СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Массовые и общедоступные искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 9 класс по теме "Массовые и общедоступные искусства"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Массовые и общедоступные искусства»

Тема: «Массовые и общедоступные искусства»

Цель: учиться ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства; воспитывать художественный вкус. Образовательная: обобщение художественных знаний учащихся о массовых видах искусства — фотографии, кинематографе, телевидении, особенностях их художественных образов, выделение в них общих и специфических черт; расширение представлений о видах и жанрах названных видов искусства, их выразитель-ных средствах; изучение способов общения фотографов, кинематографистов, телевизионщиков с аудиторией, Развивающая: формирование устойчивого эмоционального отклика на произведения фотографии, кинематографа, телеискусства в процессе их словесного анализа (устного и письменного), участие в обсуждении различных кино-, теле- и фотопроектов; развитие умения планировать и прогнозировать результаты восприятия произведений фотографии, кинематографа, телеискусства; осуществлять поиск и классификацию информации по теме урока, приобретение умений и навыков работы в компьютерном редакторе Photoshop, с сайтом YouTube. Воспитательная: воспитание понимания духовно-нравственных смыслов произведений фотографии, кинематографа, телеискусства Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование:

Интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор, презентация по теме.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Мотивация учебной деятельности

А)Работа с эпиграфом (или с несколькими высказываниями», с иллюстрациями.

Б) Определение цели и задач урока.

  1. Актуализация опорных знаний

А) Диалог с учащимися об истории фотографии и кинематографа или выступление заранее подготовленного ученика с презентацией.

Б) Повторение ключевых понятий: виды искусства, язык искусства, законы красоты

  1. Освоение нового материала:

а) работа в группах над осмыслением текста учебника.

Задача первой группы — выделение ключевых понятий в искусстве фотографии, постижение особенностей её изобразительного языка (документальность фотографии). Сравнение основных жанров фотографии — портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной картины — с аналогичными жанрами изобразительного искусства. Анализ выразительных возможностей фотографии. Задача второй группы — восприятие сведений о создании кинофильмов, постижение их коммуникативной, интернациональной, синтетической природы, объединяющей разные народы и страны мира. Усвоение понятий «режиссёрский замысел», «кадр», «эпизод», «крупный план», «монтаж», «спецэффекты», сравнение выразительных возможностей кино (свет,цвет, музыка, звук и др.) с возможностями изобразительного искусства (примеры приводят учащиеся). Задача третьей группы — систематизация представлений о телевидении как виде искусства. Расширение пространственных и временных возможностей коммуникации с помощью телевидения. Синтез искусств в телепередачах. Жанры телевизионных программ. Коллективный труд по созданию телепроектов (работа сценаристов, режиссёров, операторов, художников, актёров, костюмеров, осветителей и др.).



1.Огромную  популярность  в  XX  в. приобрели  виды  искусства,  связанные с  техническим  прогрессом.  Фотография,  кино,  телевидение,  продукция полиграфической  промышленности (книги,  журналы,  газеты)  стали  символами  времени.
Слово  «фотография»  переводится как  «светопись»,  что  отражает  основополагающую  роль  света  в  процессе фотографирования.  Техника  фотографирования основана на знакомом людям  с  древности  оптическом  эффекте: луч  света, попадая  в небольшое отверстие  камеры,  дает  на  ее  противоположной  стенке  перевернутое  изображение  освещенных  предметов. Фотография,  являясь  одним  из  самых  распространенных  средств  массовой  коммуникации, имеет огромное историческое  значение  как  свидетель своего  времени.  Даже  не обладающая художественной  ценностью,  фотография  через  много  лет  становится  ценным  историческим  документом. Широкое  распространение  получила  художественная  фотография. Взгляд  через  объектив  фотоаппарата позволяет  увидеть  экзотические  страны, диковинных животных, подводные глубины океана,  культурно-исторические  реликвии  древней  архитектуры, популярных  актеров,  новые  течения в  моде  (одежда,  прически,  интерьеры домов  и  др.).  Свое  отношение  к  нему автор  передает  через  выбор  момента съемки,  ракурс,  распределение  света и  тени.
Фотография  развила  свою  особую систему  выразительных  средств,  но не  потеряла  связи  с  древними  изобразительными  искусствами.  Это  проявляется,  в  частности,  в  том,  что  их  основные  жанры —  портрет,  пейзаж,  натюрморт,  картина —  представлены  и  в фотоискусстве.  Говорят,  например,  что портрет  делает  отсутствующих  присутствующими  и  умерших  —  живыми. Особенность  изобразительного  образа  в  фотографии  заключается  в  его документальности,  так  как  он —  всегда  объект  реального  мира  или  существенный  момент  действительности.
- Чем  же  фотография  отличается  от живописи? Прежде  всего,  тем,  что фотография  ловит  мгновения,  передает одномоментный  образ  происходящего  события,  тем  самым  переводя  его в  вечность. Сегодня  техника  фотографирования, пережив множество усовершенствований,  достигла  цифрового  уровня. Компьютер  помогает  добиться  необычайного  эффекта  в  фотографии, дает  возможность  соединять  различные  объекты,  трансформировать  или частично  менять  форму,  фактуру  или цвет  предметов,  комбинировать  объекты  наподобие  коллажа.
Художественно-творческие  задания

