СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Наш «космический корабль» - Земля (продолжение)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Наш «космический корабль» - Земля (продолжение)"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наш «космический корабль» - Земля (продолжение)"»

Урок 4. НАШ «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» — ЗЕМЛЯ
(продолжение)

Цель урока: дать понятие о форме Земли, глобусе, его устройстве и условных обозначениях на нем.
 Планируемые результаты: понимать особенности формы планеты Земля, научиться работать с глобусом.
Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни «Притяженье земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; портреты Христофора Колумба и Юрия Гагарина; большой глобус; мандарин. У учащихся — маленькие глобусы.

Ход урока

Музыкальной «визитной карточкой» данного урока, как и предыдущих, может служить песня «Притяженье Земли».
      В начале урока повторяется материал предыдущего урока о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса.
      Объяснение материала о форме Земли следует начать, отталкиваясь от того факта, что при движении наблюдателя вперед линия горизонта тоже отодвигается вперед. Долгое время древние люди считали Землю плоской, лежащей на трех китах или трех слонах и прикрытой куполом неба. Отступление линии горизонта вдаль при движении человека вперед заставило ученых задуматься, является ли Земля плоской. Была выдвинута гипотеза, что Земля похожа на шар и если двигаться в одну сторону, то в конце концов окажешься в том пункте, из которого начал двигаться. Эта идея казалась настолько не соответствующей тому, что люди наблюдали в повседневной жизни, что в нее никто не верил. Над учеными, выдвинувшими гипотезу о шарообразной форме Земли, смеялись, их преследовала церковь. Первым в эту гипотезу поверил мореплаватель Христофор Колумб. (Учитель показывает детям портрет Колумба.) Он добился, чтобы снарядили экспедицию из трех кораблей для путешествия в Индию. Эти корабли были парусные, небольшие, по сравнению с современными они кажутся крошечными. (Дети рассматривают рисунок парусного корабля на с. 10 учебника.) На таких судах около 500 лет назад Колумб отправился не на восток, где была Индия, а на запад. Через несколько месяцев он достиг островов близ побережья Америки, подумал, что достиг Индии, и вернулся в Испанию. Из Америки Христофор Колумб привез то, чего не было тогда в Европе: кукурузу, картофель, перец чили, пряности, табак.
      Первым же, кто совершил действительно кругосветное путешествие, был португалец Фернан Магеллан. Он вернулся после трехлетнего плавания в порт, из которого отплыл в 1519 году, пройдя Атлантический океан, обогнув Южную Америку, пройдя Тихий океан, обогнув Африку. Позднее многие мореплаватели повторили подвиг Магеллана, в том числе и наши флотоводцы Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Юрий Лисянский.
      В конце XV века была построена и шарообразная модель Земли — глобус. Честь создания глобуса принадлежит немецкому географу и путешественнику Мартину Бехайму.
      Дети рассматривают стоящие у них на партах глобусы. Учитель сообщает, что в XVIII—XX веках ученые тщательно рассчитали размеры Земли и обнаружили, что Земля не шар и больше похожа по форме на мандарин. (Показывает мандарин, и вместе с детьми делает вывод, что мандарин сплюснут.)
      Затем под руководством учителя дети проводят практическую работу по ознакомлению с глобусом: находят полюса (учитель обращает внимание, что полюса смещены относительно друг друга и Земля вращается как бы лежа на боку), океаны, материки, низменности, возвышенности, горы.
      Учитель может рассказать детям о том, что первым, кто своими глазами увидел, что Земля не плоская, был космонавт Юрий Гагарин.
      В конце урока учитель вместе с детьми зачитывает вывод на с. 15 учебника, учащиеся выполняют задания № 5 и № 6 на с. 10—11 рабочей тетради.
      Физкультминутки. Выполняются упражнения под музыку песни «Притяженье Земли».
      Домашнее задание: теоретический материал на с. 14—15 учебника, выполнить задание рубрики «Подумаем!» и ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».
      Рекомендации для занятий в семье. С помощью глобуса (если есть дома) или карты повторите с ребенком названия океанов и материков, покажите путь Магеллана.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!