МКОУ Калачеевская гимназия №1
Нравственные проблемы рассказа
В.Распутина «Уроки французского»
8 класс
Учитель русского языка и литературы
Тищенко Г.А.
Калач 2017
Цель урока: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро.
Задачи:
- знакомство с творчеством В.Г.Распутина;
- обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина;
- формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;
- создание положительной мотивации учения;
- воспитание нравственности.
Эпиграф к уроку:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской.
Эпиграфом урока я взяла слова Л.Н.Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» неслучайно. Мы вернёмся к нему в конце урока.
А сейчас обратимся к детству и творчеству В.Г.Распутина.
Сообщения учащихся
Детские годы
В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны запасов не хватало, тогда ели глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки.
Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, тучек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Творчество В.Г.Распутина
И В.Распутин учился. Окончил школу, затем Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии!. Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» Распутин удостоен Государственной премии.
Обобщение знаний учащихся о героях рассказа «Уроки французского»
- Прочтите начало рассказа
"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после".
С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей.
– Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа. (В годы после войны).
– Какие трудности испытывает главный герой рассказа? (Он оторван от семьи, одинок, голодает. Еще ему с трудом дается французский язык).
– Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? (Учительница французского языка Лидия Михайловна).
– Ребята! Если вы оказались бы в таком же затруднительном положении, что и главный герой, вы приняли бы помощь Лидии Михайловны? (Учащиеся отвечают).
– Почему главный герой не принимает помощи учительницы? (Он гордый. Ему стыдно принимать еду от учительницы).
– Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику? (Она играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а главный герой на выигранные деньги покупает себе молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время).
– Но азартные игры запрещены.Разве может учитель играть на деньги со своим учеником? (Ни один из честных, законных способов, которым учительница пыталась помочь своему ученику, не срабатывал – мальчик отказывался принять помощь от учителя. Только игра в «замеряшки» позволила Л.М. помочь мальчику и хоть как-то спасти его от голода).
– Директор увольняет Лидию Михайловну из школы, называя ее поступок безнравственным. А какое название вы дали бы ему? (Ее поступок можно назвать благородным, милосердным, добрым).
Слово учителя о событиях из жизни В.Г.Распутина
– Ребята! Вам всем, конечно, известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный, и его учительница, Лидия Михайловна, после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались. В одном из номеров газеты «Труд» за 2007 появилось интервью с Лидией Михайловной: «Валя приглашал меня в Иркутск. Для меня эта поездка обременительна, но побывать хотелось бы. Жаль только, что место, где школа стояла, затопили. Но вы, конечно, знаете, что школу Валя спас – перенес в другое место…»
– Сам Валентин Распутин объяснял это так: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Характеристика Лидии Михайловны
– «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты. А какие еще черты характера вы заметили в ней? В чем они проявляются? (Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.). Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно).
6. Вывод. Подведение итогов.
– Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру». Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе.
– Спасибо вам, ребята! Вы были активными и принципиальными, честными и добрыми. Мы с вами выполнили все, что запланировали.
– Мне бы хотелось на прощание сделать вам подарок, напрямую связанный с рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского». Как выдумаете, что это? (Учащиеся высказывают предположения). На самом деле это яблоки! Возможно, такие же получил от своей учительницы Лидии Михайловны главный герой рассказа – так сбылась его мечта. Пусть и ваши мечты сбываются. И еще помните, что стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон) Спасибо за урок! Удачи!