  Сделайте,  используя  цифровой  фотоаппарат,  компьютерную  презентацию  на  одну  из  тем: «Моя  семья»,  «Мир  моих  увлечений»,  «Друзья»  и  др.  Подберите  музыкальное  оформление  к  презентации.

Создайте портретную галерею учителей или  одноклассников,  выбрав их  самые  яркие жесты, мимику,  передающие  образ. Напишите короткие литературные комментарии к  серии  фотографий.

2. Кино сегодня является одним из  самых  массовых  видов  искусства. Кинематограф  (в  переводе  с  греческого  —  «изображаю  движение»)  с технической  точки  зрения  представляет  собой  развитие  искусства  фотографии.  Изобретение  так  называемых движущихся  фотографий  принадлежит  французам  —  братьям  Луи  Жану (1864—1948)  и  Огюсту (1862—1954) Люмьерам.  С  помощью  кадров  —  отдельных  фотоснимков,  на  кинопленке происходит  фиксация  фаз  движения объекта,  монтаж  помогает  соединить кадры  соответственно  замыслу  режиссера. Кино  как  вид  искусства  появилось в  Японии,  Европе  и  Америке  практически  одновременно —  в  конце 
XIX  в. Первый  киносеанс  в Москве  состоялся 26 мая 1896 г. в саду  «Эрмитаж». Одним из  крупнейших  кинотеатров  в  России стал  «Художественный»  (построен  в 1909  г.  русским  кино-предпринимателем 
А. Ханжонковым).  Позже  появились  кинотеатры  «Форум»,  «Колизей» (ныне  театр  «Современник»)  и  др. Кинематограф  со  временем  стал важнейшим  средством  коммуникации. Кино  доступно,  увлекательно,  выразительно. Оно обладает  свойствами  «зримой  литературы»,  «движущейся  живописи»,  «цветомузыки».  Исходя  из  этого,  можно  сказать,  что  кино  —  синтетическое  искусство.  
В  нем  слово,  жест,пластика,  пространство,  свет,  цвет,  музыка  создают  единый  образ. Кино  не заменяет  литературу,  живопись,  музыку,  а  преломляет  их  опыт  в  соответствии  со  своей  спецификой.  Музыка способствует  драматургическому  развитию  происходящего  на  экране  действия.  Она  эмоционально  окрашивает тот или иной  эпизод  в  зависимости от замысла  режиссера.
Объединяя  литературу,  театр,  живопись,  музыку,  кино  раскрывает  динамичный целостный  зрительно-слуховой образ эпохи. Едва ли не самая специфическая  основа  киноязыка — монтаж,  т.  е.  расстановка  кадров  в  определенной  последовательности.  Монтаж создает  движение,  выстраивает  ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном  счете  служит  прямым  воплощением  мысли  автора,  выражением художественной  идеи фильма.
По  словам  кинорежиссера В. Пудовкина, монтаж — это  «найденный  и  развиваемый киноискусством метод выявления и ясного  показа…  связей,  существующих  в реальной  действительности».
Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные —  проходят  «через  огонь и  воду».  Зрители,  погружаясь  в  атмосферу  фильма,  оценивают  их  действия, мечтают  быть  похожими  на  них. Но,  к сожалению,  в  последнее  время  на  киноэкранах  слишком  часто возникают образы  беспощадных  убийц-победителей,  монстров,  ни  во  что  не  ставящих человеческую жизнь,  и  образы  несчастных  поверженных  жертв.
Современные  технические  возможности  создания  спецэффектов  помогают  воплотить  самые  необычные  художественные  замыслы.  С  помощью компьютера  создаются  фантастические  персонажи,  двигающиеся  как  настоящие  актеры,  и  т.  п.Фильм  состоит из  эпизодов. Каждый эпизод  делится  на  кадры,  которые  характеризуются  полем  изображения, планом  и  углом  съемки,  составляющими  особый  язык  кино.  Кинорежиссер,  меняя  поле  изображения,  планы, ракурсы,  последовательность  монтажа кадров,  а  также  особенности  ритма, света,  цвета,  музыки,  звука,  создает  целостный образ  произведения.
Именно  кинематограф  дает  вторую  жизнь шедеврам  классической  музыки.  Известно множество  киноверсий  опер,  балетов,  мюзиклов,  а  также  мультипликационных  фильмов на  музыку  композиторов-классиков  («Адажио» Т.  Альбинони —  фильм  режиссера  Г.  Бардина; «Времена  года»  П. Чайковского—  фильм  режиссера  И.  Иванова-Вано  и  др.).

