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным

в произведении? (Конечно, социальный).

- Можно ли выделить в романе главного героя? (да, безусловно).

- Почему именно Базаров становится им?

(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)

- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов

определил и особенности композиции романа. Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры. Переходим к характеристике героев романа и к составлению схемы.

Схема «Система образов романа» Слайд 6

- Охарактеризуйте образ главного героя. Что вы узнали о нём из первых 5 глав произведения.

- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появления. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?

(обнажённая красная рука Базарова)

- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?

(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам - помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту.)

- В 5 главе Аркадий называет Базарова нигилистом. Знаете ли вы значение этого слова?

Проведём словарную работу. Слайд 7

  • Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Слайд 8 - Почему, если главным героем является Базаров, большая часть первой главы посвящена жизни Николая Петровича Кирсанова?

- Расскажите историю жизни этого героя?

- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его открыто? – Нет.

- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.

- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович? (добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)

- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия именно такой, а не какой-либо другой?

(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отбор фактов биографии.)

Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.

- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).

- Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев?

– Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.

Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.

Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения психологии».

- Мы не охарактеризовали ещё одного героя, без которого бы мы не познакомились с Базаровым, - Аркадия Николаевича Кирсанова.

- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?

(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся мыслями.)

Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их характера, личности.

- А какое место занимает пейзаж в романе?

(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровождаются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое состояние героя в данный момент)

- Прочитайте мне одно из описаний в первых пяти главах.

- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить, что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».

Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.

* Запись в тетрадь:

Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»: Слайд 9

  1. точная многозначительная деталь;

  2. портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;

  3. диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);

  4. пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.

IV. Этап подведения итогов урока.

- Творческое задание. Слайд 10

Итак, мы говорили, что в романе рассматриваются психологический и социальный аспекты.

- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию «социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева «Отцы и дети» можно назвать таковым (письменно).

- Ответы учащихся.

*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.

Слайд 11

- Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?

- Что показалось сложным? Интересным?

- Кто из героев ближе вам по своим жизненным позициям и почему?

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Слайд 12

  1. Учить записи в тетрадях.

  2. Прочитать главы 6-10.

  3. Выписать из текста глав 1-10 высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!