СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема учебного занятия: М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Вид учебного занятия: Урок изучения нового материала.

Цели урока

Обучающая: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.

Развивающая: Развивать умения и навыки анализировать полученный материал, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение работы с учебной литературой.

Воспитательная: Воспитать чувство любви к Родине; русской художественной литературе. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя»

Занятие №100.

Дисциплина: Литература.

Курс: 1.

Группа:

Тема учебного занятия: М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Вид учебного занятия: Урок изучения нового материала.

Цели урока

Обучающая: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.

Развивающая: Развивать умения и навыки анализировать полученный материал, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, формировать умение работы с учебной литературой.

Воспитательная: Воспитать чувство любви к Родине; русской художественной литературе. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Ход урока:



1. Организационный момент.

2. Постановка целей занятия. Слайд №1 (тема урока).

3. Актуализация.

Слайд 2

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

-Что Вы можете сказать о человеке, который написал эти слова?



4. Изучение нового материала.



Слайд №3 (портрет писателя и список регалий).

- Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.



- 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).

Студент рассказывает стихотворение В. Фирсова

« Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков

В краю, где плещет Дон,

Стоит на стыке двух веков

Соломой крытый дом.

Я низко кланяюсь ему,

Не постучав в окно.

Другие люди в том дому

Живут давным-давно.

Но та же в окнах синева.

И так же помнит дом того,

Кто первые слова

Здесь начинал с трудом.

Сообщение студента сопровождается комментированием преподавателя некоторых фактов из жизни М.Шолохова.



Сообщение студента



- До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени

Г. Шелапутина.



Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.

- Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

Сообщение студента.

- В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).

Сообщение студента.

- В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».



5. Закрепление изученного материала.

Предлагается ответить на поставленные вопросы:

-Работа с учебником стр._______________________________________________________

Каковы особенности «письма» М.А. Шолохова?

Назовите темы ранних рассказов М.А. Шолохова?

Примерный ответ:

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

Учитель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.

Слово учителя.

- В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Комментарии учителя.

- Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

6. Подведение итогов занятия о жизни и творчестве писателя.

- 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

Заключительное слово учителя, показ слайда №19 (слова Константина Федина).

- Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника.



Занятие №102-103.

Дисциплина: Литература.

Курс: 1.

Группа:

Тема учебного занятия: Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе-эпопее «Тихий Дон»

Вид учебного занятия: Комбинированное занятие.

Цели урока

Обучающая: Показать, как утверждаются вечные ценности жизни: дом, труд, любовь - в романе М. Шолохова «Тихий Дон», как М.А. Шолохов утверждает противоречие войны человеческой сущности .

Развивающая: Развивать умение у студентов анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Развивать умения и навыки работы по эпизоду, сопоставлению образов.

Воспитательная: Содействовать воспитанию таких чувств, как верность, преданность, трудолюбие, уважение к взрослым, любовь к своему дому.

Оборудование:

Текст романа «Тихий Дон» - М: Дрофа: Вече, 2002; презентация к уроку; фрагменты из фильма С. Герасимова « Тихий Дон»; афоризмы о семье, любви,



Ход урока:



1. Организационный момент.

2. Постановка целей занятия.

- Цель нашего урока показать, как утверждаются эти ценности в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

3. Актуализация.

- Есть в литературе понятие, как « вечные ценности». Объясните, пожалуйста, его значение?



(Это непреходяшие чувства, которые ценятся во все времена, передаются из поколения к поколению: любовь к домашнему очагу, семье, почитание старших, трудолюбие.)









4. Объяснение нового материала.

- В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.





Студенты рассказывают стихотворения.

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,

То, что народ наш совестью зовет.

Гремит гроза, иль ясен небосвод,

Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,

Как в первый раз, придет к нему, и вот-

Все мелкое ушло. Душа бездонней.

Святая жажда дела жжет ладони,

Святая жажда правды сердце жжет.





Анатолий Софронов.

… Пойдешь в станицу – на горе она,

Спешат в сельпо казачки в полушалках.

Все незнакомые, и это жалко …

Узнать бы мне прохожих имена.

Хотелось бы немедля угадать:

В бордовой кофте или в кофте синей

Мелькнула за левадою Аксинья,

И сколько лет ей можно нынче дать?

Светлеет небо к полудню, и ясней

Станица вся приподнята на взгорье,

А голубое в зелени подворье

Как бы взлетело голубем над ней.



В своем произведении М. Шолохов поднимает вопрос о величии вечных ценностей в жизни донского казачества.

Семья является важной составляющей частью развития и формирования человека. Не зря в нашем государстве большое внимание уделяется вопросам семьи, материнства. Крепкая семья – основа общества. Для большинства людей самым теплым и уютным местом для жизни является дом, семья. В семье происходит воспитание детей. Недаром французский писатель Сент – Экзюпери писал: « Я родом из детства». Где бы ни находился человек, он должен знать, что семья – это единственное место, где его всегда примут и поймут, где «все начала и концы».

Такой семьей в романе является семья Мелеховых, которая проживает в хуторе Татарский станицы Вешенской. Что мы знаем о ней?



Работа с текстом.





Счастливые сцены семейной жизни в романе.

В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?



Раздаточный материал:

“…первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.

Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

– Засекай! – выдохнул старик…

Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.

Собрались…

– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.

“После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.

– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.

Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.

Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:

– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..

– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…

Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…

Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.

– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.

Но Пантелей Прокофьевичотбрехался:

– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..

Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…

Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.

“Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.



5. Закрепление изученного материала.

Беседа с классом:

Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?

– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.

– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия и обрывали ее.

– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.

– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.

– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни: недаром Антей прикасался к земле, чтобы набраться сил…



Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения

На первом уроке мы говорили о том, как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.

Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?

Беседа с классом.

– Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.





6. Подведение итогов занятия. Постановка домашнего задания. Выставление оценок.

– М.А. Шолохов показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;

Обращается к картинам природы: Дон взволновался, когда началась смута. В то же время мир в природе противостоит убийству человека человеком: “ …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”;

– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;

– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…

Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…В душе героя пепелище.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!