СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы  для проведения урока литературы в 8 классе по творчеству В.Распутина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"»


МКОУ Калачеевская гимназия №1







Нравственные проблемы рассказа

В.Распутина «Уроки французского»


8 класс


Учитель русского языка и литературы

Тищенко Г.А.














Калач 2017

Цель урока: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе  нравственности и пробудить потребность творить добро.


Задачи:

- знакомство с творчеством В.Г.Распутина;

- обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина;

- формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;

- создание положительной мотивации учения;

- воспитание нравственности.


Эпиграф к уроку:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)


Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена и останутся такими до тех пор, пока будет существовать род людской.

Эпиграфом урока я взяла слова Л.Н.Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» неслучайно. Мы вернёмся к нему в конце урока.

А сейчас обратимся к детству и творчеству В.Г.Распутина.


  1. Сообщения учащихся

  1. Детские годы

В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны запасов не хватало, тогда ели глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки.

Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, тучек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

  1. Творчество В.Г.Распутина

И В.Распутин учился. Окончил школу, затем Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии!. Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» Распутин удостоен Государственной премии.


  1. Обобщение знаний учащихся о героях рассказа «Уроки французского»

- Прочтите начало рассказа

"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после".

С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей.

– Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа. (В годы после войны).
Какие трудности испытывает главный герой рассказа? (Он оторван от семьи, одинок, голодает. Еще ему с трудом дается французский язык).
Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? (Учительница французского языка Лидия Михайловна).
Ребята! Если вы оказались бы в таком же затруднительном положении, что и главный герой, вы приняли бы помощь Лидии Михайловны? (Учащиеся отвечают).
– Почему главный герой не принимает помощи учительницы? (Он гордый. Ему стыдно принимать еду от учительницы).
Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику? (Она играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а главный герой на выигранные деньги покупает себе молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время).
Но азартные игры запрещены.Разве может учитель играть на деньги со своим учеником? (Ни один из честных, законных способов, которым учительница пыталась помочь своему ученику, не срабатывал – мальчик отказывался принять помощь от учителя. Только игра в «замеряшки» позволила Л.М. помочь мальчику и хоть как-то спасти его от голода).
– Директор увольняет Лидию Михайловну из школы, называя ее поступок безнравственным. А какое название вы дали бы ему? (Ее поступок можно назвать благородным, милосердным, добрым).

  1. Слово учителя о событиях из жизни В.Г.Распутина

– Ребята! Вам всем, конечно, известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный, и его учительница, Лидия Михайловна, после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались. В одном из номеров газеты «Труд» за 2007 появилось интервью с Лидией Михайловной: «Валя приглашал меня в Иркутск. Для меня эта поездка обременительна, но побывать хотелось бы. Жаль только, что место, где школа стояла, затопили. Но вы, конечно, знаете, что школу Валя спас – перенес в другое место…»
– Сам Валентин Распутин объяснял это так: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

  1. Характеристика Лидии Михайловны

–  «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты. А какие еще черты характера вы заметили в ней? В чем они проявляются? (Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.). Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно).


6. Вывод. Подведение итогов.

– Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру». Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе.

– Спасибо вам, ребята! Вы были активными и принципиальными, честными и добрыми. Мы с вами выполнили все, что запланировали.

– Мне бы хотелось на прощание сделать вам подарок, напрямую связанный с рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского». Как выдумаете, что это? (Учащиеся высказывают предположения). На самом деле это яблоки! Возможно, такие же получил от своей учительницы Лидии Михайловны главный герой рассказа – так сбылась его мечта. Пусть и ваши мечты сбываются. И еще помните, что стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон) Спасибо за урок! Удачи!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!