СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Практическое применение закона Ома для участка цепи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением”.

М.В. Ломоносов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Практическое применение закона Ома для участка цепи"»

III. Электрические явления

Конспект урока на тему "Практическое применение закона Ома для участка цепи"


Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением”.

М. Ломоносов.

Цель урока: Продолжить формирование умений учащихся решать расчетные, качественные и графические задачи на применение закона Ома для участка цепи.

Задачи урока:

Образовательные:

Повторить формулы, изученные на предыдущих уроках, применять математические знания к чтению и построению графиков физических процессов и расчетных задач. Научить использовать изученный материал при решении задач и выполнении практических работ.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить и обобщать. Развивать мотивы учения и интерес к физике и математике. Развивать умение видеть связь между физикой и математикой.

Воспитательные

Воспитывать любовь к ученическому труду, умение работать в парах. Воспитывать культуру математических расчетов.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Структура урока:

I. Организационный момент. Психологическая установка - 2 мин.

II. Актуализация знаний - 7 мин.

III. Решение качественных и графических задач - 9 мин.

IV. Выполнение практической работы “Определение сопротивления проводника” - 20 мин

V. Подведение итогов урока - 2 мин.



Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка.

Сегодня вспомним все о токах –

Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И напряжения проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, вольты, Омы!
Решим, расскажем, соберем,
Надеюсь, с пользой время проведем.

II. Актуализация знаний

Разгадайте анаграммы и найдите лишнее понятие в каждом столбце (Анаграмма - слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание)).

1. МЕРАПЕРМТ

АТАБОР

ПИНЖЯРЕНАЕ

ТОЛЬТЕВРМ

2. ИЛСА ОТКА

ЯЗДАР

РЯМЕВ

ЛЬВОТ

3. НЕЕИРОСПТИЛОВ

ЛУНКО

ИНАДЛ

ПАЛОЬДЩ

Ответы:

1. АМПЕРМЕТР
РАБОТА
НАПРЯЖЕНИЕ
ВОЛЬТМЕТР

2. СИЛА ТОКА
ЗАРЯД
ВРЕМЯ
ВОЛЬТ

3. КУЛОН
ПЛОЩАДЬ
ДЛИНА

СОПРОТИВЛЕНИЕ

Лишнее: Амперметр – остальные понятия относятся к напряжению.

Лишнее: Вольт - единица измерения напряжения – остальные величины связаны определением силы тока.

Лишнее.

Кулон - единица измерения электрического заряда – остальные величины связаны определением сопротивления.



Что общего в анаграммах? Почему именно такие слова в них включены?

Ответ: Напряжение, сила тока и сопротивление физические величины, характеризующие электрический ток. Их объединяет закон Ома для участка цепи.

III. Решение качественных и графических задач.

Сегодня на уроке мы займемся решением практических задач на применение закона Ома для участка цепи. Вы убедитесь, что физика и математика неотделимы друг от друга.



Как формулируется закон Ома для участка цепи?

Ответ: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого, участка и обратно пропорциональна его сопротивлению: I= U/R.

- Какие величины в математике называются прямо пропорциональными?

Ответ: Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз. 

- Какие величины в математике называются обратно пропорциональными?

Ответ: Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз, другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз. 

Применяя свойства пропорциональности величин, ответьте на следующие вопросы:

  1. Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении, сопротивление увеличится в 2 раза? (Ответ: уменьшится в 2 раза)

  2. Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном напряжении, сопротивление уменьшится  в 4 раза? (Ответ: увеличится в 4 раза)

  3. Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении, напряжение  увеличится в 6 раз? (Ответ: увеличится в 6 раз)

  4. Во сколько раз изменится сила тока в цепи , если при неизменном сопротивлении, напряжение  уменьшится  в 8 раз? (Ответ: уменьшится в 8 раз)

Графическая задача

- Что является графиком прямо пропорциональной зависимости?

Ответ: Графиком прямо пропорциональной зависимости  y=kx является прямая, проходящая через начало координат.

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?

Ответ: I=0,4 A, U=4 B.

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?

Ответ: I=0,6 A, U=6 B

  1. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.

Ответ: RА=10 Ом, RВ=10 Ом.

  1. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Ответ: I=0,8 A, R=10 Ом.

IV. Выполнение практической работы

- По какой формуле вы определили сопротивление проводника в 3-ей и 4-й задачах?

- Можно ли утверждать, что сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на его концах и обратно пропорционально сопротивлению участка?

Как тогда узнать сопротивление проводника?

- Какие приборы нам потребуются?

Ответ: Источник тока, резистор, реостат, чтобы изменять силу тока в цепи, амперметр, вольтметр, ключ и соединительные провода.

- Назовите правила включения амперметра и вольтметра в электрическую цепь?

Ответ: Амперметр включается последовательно, а вольтметр - параллельно к тому прибору, напряжение на котором необходимо измерить. Оба прибора включаются с соблюдением полярности.

- Сколько измерений потребуется произвести, чтобы результаты были наиболее точными?

Инструктаж по технике безопасности. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Закончить урок мне хотелось бы словами Декарта: «Мало знать, надо уметь применять!»

Чему вы научились сегодня на уроке?

Домашнее задание:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!