Методическая разработка урока по математике
«Закрепление знаний по теме «Табличное сложение.» в 1 классе по УМК «Школа России».
Провела: Селедкова Татьяна
Анатольевна, ,учитель начальных классов.
ФМБОУ СОШ с.Сикияз в с. Озеро
Тема:Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме “ Люблю природу русскую. Осень ”; формировать умение анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения;
создать условия для развития аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счет разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке создаются условия для обогащения словаря обучающихся, используется наглядный материал.
Ученики: дети 8-9 лет.
Место проведения: классный кабинет.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование:
Портреты писателей:
Выставка книг писателей,рисунков детей к прочитанным стихотворениям.
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Сообщение темы урока.Слайд 2
Прочитайте и вставьте пропущенное слово.
М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года ... зовется. (осенью)
Что именно вам подсказало,какое слово нужно вставить?
Слайд 3
Прочитайте еще раз это стихотворение, стараясь читать выразительно.О чем это стихотворение ? Как оно связано с произведениями,которые мы с вами читали?
Как назывался раздел ? Слайд 4. Мы прочитали все произведения в этом разделе?
Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе “ Люблю природу русскую. Осень ”А для чего нам такой урок? Какую цель перед собой каждый бы поставил?
2.Работа над темой урока
В этот осенний день мы собрались, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени. Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как осенью. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни
Слайд 5
Какие чувства,мысли возникли у вас при просмотре этого видеофильма? С каким настроением вы сейчас продолжите работать?
3.Работа в группах-Вспомним все,что прочитали.
Мы с вами знаем,что осень делят на 4 периода.Кто мне поможет их вспомнить?
Слайд 6.
Начало осени— начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября (но иногда, в тёплые и влажные осени, и в начале октября). В лесах появляются опёнки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник.
Какое из прочитанных произведений мы можем отнести к этому периоду осени? Почему?
Слайд 7. Продолжите стихотворение...
Золотая осень. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса, в южные области улетают стаи перелётных птиц, даже грачи и скворцы, кочующие по окрайкам полей и обочинам дорог, готовятся к отлёту. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин.
Слайд 8-11.Вспомните из каких стихотворений эти слова ? Прочитайте эти
произведения выразительно.
(С.Есенин .Закружилась листва золотая...,К.Бальмонт. Поспевает брусника,В.Брюсов. Сухие листья,А.Толстой. Осень.)
4.Физминутка
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.
Слайд 12
С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю). Становится всё холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток.
Какие произведения из прочитанных описывают этот период осени? Какими словами авторы описали глубокую осень?
4-й подсезон (предзимье). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. Этот подсезон начинается от первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.
Слайд 13.
Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.
Белое небо. Белая мгла.
Поздняя осень в гости пришла.
Стынут деревья. Иней на них.
Нет и в помине звезд золотых.
Тихо в лесу. Тишина на полях.
Белый туман поселился в дубах.
Белое небо. Белая мгла.
Белой колдуньей осень вошла.
5.Творческая работа.
Мы с вами прочитали стихотворения об осени,посмотрели видеофильм ,вы сами рисовали иллюстрации к понравившимся стихотворениям,увидели осень бывает разная.А сейчас я предлагаю вам ,ребята, написать какая ваша осень.
-самостоятельная работа.
-чтение сочинений.
6.Рефлексия.
Выберете предложение и продолжите его.
6.Подведение итогов урока.
Литература
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.. Учебник “Родная речь” для 2 класса в 2 частях, составители: Москва “Просвещение” 2012 г.
Кутявина С.В.Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. Москва “Вако”,2013 г.
Интернет-ресурсы.