СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Ваша семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  Формировать понятия семьи и брака посредством анализа и оценки состояния современной семьи и тенденции ее развития.

Задачи урока:

Дидактическая  - научить работать с основными понятиями семья, брак, функции семьи, проблемы семьи;

 оценить основополагающие моменты, без которых невозможно создание счастливой семьи.

Развивающая -  развивать логическое мышление учащихся на примере влияния семейных ценностей в вопросе воспитания детей; учить анализировать свои поступки, давать им оценку.

Воспитательная - формирование у учащихся чувства личной  ответственности за благополучие в своей семье; способствовать формированию духовно - нравственным основам семьи у подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Ваша семья»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6

Центрального района Волгограда»






Конспект урока

Тема: «Ваша семья»












Автор: Кутепова Вероника Валерьевна

учитель истории и обществознания

МОУ СШ №6






Волгоград, 2015

Класс: 7 класс

Учебник: «Обществознание», О.Б. Соболева, Р. П. Корсун «Обществознание: человек в обществе: 7 класс» под общей редакцией Г. А. Бордовского, М.- «Вентана - Граф», 2014.

Тема: Ваша семья

Цели урока: Формировать понятия семьи и брака посредством анализа и оценки состояния современной семьи и тенденции ее развития.

Задачи урока:

Дидактическая - научить работать с основными понятиями семья, брак, функции семьи, проблемы семьи;

оценить основополагающие моменты, без которых невозможно создание счастливой семьи.

Развивающая - развивать логическое мышление учащихся на примере влияния семейных ценностей в вопросе воспитания детей; учить анализировать свои поступки, давать им оценку.

Воспитательная - формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье; способствовать формированию духовно - нравственным основам семьи у подрастающего поколения.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать целостное представление о семье, семейных ценностях и ее традициях; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким, формирование ценностных ориентиров на убежденности в важности для общества семьи и семейных ценностей.

Оснащение урока: доска, учебник «Обществознание» 7 класс, презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал.

Технологии: элементы проблемно-диалогической технологий, ИКТ - технологии

Методы: репродуктивный, эвристический (частичнопоисковый), наглядный, побуждающий диалог

Основные понятия: семья, брак, функции семьи, проблемы семьи










Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска и оборудование

Вводная часть

Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке.


Презентация по теме.

1. Создание проблемной ситуации

Сейчас вы посмотрите два видеоролика, и попытаемся определить, о чем идет речь?

Одинаково ли отзываются о семье?

- О семье, детях, отношение к семье.

Вступая в диалог, выявляют противоречие:

- Две точки зрения на вопрос об отношение к семье, с одной стороны, семья - важна для человека. С другой, семья - ответственный шаг, к которому готов не каждый человек.

Просмотр видеоролика, где звучать два высказывания о семье


1.2.Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос?

Что нам предстоит сегодня выяснить?

По - разному формулируют вопрос.

Какую роль в жизни человека играет семья?

Что значит семья для человека, можно ли без нее обойтись?

Основной вопрос записывается на доске: Нужна ли семья человеку?

2. Выдвижение версий

Какие у вас есть варианты для решения этой проблемы?


Предлагают версии, принимаются все:

- Семья - ячейка общества.

- Семья играет важную роль в жизни человека.

- Семья - главная опора в жизни человека.

2.1.Актуализация имеющихся знаний (побуждающий диалог)

Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Что такое семья?

- А из скольки человек состоит ваша семья?

- Какую роль играет семья в жизни человека и общества?

Что нам нужно узнать для решения проблемы?


Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты).

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть).

План действий:

1. Почему брак является основой для создания семьи.

2. Какие существуют функции семьи.

3. Какие проблемы существуют в современной семье?


Поиск решения

(открытия нового знания)















(динамическая пауза)

У меня есть мама, папа,

Старший брат, сестра,

У меня есть бабушка и дедушка.

А у них есть я.

Мы – семь - я.

1. Почему брак является основой для создания семьи.


- Что такое «брак», «Семья»? Мы с вами узнаем, если обратимся к учебнику на стр. 43

- Ответьте, что общего в этих понятия?




- Что является обязательным условием оформления брака?



- Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Что является основой такой семьи?

- Давайте узнаем, кто входит в вашу семью? Давайте посчитаем (динамическая пауза).




В современном обществе семьи бывают разные.

Ребята, а в какой семье проживаете вы?


- Какой делаем вывод по данному вопросу?

Социологи отмечают, что семья возникает и развивается лишь на основе брака. Общество стоит на охране семьи и брака, защищает его законом - Семейным правом (подробнее в 8 классе).

