Тема: «Единицы времени. Год, месяц»
Цель: дать представление о новых единицах измерения времени: годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем.
Задачи:
Образовательная: познакомить с новыми единицами измерения времени, вспомнить, что такое календарь; дать представление о возникновении единиц времени; совершенствовать умение решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу, логические задачи.
Развивающая: развивать мышление, память, речь, воображение,
пространственное мышление, умение работать самостоятельно, в группах и парах.
Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к математике.
Оборудование:
компьютер, слайды к уроку, сигнальные карточки для учеников, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
1.Организационное начало.
1) Приветствие.
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ты, дружок, не зевай,
Делай выводы, узнавай.
2) Психологический настрой.
-Урок математики. Пожелайте друг другу удачи на уроке. С хорошим настроением приступаем к работе. Записываем число в тетрадях.
Устный счет.
1) Индивидуальная работа по карточкам.
5 см = ...мм 1 ч = … мин
7 м = ...дм 1 м = ...см
1 дм =...см 1 см = … мм
Окружность — это ...
2) Тестирование.
- Произведение 5 и 4 равно... а)25; б) 20; в) 24.
-На какое число нужно разделить 28, чтобы получить 7? а) 7; б) 9; в) 4.
- В 1 дм2.... а) 10 см2; б)100 см2; в) 100 см.
- 7 увеличить на 3 будет... а) 10; б) 12; в) 14.
- 7 увеличить в 3 раза будет равняться... а) 24; б) 21; в) 18.
- Площадь прямоугольника со сторонами 6 и 8см равна...
а)42 см2; б) 54 см2; в) 48 см2.
- Площадь квадрата со стороной 5 см равна... а) 25 см2; б)20 см2; в) 35 см2.
3) Составление умозаключений.
-Составьте умозаключения, используя слова «Если.., то...», «Чтобы..., нужно...».
4) Задача на смекалку.
- Предлагаю вам решить задачу на смекалку. Третьеклассник Саша начертил в окружности 11 диаметров. Когда он сосчитал радиусы, то у него оказалось их 21. Как вы думаете, правильно ли Саша сосчитал радиусы?
5) Задание на развитие логического мышления «Набери множителями».
- Откройте учебник на стр. 87. Найдите задание на поле справа. Поработайте в парах, обсудите, какие множители нужно взять, чтобы получить произведение
24?
3. Работа по новой теме.
Постановка цели и задач урока.
- На какие группы можно разделить эти числа?
24, 3, 42, 6, 7.
м в я р е
- Расположите числа в порядке возрастания и вы узнаете тему нашего урока.
3, 6, 7, 24, 42.
в р е м я
- Над какой темой мы будем работать? Посмотрите на стр.86 учебника.
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
2)Загадка.
Пришел к нам в дом он толстячком,
Но с каждым днем худел, худел.
Пока не стал одним листом
И в новый год не улетел. (Отрывной календарь)
- Что такое календарь? Как вы думаете, зачем нам нужен календарь? (Чтобы знать, какое число и какой день недели идет, какой год).
-Послушайте, какое определение дается слову «календарь» по словарю Ожегова. (Слайд №1).
- Какие календари вы знаете? (Настенный, отрывной, настольный, карманный календарик, календарь в телефоне или на компьютере).
(Слайд №2).
3) Сообщения учащихся.
- О том, как человек научился измерять время и создал календарь расскажут ребята. (Слайд №3).
- Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он ее с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звезды могут ему в этом помочь, но по ним можно измерять только небольшие промежутки времени. Но людям нужно было знать заранее, когда наступят холода, когда созреет урожай, определить сроки посева и ухода за посевами. Люди долго наблюдали за природой. Наконец была установлена мера времени – год.
- Потом люди обратили внимание на Луну. Глядя на нее замечали,что Луна каждый день выглядит по – разному, то месяцем, то овальной, то полной.
Люди сосчитали, что от одного новолуния до другого проходит 30 суток. Это время и определило число дней в календарном месяце. В каждом месяце 30 или 31 день. Самый короткий месяц-это февраль. В нем 28, а 1 раз в 4 года-29 дней.
4) Работа с презентацией (Слайды 4-7).
- Чему равен год?
(365 или 366 дней).
(Слайд №8).
5) Работа с учебником стр.86 №1.
- Рассмотрите табель-календарь. Что мы можем в нем найти? (Название месяцев, дней недели. Почему дни выделены разным цветом?
- Ответим на вопросы в конце страницы.
4. Закрепление.
1) Работа в парах (№2, 1)).
2) Работа с часами (№3).
- Как вы порнимаете слово «четверть», «половина».
- Назови время, которое показывают часы, используя эти слова.
3) Решение задачи №4.
-О чем задача? Что такое 8 дм?
- Что значит 1/5 часть?
- Как найти длину всей ленты, зная, что ее 1/5 часть равна 8дм?
- Запишите решение задачи самостоятельно. С новой строки выразите полученный ответ в метрах. Прочитает решение...
4) Решение задачи №5.
- О чем задача?
- Сколько пакетиков корма попугай съедает за 1 неделю? (3 пакетика).
- Что еще известно? (Всего Петя купил 27 пакетиков корма).
-Прочитайте главный вопрос задачи.
- Как найти, на сколько недельхватит 27 пакетиков?
(27:3=9 (н.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
- Прочитает решение...
5) Решение уравнений №6 (по вариантам).
6) Решение выражений №7 (по вариантам).
4. Итог урока.
- О чем мы с вами говорили на этом уроке? (О единицах времени) .
- О каких единицах времени мы сегодня вспомнили? (Год, месяц, день)
- Сколько месяцев в году? (12.)
- Сколько дней в году?
- Сколько недель в месяце?
5. Задание на дом.
- Домашнее задание: №1 2).
6. Рефлексия.
- С помощью сигнальных карточек покажите, понравился ли вам урок.
- Какое настроение у вас в конце урока?
- Оцените свою работу на уроке.
Дополнительный материал.
- Сегодня мы с вами говорили о мерах времени. Известно, что время нельзя измерить шагами, линейкой или взвесить его. Как вы думаете, нужно ли беречь и ценить время? Почему?
- О времени говорят: «Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его».