Тема. Новые знакомые. Дружба Васи, Валека и Маруси.
Цель:
выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, аналитической работы с текстом, составления художественного пересказа эпизода, работы с иллюстрациями;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления нравственных основ дружбы детей, определения лексического значения слов «радушие», «чистосердечие».
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
Продолжаем изучать повесть В.Г.Короленко "В дурном обществе".
- От лица кого ведется повествование? (от лица участника событий, Васи, который став взрослым, сумел оценить с психологической глубиной, что случилось с ним в детстве)
- Как относится рассказчик к обездоленным? (Мальчик горячо сочувствует изгнанникам, постоянно называет их несчастными)
- Какое настроение вызывает описание города? (Тягостное, удручающее настроение вызывает город, лучшим архитектурным украшением которого стала тюрьма. Полуразрушенный замок и часовня только усиливают это впечатление)
Произведение вызывает острое сочувствие к положению обездоленных людей в обществе, основанном на жестоких законах социального неравенства.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, его целей и задач.
2. Художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья.
- С чего начинается глава 4? Перескажите эпизод "В старой часовне".
- Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища.
- С какой целью автор уделяет так много внимания описанию природы? (Прочесть отрывки)
- Какое настроение создается благодаря контрасту между описанием природы и кладбища? (Картина создает грустное настроение: живая природа и полуразрушенное кладбище. Это описание подготавливает читателя к дальнейшим событиям повести.)
- Что привело Васю к полуразрушенной часовне? (любопытство, жажда приключений)
Чувствительная натура Васи попадает под влияние окружающей обстановки, его живость и ощущение радости сменяются грустью, осознанием своего одиночества. Помогает нам это понять пейзаж.(функция пейзажа)
- Что почувствовал Вася, попав в часовню и оставшись один? Прочитайте слова и словосочетания, помогающие нам понять чувства, которые испытывал Вася. (испугался, вздрогнул, прилив страха...)
Мы видим новые стороны характера Васи - решительность, самообладание.
- Можно ли назвать друзьями мальчиков, которые пошли с Васей исследовать часовню?
3. Пересказ эпизода "Знакомство с детьми подземелья" (обратить внимание на внешность героев, их мимику, жесты, интонацию...)
- Какое впечатление ребята произвели друг на друга при первой встрече?
- Опишите решающий момент в разговоре мальчиков, послуживший основой для взаимной симпатии и дальнейшей дружбы.
- Почему Валек назвал Васю "славным хлопцем"? А чем могли Васе понравиться Валек и Маруся? (Валек знал Васю как сына судьи, опасался, что он расскажет о встрече отцу, и решил испытать его. Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку. Радушное приглашение Васи озадачило Валека. Он знает, что богатые отнюдь не гостеприимны и вовсе не великодушны. Вася, напротив, дал понять, что не собирается задирать нос из-за того, что его отец — судья
Васе понравилось, что при первой же возможности избежать драки Валек охотно разжал кулаки. Он оценил самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу.)
- Как Валек помог Васе узнать лучше собственного отца?
Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Иногда же, растянувшись около нее на траве, смотрели в небо...» до слов «...никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей».
4.Лексическая работа.
Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу.
Чистосердечие — откровенность, искренность, прямота характера.
- Что давала дружба каждому из ребят? (Васе не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Валек и Маруся не чувствуют себя отверженными)
5. Обращение к определению портрета. Стр. 79 прочитать
Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.
- Почему Вася невольно сравнивал Марусю с Соней?
- Укажите в описании портрета Маруси слова, передающие отношение Васи к девочке. Каково оно?
«Бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца»; «неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны»; «головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика»; «улыбка так напоминала мне мою мать, смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик»; «повернулась ко мне, подняв ручонки над головой, точно для защиты, посмотрела на меня беспомощным взглядом захлопнутой пташки»; «грустную фигурку».
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах, передающих описание портрета Маруси (цветок, былинка, ножки, головка, колокольчики и др.) указывают на отношение героя к девочке. Это чувства старшего брата, испытывающего тревогу и боль оттого, что его сестра не может быть такой же резвой и веселой, как ее сверстницы.
- О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?
Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей.
Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.
Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.
III. Подведение итогов урока.
- Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси?
Основой дружбы Васи, Валека было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания, наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.
IV. Домашнее задание.
1.Перечитать главы VI— VII.
2.Нарисовать иллюстрацию «В подземелье». Сделать подписи к иллюстрации, используя цитату из текста. (По желанию).
3. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента повести от слов: «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов: «...Я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».
3