Тема: Сочетательный закон сложения.
Цели:
1.Повторить и обобщить знания учащихся о переместительном и сочетательном законах сложения.
2. Формирование умения применять сочетательный и переместительный закон сложения при группировке слагаемых.
3.Формирование умения решать задачу разными способами, используя математические законы.
4.Формировать умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
5.Подведение детей на основе собственных наблюдений к выводу, развитие коммуникативных умений.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Математика любит внимательных людей.
Все настроились на серьезную, хорошую работу.
2.Актуализация знаний.
а) Учитель: Вы видели, как падают снежинки, кружась в хороводе.
Как называется это явление?
Ученик: Снегопад.
(Вывешиваю снежинки)
488 12
113
234 317 66
Учитель: У нас урок математики, поэтому снегопад чисел.
Расположите их в порядке возрастания.
Ученик: 12, 66,113, 234,317,488.
Учитель: Найдите сумму самой маленькой снежинки и самой большой.
Ученик:12+488
Учитель: Как удобнее сосчитать?
Ученик: 488+12. К большему числу прибавить меньшее.
Учитель: Какой математический закон применили?
Ученик: Переместительный закон сложения.
Учитель: Какое число получили?
Ученик: Круглое.
Учитель: Соедините снежинки парами по этому признаку. Выполните сложение.
(Самостоятельная работа)
Ученик: 66+234=
113+317=
Проверка.
Скажем закон, который применили и покажем его, используя фигуры:
+ = +
б) Учитель: На доске выражения:
47+16+184+33= 32+257+43+58=
-Вычислите значение выражений.
-Какой закон вы применили?
-Для чего мы меняем местами слагаемые?
Ученик: Чтобы удобнее сосчитать.
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним еще один математический закон сложения. Откройте учебник и прочитайте тему: »Группируем слагаемые». Что значит «группируем»?
Ученик: Объединяем в группы.
4. Изучение нового материала
На доске:
Учитель: Как можно найти расстояние от А до Г?
(Показывают на доске.)
Какие отрезки можно объединить? (Сгруппировать)
Вывешиваю:
1 способ: (АБ+БВ)+ВГ=
2 способ: АБ+ (БВ+ВГ)=
Учитель: Посмотрите на эти два выражения, чем они отличаются?
Ученик: Скобками.
Учитель: Правильно, для чего нужны скобки.
Ученик: Меняется порядок действий.
Учитель: Давайте подставим числа в выражения и найдем ответ на вопрос: зачем нужны скобки, зачем нужно менять порядок действий при сложении.
(Самостоятельная работа)
Учитель: Какой способ проще?
Учитель: Какой вывод мы сделаем?
Учитель: Слагаемые, которые стоят рядом можно группировать.
-Вспомните, какой закон мы применили.
Вывешиваю:
-Кто сможет с помощью геометрических фигур его записать?
( + )+ = +( + )
Учитель: Прочитаем правило.
Из закона следует важное правило вычислений:
Складывая несколько слагаемых, можно группировать их в любом порядке.
4.Первичное закрепление изученного материала
а) Учитель: Прочитайте задание.№2, стр.76.
-Что ты нового еще узнал?
Ученик: Что при вычислениях сразу можно применять переместительный и сочетательный законы.
Учитель: Вычислим устно, выбирая удобный способ.
(Объяснение цепочкой, используя сигнальный круг.)
б) Учитель:
Используя переместительный и сочетательные законы, можно считать сложные примеры, а как это сделать, нам поможет задание:
№3, стр.76
Учитель: Прочитайте и разберитесь, как можно считать эти примеры?
-Кто хочет быть учителем?
74+48=70+4+40+8=70+40 +4+8=110+12=122
Самостоятельная работа. (1 и 2столбик)
Учитель: Вывешиваю значок «Работа в парах» (Если кому непонятно, воспользуйся помощью соседа)
Задача №4 стр.76
Учитель: Прочитайте условие задачи. О чем задача?
-Какой вопрос?
(На полях значок «Работа в парах»)
Учитель: Задачу можно решить разными способами. Подумайте, обсудите друг с другом разные способы решения.
Запишите.
1способ:
1)80+23=103(ф.) - в 1коробке
2)80+47=127(ф.) – во 2 коробке
3)103+27=230(ф.) – всего
(80+23)+(80+47)=230 (ф.)
2 способ:
1)80+80=160(ф.) – было в двух коробках
2)23+47=70(ф.) – добавили
3)160+70=230(ф.) – всего
(80+80)+(23+47)=230(ф.)
Проверка.1 ученик показывает, используя схемы.
2 ученик. Записывает решение задачи в виде выражения.
На доске схемы:
Флом. в 1кор. | | Флом. во 2кор. |
Учитель: Какой способ наиболее удобный для подсчета?
-Второй способ.
Вариативная часть
Игра «Лото»
№7 стр.77 «Работа в парах»
Учитель: Прочитайте условия игры. Обсудите друг с другом, как вы будете играть и считать. Какая пара готова? Выполняем. Числа записываем в тетради.
Инструктаж с остальными.
-Как считали и играли? Легко ли поочередно прибавлять?
-Как можно быстро найти общую сумму?
Ученик: Нужно группировать слагаемые?
Домашнее задание
№3(3-4столбик) стр.76, №6 стр.77
Итог урока
-Что нового узнали на уроке?
-Какое правило нужно применять, чтобы сложить несколько слагаемых?
Оценки.