Слушание: Т. Альбинони Адажио

•  Запишите  в  свою  творческую  тетрадь названия  знакомых  вам  видов  киноискусства,  его жанров  с  конкретными  примерами.•  Посмотрите  мультфильм  «Времена  года».  Какими  средствами  анимации  отражены  в  фильме особенности  пьес  П.  Чайковского  «Осенняя  песнь  (Октябрь)»  и  «На  тройке  (Ноябрь)»?•  Посмотрите  фрагменты  кинофильмов,  созданных  на  сюжеты  известных  литературных  произведений  («Метель»  А. Пушкина,  «Ромео  и  Джульетта»  У. Шекспира).  Что  вносит  язык  киноискусства  в  раскрытие  драматургии  образов?
Художественно-творческие  задания

   Придумайте  сюжет  небольшого,  но  занимательного фильма  или  мультфильма.  Сделайте раскадровку.

   Выполните  коллективную  работу:  создайте  альбом,  посвященный  моде  ХХ  в.  Подберите  популярные  песни,  соответствующие  по  стилю  каждому  персонажу.
3. Телевидение  (от  греч.  tele  —  вдаль, далеко  и  лат.  video —  вижу) —  одно  из мощных  средств  массовой  информации,  имеет  новые  изобразительные возможности.  С  помощью  телевидения  происходит  передача  на  расстояние  изображения  подвижных  и неподвижных  объектов  с  помощью электрических  сигналов,  распространяющихся  по  каналу связи.  Первые телепередачи  начались  в  Москве  еще в  1935  г.  Они  были  посвящены  жизни  нашего  государства,  культурным мероприятиям,  спорту. Сегодня  все  большее  распространение  получают  телепроекты,  ориентирующие  зрителя на интерактивное  общение.  Это  многочисленные  ток-шоу, развлекательные  программы  с  интернет-голосованием,  sms-сообщениями. Это игры и конкурсы  («Фабрика звезд», «Народный  артист»,  «Ледниковый  период»,  «Танцы  со  звездами»  и  др.). Особое  значение  в  этих  передачах имеет  синтез  искусств:  разговорный жанр,  театрализация,  музыка  различных жанров.  Роль  музыки  в  этих  программах  неоднозначна.  В  одних  она
выполняет  фоновую  или  чисто  развлекательную  функцию,  в  других  — нацеливает  зрителей  на  более  глубокое  восприятие  образов,  создаваемых артистами.

Процесс  создания  телевизионной продукции связан с коллективным творческим  трудом  сценариста,  режиссера, оператора,  художника,  актеров,  работников  сопутствующих  служб (осветителей,  костюмеров,  гримеров  и  пр.).
•  Изучив  телевизионную  программу  одного  из  дней  недели,  систематизируйте  пере-дачи по жанрам,  запишите  свои  выводы  в  творческую  тетрадь.•  Согласны  ли  вы  с  высказыванием  известного  американского  теле-  и  роадиожурналиста Э. Мэроу:  «Телевидение может  учить и просвещать и  даже  вдохновлять, но  только  до  тех пор, пока люди  будут  использовать  его  соответствующим  образом.  В  противном  случае  это  не  более  чем ящик  с  проводами  и  лампочками».  Аргументируйте  свое  мнение.

Слушание: «Легко на сердце от песни веселой» из к/ф «Веселые ребята».

Художественно-творческие  задания
    Придумайте  небольшой,  но  увлекательный  сценарий  (смешной,  грустный,  поучительный  и т.  д.)  фильма  или  мультфильма.  Сделайте  его  раскадровку.  При  наличии  видеокамеры  снимите короткий фильм,  раскадровку  которого  вы  выполнили. Подберите  к нему музыкальное  сопровождение.

    Разделившись  на  группы  (5–7 человек),  посмотрите  по  телевизору  различные передачи.

Проанализируйте  средства  художественной  выразительности,  которые  используются  в  телевизионных  передачах  разных  жанров.

4. Итог: - назовите массовые и общедоступные искусства

- какая музыка звучала?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!