СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Повторение и обобщение изученного по теме "Лексикология и фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний - урок- КВН. На уроке тучащихся следует поделить на две команды, желательно сделать это предварительно и дать им задание подготовить название команд, девиз и визитную карточку. В конце урока победителям и проигравшим были вручены грамоты. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Повторение и обобщение изученного по теме "Лексикология и фразеология"»

Урок № Класс 6-А, 6-Б, 6-В Дата___/____/_____


Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Лексикология и Фразеология». Урок-КВН «Знаете ли вы?»

Тип урока: обобщающий урок в форме игры

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

  9. Воспитывать бережное отношение к слову, прививать любовь любовь к русскому языку.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).

  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).

  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.

  • Все учащиеся получают оценки в журнале .

Конкурс

Профессионалы

Лексиконики

1. Теоретическая разминка



2. Бумеранг

А)

Б)



3. Эрудит (конкурс капитанов)



4. Знатоки фразеологии

А)

Б)

В)



5. Лицедеи



6. На загадку дай отгадку



7. Кто быстрее?



Итого:




Ход урока:

  1. Организационный момент

Ход урока

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского)

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Учитель. Дорогие ребята! (Участники приветствуют друг друга). - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (учащиеся смотрят на доску и делают вывод о том, что урок будет проходить в виде игры). Сегодня мы проводим не простой урок, а урок-КВН. Ребята, прочитайте тему урока, используя шифр, поставьте на сегодняшний урок цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока, т.е. что я должен знать, уметь, применить.

Речевая разминка «Дешифратор»

Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Открывает наш Клуб весёлых и находчивых конкурс – Теоретическая разминка.

(Вопросы задаются двум командам (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

1 конкурс « Теоретическая разминка»

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов?

2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов?

1) Какие слова называются диалектными?

2) Какие слова называются профессиональными?

1) Какие слова называются общеупотребительными?

2) Какие слова называются заимствованными?

1)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

2)Чем объяснить появление новых слов, как они называются?

1)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

2) Какие слова называются историзмами, архаизмами?


2 конкурс «Бумеранг». Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно).

а) Устаревшие слова замените синонимами

1.стезя – дорога 2. льзя - можно

чело – лоб уста - губы

ланиты – щеки очи - глаза

внимать – слушать выя - шея

брадобрей – парикмахер десница - правая рука денница – утренняя заря глаголет – говорит


б) Замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра – небольшая книжечка

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание

2) антракт - перерыв

1) шоссе – дорога

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)

2) стабильный – прочный, постоянный

1) презентация – представление

2) шоу – зрелище

1) имидж – облик

    1. Прогресс – развитие

  1. Менталитет – обычаи-привычки

  2. Диалог – беседа


3 конкурс «Эрудит». Конкурс капитанов (Можно использовать помощь команды).


Учитель. Угадайте слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

2) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

1) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).

2) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).


4 конкурс «Знатоки фразеологии»


а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1.мозолить глаза – надоедать 2. точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать бить баклуши - бездельничать

намять бока – бить держать язык за зубами - молчать

хоть глаз выколи – темно яблоку негде упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много


б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1) Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

2) Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.






в) «Найдите пропавшее животное»:


1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…


5 конкурс «Лицедеи».

Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов. (По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм)

Задания на карточках:

1.сесть в калошу 2. водить за нос

дело в шляпе льёт как из ведра

намылить шею связать руки

реветь в три ручья лить крокодиловы слёзы

воды в рот набрал прикусить язык

зарубить на носу стоять на задних лапках

6 конкурс «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

      1. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

2. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  1. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

2. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


7 конкурс «Кто быстрее? (Тестирование).

1.Укажите заимствованное слово:

а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

2.Укажите устаревшее слово:

а) приказчик, б) бумага, в ) писатель, г) отрывок.

3.Укажите профессиональное слово:

а) книга, б) изобретение, в) печать, г) зубило.

4.Укажите диалектное слово:

а) морковь, б) овощи, в) свёкла, г) бурак.

5.Укажите неологизм:

а) соревнование, б) луноход, в) аппарат, г) корабль.

6.Укажите фразеологизм:

а) Петя плохо работал.

б) На уроке Петя работал спустя рукава.

в) Петя не выполнил задания.

г) Петя бездельничал.

IV. Подведение итогов урока

Подводим итоги конкурсов, награждение, выставляем оценки.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

V. Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольной работе по теме «Лексикология и фразеология».

2. Написать рассказ, историю, иллюстрирующую какой-то фразеологизм (на примере ситуации из жизни).


Дополнительные задания


О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).

 

1. Голоден как…

2. Нем как…

3. Хитёр как...     

4. Грязный как...

5. Упрям как...
6. Здоров как...         

7. Болтлив как... (сорока)

8. Изворотлив как...  (уж)

9. Колючий как...
10. Надут как... (индюк)

11. Драчлив как… (петух)

12. Важный как… (гусь, павлин)

13. Красный как…

14. Плестись как…



Задание. Вопросы-шутки:

  1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  2. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  3. Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  4. Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  5. Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  6. Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  7. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  8. Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  9. Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

  10. Какого цвета бывает тоска?
    Зеленого; «тоска зеленая».























Речевая разминка «Дешифратор»

Задание 1. Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.













в) «Найдите пропавшее животное»:


1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…


Речевая разминка «Дешифратор»

Задание 1. Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.













в) «Найдите пропавшее животное»:


1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…

Речевая разминка «Дешифратор»

Задание 1. Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.













в) «Найдите пропавшее животное»:


1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…



Конкурс

Профессионалы

Лексиконики

1. Теоретическая разминка



2. Бумеранг

А)

Б)



3. Эрудит (конкурс капитанов)



4. Знатоки фразеологии

А)

Б)

В)



5. Лицедеи



6. На загадку дай отгадку



7. Кто быстрее?



Итого:





8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!