Занятие №100.
Дисциплина: Литература.
Курс: 1.
Группа:
Тема учебного занятия: М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
Вид учебного занятия: Урок изучения нового материала.
Цели урока
Обучающая: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
Развивающая: Развивать умения и навыки анализировать полученный материал, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение работы с учебной литературой.
Воспитательная: Воспитать чувство любви к Родине; русской художественной литературе. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей занятия. Слайд №1 (тема урока).
3. Актуализация.
Слайд 2
«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».
М.А. Шолохов.
-Что Вы можете сказать о человеке, который написал эти слова?
4. Изучение нового материала.
Слайд №3 (портрет писателя и список регалий).
- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.
- 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.
Слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).
Студент рассказывает стихотворение В. Фирсова
« Дом, в котором родился Шолохов».
Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.
Сообщение студента сопровождается комментированием преподавателя некоторых фактов из жизни М.Шолохова.
Сообщение студента
- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.
Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.
В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени
Г. Шелапутина.
Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.
- Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.
Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.
Сообщение студента.
- В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.
Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).
Сообщение студента.
- В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.
Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».
5. Закрепление изученного материала.
Предлагается ответить на поставленные вопросы:
-Работа с учебником стр._______________________________________________________
Каковы особенности «письма» М.А. Шолохова?
Назовите темы ранних рассказов М.А. Шолохова?
Примерный ответ:
Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).
Учитель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.
Слово учителя.
- В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Комментарии учителя.
- Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.
6. Подведение итогов занятия о жизни и творчестве писателя.
- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Заключительное слово учителя, показ слайда №19 (слова Константина Федина).
- Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.
«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).
Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.
Занятие №102-103.
Дисциплина: Литература.
Курс: 1.
Группа:
Тема учебного занятия: Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе-эпопее «Тихий Дон»
Вид учебного занятия: Комбинированное занятие.
Цели урока
Обучающая: Показать, как утверждаются вечные ценности жизни: дом, труд, любовь - в романе М. Шолохова «Тихий Дон», как М.А. Шолохов утверждает противоречие войны человеческой сущности .
Развивающая: Развивать умение у студентов анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Развивать умения и навыки работы по эпизоду, сопоставлению образов.
Воспитательная: Содействовать воспитанию таких чувств, как верность, преданность, трудолюбие, уважение к взрослым, любовь к своему дому.
Оборудование:
Текст романа «Тихий Дон» - М: Дрофа: Вече, 2002; презентация к уроку; фрагменты из фильма С. Герасимова « Тихий Дон»; афоризмы о семье, любви,
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей занятия.
- Цель нашего урока показать, как утверждаются эти ценности в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
3. Актуализация.
- Есть в литературе понятие, как « вечные ценности». Объясните, пожалуйста, его значение?
(Это непреходяшие чувства, которые ценятся во все времена, передаются из поколения к поколению: любовь к домашнему очагу, семье, почитание старших, трудолюбие.)
4. Объяснение нового материала.
- В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».
Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.
Студенты рассказывают стихотворения.
Николай Рыленков.
Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,
Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони,
Святая жажда правды сердце жжет.
Анатолий Софронов.
… Пойдешь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко …
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или в кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья,
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней.
В своем произведении М. Шолохов поднимает вопрос о величии вечных ценностей в жизни донского казачества.
Семья является важной составляющей частью развития и формирования человека. Не зря в нашем государстве большое внимание уделяется вопросам семьи, материнства. Крепкая семья – основа общества. Для большинства людей самым теплым и уютным местом для жизни является дом, семья. В семье происходит воспитание детей. Недаром французский писатель Сент – Экзюпери писал: « Я родом из детства». Где бы ни находился человек, он должен знать, что семья – это единственное место, где его всегда примут и поймут, где «все начала и концы».
Такой семьей в романе является семья Мелеховых, которая проживает в хуторе Татарский станицы Вешенской. Что мы знаем о ней?
Работа с текстом.
Счастливые сцены семейной жизни в романе.
В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?
Раздаточный материал:
“…первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…
На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.
Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.
– Засекай! – выдохнул старик…
Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.
Собрались…
– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.
“После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.
– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.
Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.
Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:
– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..
– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…
Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…
Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.
– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.
Но Пантелей Прокофьевичотбрехался:
– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..
Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…
Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.
“Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.
5. Закрепление изученного материала.
Беседа с классом:
Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?
– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.
– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия и обрывали ее.
– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.
– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.
– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни: недаром Антей прикасался к земле, чтобы набраться сил…
Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения
На первом уроке мы говорили о том, как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.
Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?
Беседа с классом.
– Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.
6. Подведение итогов занятия. Постановка домашнего задания. Выставление оценок.
– М.А. Шолохов показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;
Обращается к картинам природы: Дон взволновался, когда началась смута. В то же время мир в природе противостоит убийству человека человеком: “ …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”;
– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;
– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…
Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…В душе героя пепелище.