Вступают в диалог (пассивным можно задать вопрос, используя фразы «объясни, как ты понял, что сказал другой ученик... »).


- Семья - малая группа людей, члены которой связаны кровным родством или браком.

- Брак - добровольный союз мужчины и женщины, связанные правами и обязанностями друг перед другом


Работа с документом - Семейный Кодекс РФ.

К обязательным условиям его оформления относятся:

  • Достижение брачного возраста – 18 лет

  • Взаимное добровольное согласие

  • Отсутствие других браков

  • Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

Сравнивают понятия, предлагают версии.

- Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.


- Семьи бывают нуклеарные и расширенные, полные и неполные, одно - двух - трехпоколенные.


Делают вывод: Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.


На слайде понятии «Семья и брак»







Называют статью и пункт.

2. Какие существуют функции семьи.

- Семья играет важную роль в жизни общества, выполняя целый ряд социальных функций. Сейчас мы выясним, какие существуют функции семьи, работая с текстом учебника на стр. 44 и заполняя таблицу.

Теперь проверяет таблицу.

Заполняют таблицу «Функции семьи».

Название функции

Сущность функции

1

Продолжение рода

Рождение детей и сохранение их здоровья

2

Воспитательная

Воспитание и передача опыта и знаний следующим поколениям

3

Хозяйственная

Ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета

4

Правовая

Все члены семьи имеют права и обязанности, охраняемые законом


На слайде проверка заполнения таблицы

3. Какие проблемы существуют в современной семье?

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных в нашем обществе.

Попытаемся их определить по картинкам на слайдах.





- Какой делаем вывод по данному вопросу? Решаемы ли эти проблемы?


Работают по картинкам, формулируют проблемы современной семьи.

1.Изменение позиции женщины в обществе.

2. Ранние браки.

3. Алкоголизм. Наркомания.

4. Несходство характеров.

5. Жилищные и материальные проблемы

6. Вмешательство родственников.

7. Дети, оставшиеся без одного родителя.

- Много проблем, но большинство людей стремится к созданию прочной семьи, где царит любовь и взаимоуважение.

Рассматривают слайды.

Выражения решения. Применение нового знания.

- Народная мудрость сохранила много пословиц и поговорок о семье. Давайте обратимся к ним.

Соотнесите обе части пословиц:

Семья вместе

если в семье лад

Семейные нелады

не страшны тучи

На что клад

доведут до беды

Семья в куче

душа на месте


Ваши одноклассники, получили опережающее задание, провести соц.опрос, с целью выяснить, что значит семья сегодня для нас с вами.


- Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

Нужна ли семья человеку?





- Чьи версии подтвердились?






Выполняют задание, отвечают на вопрос об актуальности пословиц.







Выступление по соц. опросу, объявление результатов.




- Примерный вывод по проблеме:

Люди на разных этапах своей жизни связаны с семьей. Семья нужна человеку в современном обществе.

Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

- Подтвердились все версии, которые мы сформулировали в начале урока.

Семья имеет огромное значение для человека в современном обществе. Семья является опорой для человека, где его любят таким, какой он есть.

Семья - ячейка общества, государство проводит политику по защите и охране государства.

На слайде проверка заполнения задания




Презентация, диаграмма

















Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Вам надо вставить пропущенные слова в тексте, чтобы получился связанный текст.






- Сейчас вы получите творческое задание, я вам раздам конфеты в обертке и когда вы вернетесь домой, то обсудите с родителями и нарисуйте - символ семьи.

- Я думаю, с заданием мы справимся. У вас есть 3 минуты нарисовать символ счастливой семьи и

объяснить его значение.


«Семья – это малая ............ людей, связанные кровным родством или .......... Семьи могут быть нуклеарными и ……..., полными и ............ . К функциям семьи относится: продолжение рода, воспитание, экономическая и ....... . Алкоголизм может быть причиной…… семьи».

Ключ: брак, группа, правовая, многопоколенная, распад, неполная.


Получают заготовки конфет, думают, каким должен быть символ.


Задание на слайде


Подведение итогов.


Мне понравилось, как вы сегодня выступали. Все активно работали, но особенно хочется отметить..........

Перед вами листочки с табличками самооценки работы на уроке.

Мое участие на уроке


Мое эмоциональное состояние


Значимость урока для меня


Оцени свое участие на уроке, вставляя символы в клеточки.

Совместная оценка.

И хочется урок закончить прекрасным стихотворением о семье.

1.В семейном кругу мы растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

4.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

5.Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

6. Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить без нее не возможно!

Урок окончен, всем спасибо и до свидания!

Заполняют табличку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!