оценить основополагающие моменты, без которых невозможно создание счастливой семьи.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Доска и оборудование |
Вводная часть | Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке. | | Презентация по теме. |
1. Создание проблемной ситуации | Сейчас вы посмотрите два видеоролика, и попытаемся определить, о чем идет речь? Одинаково ли отзываются о семье? | - О семье, детях, отношение к семье. Вступая в диалог, выявляют противоречие: - Две точки зрения на вопрос об отношение к семье, с одной стороны, семья - важна для человека. С другой, семья - ответственный шаг, к которому готов не каждый человек. | Просмотр видеоролика, где звучать два высказывания о семье |
1.2.Формулирование проблемы | Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? | По - разному формулируют вопрос. Какую роль в жизни человека играет семья? Что значит семья для человека, можно ли без нее обойтись? | Основной вопрос записывается на доске: Нужна ли семья человеку? |
2. Выдвижение версий | Какие у вас есть варианты для решения этой проблемы? | Предлагают версии, принимаются все: - Семья - ячейка общества. - Семья играет важную роль в жизни человека. - Семья - главная опора в жизни человека. | |
2.1.Актуализация имеющихся знаний (побуждающий диалог) | Что мы уже знаем по этой проблеме? - Что такое семья? - А из скольки человек состоит ваша семья? - Какую роль играет семья в жизни человека и общества? Что нам нужно узнать для решения проблемы? | Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты). Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть). План действий: 1. Почему брак является основой для создания семьи. 2. Какие существуют функции семьи. 3. Какие проблемы существуют в современной семье? | |
Поиск решения (открытия нового знания) (динамическая пауза) У меня есть мама, папа, Старший брат, сестра, У меня есть бабушка и дедушка. А у них есть я. Мы – семь - я. | 1. Почему брак является основой для создания семьи. - Что такое «брак», «Семья»? Мы с вами узнаем, если обратимся к учебнику на стр. 43 - Ответьте, что общего в этих понятия? - Что является обязательным условием оформления брака? - Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Что является основой такой семьи? - Давайте узнаем, кто входит в вашу семью? Давайте посчитаем (динамическая пауза). В современном обществе семьи бывают разные. Ребята, а в какой семье проживаете вы? - Какой делаем вывод по данному вопросу? Социологи отмечают, что семья возникает и развивается лишь на основе брака. Общество стоит на охране семьи и брака, защищает его законом - Семейным правом (подробнее в 8 классе). | Вступают в диалог (пассивным можно задать вопрос, используя фразы «объясни, как ты понял, что сказал другой ученик... »). - Семья - малая группа людей, члены которой связаны кровным родством или браком. - Брак - добровольный союз мужчины и женщины, связанные правами и обязанностями друг перед другом Работа с документом - Семейный Кодекс РФ. К обязательным условиям его оформления относятся: Достижение брачного возраста – 18 лет Взаимное добровольное согласие Отсутствие других браков Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак Сравнивают понятия, предлагают версии. - Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. - Семьи бывают нуклеарные и расширенные, полные и неполные, одно - двух - трехпоколенные. Делают вывод: Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. | На слайде понятии «Семья и брак» Называют статью и пункт. |
2. Какие существуют функции семьи. - Семья играет важную роль в жизни общества, выполняя целый ряд социальных функций. Сейчас мы выясним, какие существуют функции семьи, работая с текстом учебника на стр. 44 и заполняя таблицу. Теперь проверяет таблицу. | Заполняют таблицу «Функции семьи». № | Название функции | Сущность функции | 1 | Продолжение рода | Рождение детей и сохранение их здоровья | 2 | Воспитательная | Воспитание и передача опыта и знаний следующим поколениям | 3 | Хозяйственная | Ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета | 4 | Правовая | Все члены семьи имеют права и обязанности, охраняемые законом | | На слайде проверка заполнения таблицы |
3. Какие проблемы существуют в современной семье? Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных в нашем обществе. Попытаемся их определить по картинкам на слайдах. - Какой делаем вывод по данному вопросу? Решаемы ли эти проблемы? | Работают по картинкам, формулируют проблемы современной семьи. 1.Изменение позиции женщины в обществе. 2. Ранние браки. 3. Алкоголизм. Наркомания. 4. Несходство характеров. 5. Жилищные и материальные проблемы 6. Вмешательство родственников. 7. Дети, оставшиеся без одного родителя. - Много проблем, но большинство людей стремится к созданию прочной семьи, где царит любовь и взаимоуважение. | Рассматривают слайды. |
Выражения решения. Применение нового знания. | - Народная мудрость сохранила много пословиц и поговорок о семье. Давайте обратимся к ним. Соотнесите обе части пословиц: Семья вместе | если в семье лад | Семейные нелады | не страшны тучи | На что клад | доведут до беды | Семья в куче | душа на месте | Ваши одноклассники, получили опережающее задание, провести соц.опрос, с целью выяснить, что значит семья сегодня для нас с вами. - Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Нужна ли семья человеку? - Чьи версии подтвердились? | Выполняют задание, отвечают на вопрос об актуальности пословиц. Выступление по соц. опросу, объявление результатов. - Примерный вывод по проблеме: Люди на разных этапах своей жизни связаны с семьей. Семья нужна человеку в современном обществе. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье. - Подтвердились все версии, которые мы сформулировали в начале урока. Семья имеет огромное значение для человека в современном обществе. Семья является опорой для человека, где его любят таким, какой он есть. Семья - ячейка общества, государство проводит политику по защите и охране государства. | На слайде проверка заполнения задания Презентация, диаграмма |
Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. Вам надо вставить пропущенные слова в тексте, чтобы получился связанный текст. - Сейчас вы получите творческое задание, я вам раздам конфеты в обертке и когда вы вернетесь домой, то обсудите с родителями и нарисуйте - символ семьи. - Я думаю, с заданием мы справимся. У вас есть 3 минуты нарисовать символ счастливой семьи и объяснить его значение. | «Семья – это малая ............ людей, связанные кровным родством или .......... Семьи могут быть нуклеарными и ……..., полными и ............ . К функциям семьи относится: продолжение рода, воспитание, экономическая и ....... . Алкоголизм может быть причиной…… семьи». Ключ: брак, группа, правовая, многопоколенная, распад, неполная. Получают заготовки конфет, думают, каким должен быть символ. | Задание на слайде |
Подведение итогов. | Мне понравилось, как вы сегодня выступали. Все активно работали, но особенно хочется отметить.......... Перед вами листочки с табличками самооценки работы на уроке. Мое участие на уроке | | Мое эмоциональное состояние | | Значимость урока для меня | | Оцени свое участие на уроке, вставляя символы в клеточки. Совместная оценка. И хочется урок закончить прекрасным стихотворением о семье. 1.В семейном кругу мы растем Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. 2. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. 3. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. 4.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. 5.Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. 6. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить без нее не возможно! Урок окончен, всем спасибо и до свидания! | Заполняют табличку. | |