СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Общая характеристика и особенности жизнедеятельности животных класса Пресмыкающиеся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

    • познакомить учащихся с основными чертами организации Пресмыкающихся;
    • обратить внимание на появление у них приспособлений к размножению и существованию на суше;
    • сравнить Пресмыкающихся с Земноводными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общая характеристика и особенности жизнедеятельности животных класса Пресмыкающиеся"»

20


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 15»










Общая характеристика и особенности жизнедеятельности животных класса Пресмыкающиеся

7 класс



Глушич Ю.Б.,

учитель биологии












Севастополь - 2016

УРОК 4


Тема. Общая характеристика и особенности жизнедеятельности животных класса Пресмыкающиеся.

Цели урока.

Образовательная:

    • познакомить учащихся с основными чертами организации Пресмыкающихся;

    • обратить внимание на появление у них приспособлений к размножению и существованию на суше;

    • сравнить Пресмыкающихся с Земноводными.

Развивающая:

    • формировать коммуникативные компетенции;

    • продолжить формирование умения сравнивать и делать выводы;

    • развивать навыки работы с учебником.

Воспитательная:

  • пробуждать любознательность;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы, террариум с красноухой черепахой, видеомагнитофон, телевизор, видеофрагменты, дидактический материал («немые» карточки, рисунки)

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: киноурок.


Технологическая карта урока


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

  3. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

  4. Изучение нового материала (20-22 мин.)

  5. Обобщение, систематизация и контроль знаний (8-10 мин.)

  6. Подведение итогов урока. Оценивание (3 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

  8. Рефлексия (1 мин.)


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Приветствие. Всеобуч.

  1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы начинаем изучение нового класса позвоночных животных – Пресмыкающихся. Это класс настоящих наземных позвоночных животных. И в гостях у нас один из представителей это группы животных. Угадайте, кто это?

Живет спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ... (черепаха)

Да, это красноухая черепаха, которая обитает в нашем уголке живой природы. Она поможет нам сегодня в изучении нового материала.

Но к этому сравнительно небольшому классу животных относятся не только черепахи. Кто еще?.. Угадайте!

По реке плывёт бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ... (крокодил)


Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея)

Вывешивается таблица с изображением этих животных.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Все эти животные – Пресмыкающиеся.

Почему они так называются?

Конечности этих животных располагаются по бокам туловища, в результате чего тело как бы касается поверхностей – «пресмыкается», откуда и название класса.

Научное название класса – Рептилии. Иногда в народе их называют гадами.

Кстати, огромные динозавры, которые населяли нашу Землю миллионы лет назад, тоже были Пресмыкающимися.

Видеофрагмент № 1 «Пресмыкающиеся как первые настоящие наземные животные, их многообразие» из фильма «Созданные убивать. Холоднокровные» (0,5 мин.) К.9.

Что же общего у таких разнообразных и внешне не очень похожих животных? Изучению этого вопроса мы и посвятим сегодняшний урок.


  1. Изучение нового материала.

1. Внешнее строение Пресмыкающихся.

Тело Пресмыкающихся подразделяется на голову, туловище и хвост.

Посмотрите на нашу гостью – черепаху Машу.

    • Какие органы расположены на голове?

    • Есть ли на глазах веки?

    • А где туловище? (Спрятано в панцире).

    • Есть ли хвост? (Есть, маленький).

    • Где расположены конечности? (По бокам тела).

    • Что есть на пальцах? (Когти).

Ученики наблюдают, как черепаха передвигается в воде и на суше.

    • Какие покровы у черепахи? (Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками, панцирь покрыт роговыми щитками).

Видеофрагмент № 2 «Кожа, конечности, глаза, передвижение василиска» из фильма «Живой мир. Рептилии и амфибии» (без звукового сопровождения). К.51.


2. Внутреннее строение Пресмыкающихся.

Самостоятельная работа в парах с текстом учебника. Каждая пара получает изображение одной из физиологических систем органов (опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной, мочеполовой) Используются дидактические карточки по зоологии. (Приложение 1)

В течение 5 минут ученики заполняют карточки и готовятся к ответу по плану:

    • функции системы;

    • последовательность перечисления органов, которые ее составляют;

    • определение обозначений на рисунке;

    • черты усложнения организации по сравнению с Земноводными.

Опрос проводится выборочно.

Видеофрагмент № 3 «Холоднокровность рептилий» из фильма «Атлас животного мира. Рептилии» (1 мин.) К.58.

Видеофрагмент № 4 «Чем питаются рептилии» из фильма «Атлас животного мира. Рептилии» (1 мин.) К.51.


3. Сезонные явления в жизни Пресмыкающихся.

Рассказ учителя

Используются материалы пособия О. В. Таглиной (с. 205-207).

