Предмет: окружающий мир.
УМК: «Перспектива» (Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая).
Тема урока: «Луг – царство цветов и насекомых».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Цели:
- познакомить с экологическими связями природного сообщества «луг»;
- расширять кругозор;
- развивать речь, воображение
Задачи урока:
Предметные:
- знать о взаимосвязях между растениями и животными луга;
- приводить примеры цепи питания на лугу;
- делать выводы по теме урока.
Личностные:
- осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными;
- рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;
- анализировать рисунок и схемы;
- соотносить рисунок и схему между собой;
- сравнивать разные виды схем;
- рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях;
- формулировать соответствующие правила экологической этики.
Планируемые результаты урока:
учащиеся научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг», любить и понимать природу, охранять животных и растения.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013г. с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1), М: Просвещение, 2013. Презентация «Луг – царство цветов и насекомых», карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!
- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Лес – волшебный дворец).
- Как вы думаете какая работа предстоит нам на этом уроке? (самостоятельная, работа в парах, групповая работа, изучение нового)
- Что для этого вы должны будете сделать? (Понять, что мы не знаем и самим открыть новое).
- Я желаю вам успеха. Прочитайте девиз урока.
Не унывать! Всё пройти и все узнать!
- Как вы объясните наш девиз.
- С чего мы начнем урок? ( с повторения)
- Что будем повторять? (то, что нам понадобится для изучения нового)
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Графический диктант. Я читаю утверждение, а вы ставите «+» – если согласны и «-» – если не согласны.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
3. В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб гусеница птица микробы.
4. На дереве обитают кроты и землеройки.
5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.
7. Лесная – подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
9. Дятел является наземным животным.
10. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Поменяйтесь листочками. Сверьте по эталону. Ответ: + - - - + - - + - - . Оцените работу: !, +, -
- Молодцы! Я вижу, вы готовились к уроку.
III. Самоопределние к деятельности
1. Работа в группах
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по одной замечательной книге. А вот название этой книги вы назовете сами, отгадав кроссворд. У вас на партах лежат карточки с кроссвордом. (Работа в парах)
1. Эй, звоночек, Синий цвет! С языком, а звону нет! | 2.Черен , да не ворон, рогат, да не бык, Лечу — вою, сяду – землю рою. |
3. Что за странная картинка? Вот пушистая травинка Плавно по листку ползет. Все жует, жует, жует. Не жучок, не птица. Это …. |
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
- Так, какая же тема нашего урока? Сформулируйте тему урока (Луг – царство цветов и насекомых.)
IV. Работа по теме урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличается луг от леса? Смотрю знаний у вас недостаточно, чтобы дать полный ответ на этот вопрос, поэтому предлагаю вам начать работу прямо сейчас!
Итак…
- Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг
Да по колено травы.
- Ребята, давайте познакомимся с содержанием этой книги.
Наша книга состоит из четырех страниц: растения, насекомые, большая группа звери, земноводные и пресмыкающиеся, и конечно же птицы.
- А как вы думаете, почему объединили в одну группу зверей, земноводных и пресмыкающихся?
- Итак, как вы уже, наверное, догадались, какая работа вас ожидает сейчас? (работа в группах)
- Каждая группа будет презентовать свою страничку. У вас на столах имеется все необходимое для работы, а именно: памятка работы, ну и конечно же ваши помощники атлас-определитель и учебник.
2. Работа по группам. Во время работы, группам также предстоит выполнить задание в рабочей тетради.
1 гр. – РТ стр.70, №1 - цветы.
2 гр. – РТ стр.70, №1 – насекомые, №2 (объясняют для всех)
Презентация страниц.
1 группа: растения луга, грибы –козлобородник, василёк полевой (синий), василёк луговой, тысячелистник, нивяник, мышиный горошек, луговые опята, шампиньоны, дождевик.
- Посмотрите, какая красивая получилась у нас страница. Конечно, обо всех растениях луга мы не сможем рассказать на уроке. Какие ещё цветы растут на лугу?
- Где вы можете узнать об этих растениях? (Энциклопедии, справочники, Интернет)
– Хочется иногда принести домой большой букет луговых цветов и любоваться им. Но почему цветы лучше не рвать, а любоваться ими на лугу?
(Они быстро вянут, гибнут, если цветок размножается семенами, то может исчезнуть совсем).
- А ещё потому, что это дом и еда для насекомых, живущих на лугу.
- И вот мы плавно переходим к следующим страничкам.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),
2 группа: насекомые луга – желтушка луговая, навозник обыкновенный, зорька, бронзовка золотистая, пестрянка, жук-могильщик, шмель, кузнечик, гусеница махаона.
3 группа: звери луга, земноводные и пресмыкающиеся – крот, мышь-полёвка, полевая мышь, землеройка, суслик, жаба, ящерица.
4 группа: птицы луга – коростель, трясогузка, перепел, полевой жаворонок, канюк, пустельга.
3. Давайте сделаем вывод: в чем отличие животного мира леса и луга? ( на лугу животные небольших размеров, потому что они должны прятаться в траве, а птицы устраивают гнезда не на деревьях, а в траве).
-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они тесно связаны друг с другом. Пчѐлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща).
-Как поэтому можно назвать луг? природное сообщество
Природное сообщество – тесная связь живых организмов между собой и с неживой природой.
- Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу так же происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов и бактерий.
- Сейчас 1 и 3 группы будут составлять схему цепей питания в луговом сообществе, а 2 и 4 группы – попробуют составить схему круговорота веществ на лугу.
4. Мы любим гулять на лугу. Нас радует разнообразие красок. Но луг — не только украшение земли. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для дом. животных, а на других – заготавливают сено. Чтобы эти растения не исчезали, работники сельского хозяйства подсевают их семенами или оставляют нескошенными часть лугов.
Нужно помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для мира. Из-за этого исчезают многие растения, а иногда остаётся голая вытоптанная почва.
Те участки лугов, где много лекарственных трав, насекомых занесённых в красную книгу, люди берут под охрану.
Весной люди поджигают на лугах сухую прошлогоднею траву. Делать этого нельзя! Вместе с сухой травой сгорают молодые ростки, семена растений, в огне погибают гнёзда шмелей, птиц, божьи коровки. Нарушается круговорот веществ (перегной).
А бездумное распахивание лугов человеком? Повреждаются гнёзда шмелей, некому опылять клевер.
Вот видите, ребята, что может произойти, если человек бездумно вмешивается в природу, тем самым нарушая природное равновесие луга.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Работа в группах по карточкам.
Экологическая игра «Найди экологические ошибки в рассказе» (Текст у
каждого на парте).
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р.Вороны. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно
они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?
- Человек имеет право вмешиваться в жизнь природного сообщества? (нет,
чтобы не нарушить экологическое равновесие)
Ученик читает стихотворение.
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли мы цели?
- Рефлексия по карточкам
Д/з. Учебник стр.109, вопросы «Проверим себя»
Рабочая тетрадь страница 70, задание 2