Тема: Число О. Цифра О.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.
метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.
Коммуникативные УУД:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе);
задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД:
Строить рассуждения, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.
Раздаточный материал: карточки с домиками для парной работы, примеры на грибочках для индивидуальной работы по выбору, веер цифр.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
– Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят посмотреть, чему вы научились за 1 четверть. Так давайте покажем, что мы уже умеем.
II. Устный счёт.
Слайд 2.
1. Работа с числовым рядом (дети отвечают, на экране появляются цифры).
Сколько солнышек на небе? (1)
Сколько глаз у совы? (2)
Сколько огней у светофора? (3)
Сколько времен года? (4)
Сколько пальцев у перчатки? (5)
Сколько лапок у насекомых? (6)
Сколько цветов у радуги? (7)
Какого числа отмечают международный женский день? (8)
Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)
- Что это? (натуральный ряд чисел) В каком порядке стоят числа? (в прямом). Назовите их. Назовите эти числа в обратном порядке.
2. Индивидуальная работа у доски (2 человека).
Составить записи к рисункам.
- Назовите число, которое стоит за числом 2. (3)
- Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)
- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)
- Назови соседей числа 3 (4,5)
- Сколько получится, если к 4 прибавить 1? (5)
- Сколько получится, если из 3 вычесть 2? (1)
- Проверим ребят, работавших у доски.
3. Работа с составом чисел (работа в парах).
Слайды 3-5.
- Чтобы работать было веселее и интереснее, нужно работать вместе. Предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
- Заселите домики.
- Проверим вашу работу.
III. Изучение нового.
1. Вхождение в тему. Сообщение темы и целей.
Слайд 6.
- Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.
Вот такой (показываю засушенный березовый лист).
- Он жил на дереве. У него было много - много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень, и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья. Отправился в путь и наш листочек со своими братьями и сестрами.
2. Знакомство с числом «ноль», цифрой «ноль».
- Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой в тетради.
- Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой в тетради.
И т.д.
- Прочитайте, что у вас записано? (5 4 3 2 1)
- Что это? Как правильно сказать? (числовой ряд)
- В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)
- Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не осталось листочков?
- В математике для этого используют число «ноль», которое записывают цифрой «ноль».
3. Письмо 0 в тетради.
Слайд 7-8.
- Давайте потренируемся в написании цифры 0. (Дети прописывают строчку в тетради.)
4. Сравнение цифры 0 с окружающими нас предметами.
Слайд 9-18.
- На что похожа цифра 0?
5. Памятник «нулю».
Слайд 19.
- В Венгрии поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Памятник высокий – целых 3 метра. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
6. Определение места 0 в числовом ряду.
Слайд 20.
- Ребята, Ноль хочет знать, где его место в числовом ряду. (Перед 1) Почему? (О меньше 1)
- Обращаю ваше внимание, что 0 – это не натуральное число! Натуральный ряд чисел начинается с 1!
- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. (ответы детей)
Сколько лет в яйце цыплёнку,
Сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра… (ноль).
7. Физминутка.
Слайды 21-24.
- Листочек предлагает немножко отдохнуть.
Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов (4). Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем хлопков (6). Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки (10). Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (8).
8. Значение числа 0.
Слайд 25.
- Что значит ноль? (Ничего, нисколько).
- Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
- Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Слайд 26.
- Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)
Слайд 27.
- А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа.
- Где в жизни мы встречаемся с этими числами? (01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
9. Запись числовых выражений.
- Дети с улицы домой,
Хлынул дождик проливной,
Застучал по крыше:
Дождик, дождик, тише.
Слайд 28.
- На наш березовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?
- Как записать числовым выражением? (2-1=1)
- И другая капелька высохла, сколько осталось?
- Запишем числовым выражением. (1-1=0)
- На соседний листок упали 4 капельки.
(показываю листок с четырьмя капельками)
- Все капельки высохли. Сколько осталось?
- Как запишем? (4-4=0)
- Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?
Слайд 29.
ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.
- Приведите свои примеры таких числовых выражений.
IV. Закрепление изученного.
1. Физминутка для глаз.
Слайд 30-32.
2. Работа с карточками (задания на выбор).
Слайд 33.
- Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (гриб)
- Листок упал на гриб.
- Вот и грибочки. Предлагаю вам задания на выбор.
Грибы с коричневой шляпкой – неравенства.
Грибы с красной шляпкой – используя рисунки, записать выражения.
Грибы с оранжевой шляпкой – соотнести картинку с нужным числом. (Дети получают картинки-грибы с заданиями)
V. Заключительный этап.
Слайд 34.
- Листочек улетает и прощается с нами. На прощанье приготовил для вас ребус. Разгадайте его. (Нуль)
- Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре 0?
- Что мы должны для себя запомнить? (Если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль»).
VI. Рефлексия.
- Наш листочек в ваших тетрадках оставил свой след.
Если сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями, вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя, то раскрасьте листок яркими цветами (каким он бывает осенью).
Если на уроке вам было неинтересно, задания были сложными и вы не справились с ними, то листок не раскрашивайте.
Слайд 35.
- Наше путешествие закончено. Вы были внимательными, активными, справились со всеми заданиями. Большое спасибо всем.