Чтение статьи учебника «Размножение и развитие» (§40, с. 193).

Видеофрагмент № 5 «Забота самки аллигатора о потомстве» из фильма «В мире диких животных» (0,5 мин.) К.7.



  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний.

    1. Биологическое лото.

На доске висят карточки с названием таксономических единиц, но в неправильном порядке. Задания учащимся – разместить их в правильном порядке. (Приложение 2)


2. Диаграмма Венна.

На партах лежат карточки. Учитель зачитывает утверждения о строении Земноводных и Пресмыкающихся, а ученики записывают номера утверждений в соответствующую часть диаграммы. (Приложение 3)

  1. Органы дыхания – хорошо развитые легкие.

  2. Глаза имеют 3 века.

  3. Кожа сухая.

  4. Раздельность.

  5. Есть грудная клетка.

  6. Органы дыхания – кожа и легкие.

  7. Хорошо выражена шея.

  8. Развитие с превращением.

  9. Ребра отсутствуют.

  10. Конечности расположены по бокам туловища.

  11. Размножение и развитие происходит в воде.

  12. Оплодотворение у большинства – наружное.

  13. Кожа голая, покрыта слизью.

  14. Конечности наземного типа.

  15. Есть клоака.

  16. Сердце трехкамерное.

  17. Тело сплющено сверху вниз.

  18. Прямое развитие.

  19. Есть среднее ухо.

  20. Два круга кровообращения.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок и их комментирование.

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы познакомились с новым интересным классом животных – рептилиями.

Что нового и интересного вы узнали об этих животных? (Ответы учащихся)


VI. Домашнее задание.


    1. Выучить § 40.

    2. Опережающее задание. Класс предварительно делится на 4 группы, которые должны подготовить презентации:

1 группа – отряд Чешуйчатые (ящерицы, гекконы, вараны, хамелеоны)

2 группа – отряд Чешуйчатые (змеи)

3 группа – отряд Черепахи

4 группа – отряд Крокодилы.


VII. Рефлексия

Представьте, что ваш одноклассник пропустил сегодняшний урок. Расскажите ему коротко о классе Пресмыкающихся. (Ответы учащихся).

Список использованных источников


I. Научная литература.

  1. Брэм А. Э. Жизнь животных: в 3 т. Т. 3. Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные / А. Э. Брэм. – М. : ТЕРРА, 1992. – С. 5-9.

  2. Жизнь животных: в 7 т. Т. 5. Земноводные. Пресмыкающиеся /А.Г.Банников, И.С. Даревский, М.Н. Денисова и др.; под ред. А.Г.Банникова. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. – С. 109-123.

  3. Яхонтов А. А.  Зоология для учителя: хордовые / А.А. Яхонтов; под ред. А. В. Михеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – С. 106-109.

II. Учебная литература.

  1. Вервес Ю. Г. Зоология: учебник для 7-го класса средней общеобразовательной школы / Ю.Г. Вервес, П. Г. Балан, В.В. Серебряков. – К. : Генеза, 1997. – С.221-227.

  2. Серебряков В.В. Биология: учебник для 8 класса общеобразоват. учебн. заведений / В.В. Серебряков, П. Г. Балан. – К. : Генеза, 2008. – С. 190-194.

III. Методическая литература.

  1. Доля В.А. Узагальнення й систематизація знань з теми «Земноводні. Плазуни». 8 клас / В.А. Доля // Біологія. – 2011. - № 14. – С. 19-22.

  2. Котик Т.С. Уроки биологии : методическое пособие для учителей биологии / Т.С. Котик. – Запорожье : Просвіта, 1997. – С. 76-77.

  3. Свириденко Г.Ю. Картки для завдань із зоології /Г.Ю.Свириденко, Н.М.Перевозчикова //Біологія. – 2011. – № 5. – С. 34-36.

  4. Таглина О.В. Биология, 8 класс: разработки уроков / О.В. Таглина. – Харьков : Веста : Ранок, 2008. – 2008. – 304 с. – (Мастер-класс).

IV. Видеоматериалы.

  1. Атлас животного мира. Рептилии

  2. В мире диких животных.

  3. Живой мир. Рептилии и амфибии.

  4. Созданные убивать. Холоднокровные.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1


Приложение 1 (прод.)


Приложение 1 (прод)



Приложение 2



МЕСТО ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА



Империя

Клеточные организмы

Надцарство

Эукариоты

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Черепные (Позвоночные)

Класс

Пресмыкающиеся


Приложение 3


ДИАГРАММА ВЕННА



Земноводные

Общее

Пресмыкающиеся

6, 8, 9,

11, 12, 13, 17

1, 3, 5,

7, 10, 18

2, 4,

14, 15,

16, 19, 20





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!