МОУ Китовская средняя школа Шуйского района Ивановской области Учитель математики Коровкина Надежда Михайловна.
Урок математики в 6 классе
Тема: «Решение задач на нахождение дроби от числа»
Цель урока: научиться находить дробь от числа.
Задачи урока:
Обучающие: . Уметь применять правило нахождения дроби от числа и правила действия с дробями. Научиться применять это правила при решении задач;
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление учащихся; умение, анализировать, сравнивать полученные знания.
- развивать мотивацию к предмету
Воспитывающие:
Воспитывать умение четко организовывать самостоятельную и работу в паре.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Формирование самооценки.
Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый.
Формы: совместная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока.
1. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
2. Постановка цели и задач урока(2 мин.).
3 Изучение нового материала (15 мин.)
4. Физкультминутка (2 мин)
4. Первичное осмысление и применение изученного (12 мин.)
5. Постановка домашнего задания(2 мин.)
6. Подведение итогов урока(3 мин.)
7. Рефлексия. (4 мин)
Ход урока.
I Орг.момент. Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Обеспечение организации учебной деятельности
II Актуализация знаний.
Учитель:Ребята, так же как любой день начинается с утренней гимнастики, мы начнем свой урок с зарядки. Для этого посчитаем устно.
Устный счет. (слайды 2- 3)
Выполни умножение.
½*3/5 2) 4/7*7/8 3) 2/3*6/7 4) 9/10*5 5) 10
*3
2,4 * 3; 6) 3,5 * 0, 2;
Замените десятичную дробь обыкновенной
0,2; 0,5; 0,75; 0,25; 2,5
На предыдущих уроках мы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете , что такое дробь? ( равные части, на которые делится что –то целое) Вспомните, что у дроби показывает числитель , а что знаменатель? ¾, 2/7, 5/12.
Выразите дробью, какую часть всей фигуры составляют
А) желтые квадраты? (1/4) б) красные (1/4) ;
зеленые квадраты? (3/16) 4) голубые (1/8)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_2.png)
III. Постановка задачи. Организация поисковой работы. (слайд 4)
На экране появляется Незнайка
Учитель: Посмотрите на экран, с чем к нам пришел Незнайка. ( с задачами)
- Как вы думаете , а зачем он принес эти задачи?
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (решать задачи)
Но ведь много разных видов задач. Какие же задачи будем решать мы?
Внимательно прочитайте данные задачи. Учащиеся читают задачи и определяют вид задач.
Задача 1.Турист за два часа прошел 10 км. В первый час он прошел 3/5 этого расстояния. Сколько километров он прошел за первый час прогулки?
Задача 2. 4/5 колхозного поля занято овощными культурами,
2/3 из них занимает капуста . Какую часть всего поля занимает капуста?
Задача 3. Ширина комнаты 6м, а вот высота составляет 7/12 от ширины, а длина 3/2 ширины. Найдите длину и ширину комнаты.
* Что нам известно и что мы находим в таких задачах? (часть от числа)
Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока ( «Решение задач на нахождение дроби от числа.» и цель . (слайд 5)
Цель урока: научиться находить дробь от числа.
Учитель: Но вы скажите «Мы же умеем находить дробь от числа.» Как, например, в первой задаче найти 3/5 от числа 10. (нужно 10:5*3 =6)
Выслушиваются ответы учащихся….
Сегодня мы должны найти новый способ решения таких задач.
Рассмотрим задачу: (слайды 6 - 7)
Задача 1.Турист за два часа прошел 10 км. В первый час он прошел 3/5 этого расстояния. Сколько километров он прошел за первый час прогулки?
Решение задачи. Всего за два часа прошел – 10 км. В первый час прошел - ? км; 3/5 от 10 км
1 способ. 10 : 5 * 3 = 6 (км) – за первый час
Предложите иной вариант решения задачи. 2 способ. 10 *
= 6 (км)
Ответ: 6 км - за первый час
Задача 2. ( слайд 8)
4/5 колхозного поля занято овощными культурами,
2/3 из них занимает капуста . Какую часть всего поля занимает капуста?
Учитель: Решим задачу практически.
У вас на партах лежат прямоугольные листы. Представим себе, что это наш земельный участок . 4/5 занимают овощные культуры. Закрасьте аккуратно эту часть поля. Что мы для этого делаем? (Разбиваем участок на 5 частей и берем таких частей 4. ) Вот теперь на этом участке нам нужно посадить капусту, но не на всем , а только на 2/3 участка. Заштрихуйте ту часть поля, где будет расти капуста. Какая часть всего колхозного поля получилась заштрихованной ? (8/15)
Какое же решение задачи вы можете предложить?
4/5*2/3= 8/15
Ответ: капуста занимает 8/15 земельного участка.
Сравним решения задач № 1 и № 2 (слайд 9)
Вопросы: Что у них общего? Чем они отличаются?
(Находили часть от числа. Выполняли действие умножение).
- Чем они отличаются? (в задаче № 1 находили часть от целого числа, а в задаче № 2 находили часть от дробного числа)
Такие задачи называются задачи на нахождение дроби от числа. Решают их с помощью умножения.
Выводим правило.
Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь. Читают правило на стр.79
Задача 3.
Ширина комнаты 6м, а вот высота составляет 7/12 от ширины, а длина 3/2 ширины. Найдите длину и ширину комнаты.
Решение: 1) 6* 7/12 =3,5 (м) – высота
6*3/2= 9 (м) – длина
Ответ: высота комнаты 3,5 м, а длина -9 м.
Учитель: Внимательно посмотрите на решение задачи. Что вы заметили в этих двух действиях.
Сравните полученный результат в каждом действии с числом, от которого находим дробь.
Если мы число умножаем на дробь меньшую единицы, то в ответе получается число меньше данного.
А если мы умножаем на дробь большую единицы, то в ответе получается число больше данного.
IV. Устно: Найдите ¾ от 12; 3/5 от 25; 1/ 6 от 24; 0,7 от 42, 0,3 от 14. ( слайд 13)
V. Физкультминутка (слайд 14 )
А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; " "5")
Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа. Учитель называет числа 9, 32, 25, 915, 24, 135, 42, 55 Если число делится на 2 - руки поднимают вверх, если на 5 – руки в стороны, если на 3 – прыгают на месте.
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_4.png)
Если число делится на "2", то учащиеся поднимаютруки вверх.
На 3
Если на "3" – делаем прыжки.
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_7.png)
Если на "5" - руки на пояс.
VI . Коллективная работа.
Учитель: Опять появился Незнайка. Он пришел к нам со своей проблемой, которую мы должны помочь ему разрешить. Незнайке необходимо все режимные моменты выразить в часах. Поможем ему?
Режим дня для Незнайки. (слайд 15- 17)
Учебные занятия в школе занимают 0,25 времени суток.
Продолжительность ночного сна должна составлять 3/2 времени, проводимого в школе.
Активный отдых на свежем воздухе и досуг должны составлять 5/24 от суток.
Подготовка домашнего задания должна занимать 1/3 от времени учебных занятий.
Работают парами (разноуровневые задания) . На партах лежат фигуры разных цветов: зеленый , желтый, белый и красный. Класс делится на группы и каждая группа решает предложенные ей задачи.
Учебные занятия в школе занимают 0,25 времени суток Сколько часов продолжаются учебные занятия?
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_9.png)
Активный отдых на свежем воздухе и досугдолжны составлять 5/24от времени суток.
Сколько часов должен продолжаться активный отдых и досуг?
Учебные занятия в школе занимают 0,25 времени суток.
Продолжительность ночного сна должна составлять 3/2 времени, проводимого в
школе Сколько часов занимает сон?
Учебные занятия в школе занимают 0,25 времени суток
Подготовка домашнего задания должна занимать 1/3 от времени учебных занятий. Сколько часов нужно отвести на подготовку домашнего задания.
Решение:
Учебные занятия 24 * ¼= 6 (ч)
Сон 24 *1/4 =6 6*3/2 = 9 (ч)
Активный отдых на воздухе и досуг – 5 часа
24* 5/24 = 5 (ч)
Подготовка домашнего задания – 2 часа
24*1/4=6 6*1/3 =2 (ч)
Незнайка доволен . Спасибо всем.
VII. Самостоятельная работа ( с самопроверкой). ( слайд 18)
Тест.
1) Найти 3/4 от 12.
А) 3; Б) 9; В)
; Г) 12
.
2) Найти 0,5 от 20.
А) 100; Б) 1; В) 10; Г) 0,25.
3) Найти 0,75 от 300 .
А)2, 25 Б) 0,225; В) 225; Г) 22,5
4) Задача. В книге 120 стр. Андрей прочитал 0,3 книги. Сколько страниц прочитал Андрей?
А) 36; Б) 40; В) 6; Г) 360.
5) Задача. В магазин привезли 10
т. картофеля. В первый день продали 3/16 картофеля. Сколько тонн картофеля продали в первый день?
А) 2; Б) 10
В) 3; Г) 6.
Проверка теста.
![](https://fhd.multiurok.ru/9/3/7/9370ebf3114217acdd6ed4e33e1b173e26fb6135/konspiekt-uroka-matiematiki-v-6-klassie-tiema-nazh_16.png)
VIII . Итог урока.
1. УЗНАЛИ… ПРАВИЛО НАХОЖДЕНИЯ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА.
2. НАУЧИЛИСЬ…. РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА.
3. ПОВТОРИЛИ…. УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ.
Добились ли цели?
IX. Рефлексия
У каждого ученика на столе имеется карточка учета работы на уроке, в которой ученик должен на каждом этапе урока оценить свою работу в пределах от 0 до 2 баллов в зависимости от участия (2-принимал активное участие, 1-принимал участие, 0- нет).
Этап урока | Принимал активное участие – 2 балла | Участвовал в работе – 1балл | Не принимал участия – 0 баллов | Оценка учителя |
Устный счет | | | | |
Разбор задач | | | | |
Решение задачи в паре (самостоятельно) | | | | |
Тест | | | | |
итого | | | | |
Оценки за уро
X. Домашнее задание. Придумать задачу на использование нового правила.
Или выполнить упражнение № 528 правило стр.78
8