Тема урока: «Логика начала. Знакомство с героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Цели урока: дать характеристику героям романа, обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; развивать навык анализа текста художественного произведения, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивационное начало урока (просмотр видеосюжета) Слайд 1
- Фрагмент экранизации какого произведения мы с вами сейчас увидели?
- О чем сегодня пойдет речь?
(запись темы урока) Слайд 2
- Определите цель урока. Слайд 3
(Познакомиться с героями романа и проанализировать их образы. Проследить отражение эпохи в романе.)
Действительно, сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.
III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.
- Вдумайтесь в название романа Тургенева. «Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?
- Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?
(конфликт отцов и детей - конфликт поколений, идущих на смену друг другу)
- Обратите внимание на доску. Мы с вами заполним таблицу.
* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема. Слайд 4
(название романа имеет два значения, прямое и переносное, прямое значение - семейный конфликт поколений (психологическое звучание); переносное - общественный (социальный) конфликт - «отцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в., дворяне-либералы; «дети» - «молодое поколение» 60х гг. 19 в., разночинцы-демократы. Прямое значение – политическое звучание, переносное значение – политическое звучание).
- Как вы думаете, почему в романе так сильно политическое звучание? Слайд 5
Основные положения ответа:
- это период подготовки крестьянской реформы,
- время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-
демократами,
- время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную
роль, а разночинцы становятся реальной силой,
- происходит рождение нового героя эпохи.
- Итак, каков же второй смысл названия романа?
(заполняется правая колонка схемы)
- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным
в произведении? (Конечно, социальный).
- Можно ли выделить в романе главного героя? (да, безусловно).
- Почему именно Базаров становится им?
(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)
- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов
определил и особенности композиции романа. Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры. Переходим к характеристике героев романа и к составлению схемы.
Схема «Система образов романа» Слайд 6
- Охарактеризуйте образ главного героя. Что вы узнали о нём из первых 5 глав произведения.
- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появления. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?
(обнажённая красная рука Базарова)
- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?
(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам - помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту.)
- В 5 главе Аркадий называет Базарова нигилистом. Знаете ли вы значение этого слова?
Проведём словарную работу. Слайд 7
Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Слайд 8 - Почему, если главным героем является Базаров, большая часть первой главы посвящена жизни Николая Петровича Кирсанова?
- Расскажите историю жизни этого героя?
- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его открыто? – Нет.
- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.
- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович? (добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)
- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия именно такой, а не какой-либо другой?
(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отбор фактов биографии.)
Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.
- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).
- Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев?
– Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.
Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.
Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения психологии».
- Мы не охарактеризовали ещё одного героя, без которого бы мы не познакомились с Базаровым, - Аркадия Николаевича Кирсанова.
- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?
(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся мыслями.)
Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их характера, личности.
- А какое место занимает пейзаж в романе?
(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровождаются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое состояние героя в данный момент)
- Прочитайте мне одно из описаний в первых пяти главах.
- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить, что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».
Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.
* Запись в тетрадь:
Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»: Слайд 9
точная многозначительная деталь;
портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;
диалог, речь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);
пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.
IV. Этап подведения итогов урока.
- Творческое задание. Слайд 10
Итак, мы говорили, что в романе рассматриваются психологический и социальный аспекты.
- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию «социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева «Отцы и дети» можно назвать таковым (письменно).
- Ответы учащихся.
*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.
Слайд 11
- Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
- Что показалось сложным? Интересным?
- Кто из героев ближе вам по своим жизненным позициям и почему?
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Слайд 12
Учить записи в тетрадях.
Прочитать главы 6-10.
Выписать из текста глав 1-10 высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.