СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока МХК в 8 классе "Прогулка по Афинскому Акрополю"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет за короткое время познакомиться с архитектурными сооружениями Древнего Акрополя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока МХК в 8 классе "Прогулка по Афинскому Акрополю"»


Тема урока: «Прогулка по Афинскому акрополю»


Цель урока: познакомить  учащихся  с архитектурой Афинского Акрополя; приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества.

Задачи:

1.Знакомство с греческой архитектурой на примере ансамбля Афинского Акрополя.

2.Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии с заданной целью.

3.Развитие умения убедительно и ярко подготовить свое выступление..


Структура урока:

  1. Введение в тему урока

  2. Постановка проблемного вопроса

  3. Исследование вопросов

  4. Ответ на проблемный вопрос


Орг.момент

На доске план Афинского Акрополя , эпиграф.

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень, 
Что пены волн морских белее, 
Когда, священный Парфенон, 
Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый 
Твоих божественных колонн, 
Твой камень, солнцем весь облитый, 
Прозрачный, теплый и живой, 
Как тело юной Афродиты, 
Рожденной пеною морской..

Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д. С. Мережковский.


Сегодня мы познакомимся с архитектурой древней Эллады. Этой архитектуре не была свойственно масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем человек видел самого себя, усматривал соразмерность и гармонию. Вселенную он представлял макрокосмосом, где все строго пропорционально. Ставя себя в центр мироздания он на земле старался воплотить идеалы, которые соответствовали его представлениям об устройстве природы, высоко ценил чувство меры. Недаром древнегреческие философы подчёркивали истину «Меру во всем соблюдай!» ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни Древней Эллады.


Сегодня,  я предлагаю вам совершить экскурсию в самое знаменитое место Греции – Афинский Акрополь. Мы мысленно перенесемся в V век до нашей эры. Именно тогда Афинский Акрополь был отстроен, на нем появились великолепные храмы и скульптуры. Запишите в тетрадях тему нашего урока.

Итак, начнем наше путешествие.

АКРОПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией.

Главная задача сегодняшнего урока – Выявление характерных черт греческой архитектуры на примере ансамбля Афинского Акрополя

  • Изучение нового материала.

 История строительства. 

Акрополь – общественный и культурный центр афинского государства; во время персидских войн он был разрушен.

К середине V в. до н.э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города и возводили храмы. В Афинах после изгнания персов начался стремительный подъём экономики, развития ремёсла, торговли, укрепляется демократия. В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов.

В период «высокой классики» в Афинах правил Перикл (с 449 г. до н.э.). Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии, с именем которого связан расцвет главного центра афинской культуры – Акрополя.

Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий.

  • Самостоятельное знакомство с новой темой (работа с текстом).


«Нет другого города в мире, который имел бы славу и известность Афин. История  города теряется в далеком прошлом,  а отсутствие исторических данных восполняется  и переплетается с мифами и легендами Греции.

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества – Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода – символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

В Афинах сохранились памятники многих эпох и культур, но то, без чего Афины совершенно невозможно представить – это Акрополь - священный холм в центре города, на котором возвышались храмы. Для древних греков он являлся сакральным местом встречи богов и людей, видимого и невидимого миров, местом, где прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно вечное существование.
Гора привлекала людей со времен далекого прошлого и была заселена уже в 3500-3000 годах до н.э. Во времена микенской эпохи в 1600-1000 годах до н.э. на вершине был построен царский дворец, а сама она была обнесена циклопической стеной толщиной 4-4,5 метра. Постепенно поселение продвигалось к подножию, а вершина становилась местом поклонения. Несколько раз Акрополь разрушался, на фундаменте старых зданий возводились новые. Основная застройка Акрополя производились в V веке до н.э. – в это время появились Парфенон, Пропилейон, Эрехтейон, храм Бескрылой Победы.

Входом в Акрополь служил Пропилейон, строившийся в 437-432 годах до н.э. Греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа", и, конечно же, вход в такое место поклонения, каким был Акрополь, должен был быть монументальным. Древние греки с восторгом говорили о Пропилейоне и называли его Блестящим Лицом Акрополя. Строительство Пропилейона так и не было доведено до конца – некоторые участки стен остались не отшлифованными, а в 1646 году Пропилейон был сильно разрушен при взрыве порохового склада, который устроили здесь турецкие солдаты. Справа от Пропилейона находится храм Ники Аптерос (Бескрылой победы). Изящное сооружение имеет очень маленькие размеры – 8,27 х 5,44 метра. Внутри храма была установлена деревянная скульптура богини. Согласно легенде, первоначально она имела крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.

На северной стороне Акрополя возвышается мраморный красавец Эрехтейон, прекраснейшее творение классического искусства, древнейшее место поклонения афинян, построенное в 421-407 годах до н.э., на месте микенского царского дворца. Именно здесь разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей. Сооружение получило название Эрехтейон. Восточная часть храма была посвящена Афине – там хранилась древнейшая деревянная статуя богини, упавшая, как верили, с неба. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части храма, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона. В соответствующем месте – на крыше храма – имеется отверстие от рукоятки трезубца, сделанное при его подъеме для удара.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей – шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя – Парфенон. Великолепное сооружение, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Храм не имеет внутренней декорации, как и большинство храмов древних времен, когда для поклонению богу и принесения жертв люди собирались около храма, где и находился жертвенник. Поэтому великолепие и величие храмов отражалось в основном на их внешнем облике, а внутри храма находилась лишь статуя божества. В Парфеноне это, конечно же, была Афина - великолепная 12-метровая статуя, выполненная Фидием из золота и слоновой кости.С трех сторон статую окружала двухъярусная мраморная колоннада. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой  руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой – щит.. Во времена Византийской империи статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Парфенон является уникальным зданием с точки зрения геометрической конструкции. Например, если на один конец ступени или постамента положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет окажется невидимым, что говорит о наличии кривизны плоских на первый взгляд конструкций. Все колонны Парфенона не строго параллельны друг другу – они имеют небольшой уклон во внутрь. Оси колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров. Как утверждают современные сейсмологи, это придает необыкновенную устойчивость зданию при землетрясении. Кроме того, колонны Парфенона не одинаковы по размеру – угловые более объемны, чем остальные. Они имеют наибольшую освещенность, которая зрительно уменьшает объем предмета, то есть, если бы все колонны были одинаковы, то угловые казались бы меньшими, чем остальные. Архитектор храма был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.

Парфенон за свою историю успел побыть и христианским храмом. В 1687 году турецкая армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник. В XIX столетии Парфенон был частично отреставрирован.»

  • Заполнение таблицы.


Почему так назвали город

Перечисли архитектурные сооружения и кратко опиши их

Опиши подробно Парфенон

Напиши синквейн.






  • Подведение итогов урока

  • Рефлексия – написание синквейна по теме урока

  • Домашнее задание:

найти и выписать в тетрадь определения:

Периптер -

Фриз –

Фронтон –



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!