СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОБЖ на тему: "Наводнения. Виды наводнений и их причины"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОБЖ в 7 классе "Наводнения. Виды наводнений и их причины".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ на тему: "Наводнения. Виды наводнений и их причины"»

Урок 14. ОБЖ. 7 класс.


Тема: НАВОДНЕНИЯ. ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.


Цели урока:

— актуализировать знания о наводнениях;

— научить определять приближение наводнения;

— научить определять тип наводнения;

— проконтролировать знания о поражающих факторах наводнений;

— научить решать практические задания;

— проконтролировать знания об опасности наводнений;

— воспитать умение работать в команде для достижения цели.


Тип урока: комбинированный (урок изучения нового матери­ала и урок применения знаний).


Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточ­ный материал, компьютер, проектор.


Материал учебника: § 4.1 (новый учебник), § 2.1.-2.4. (старый учебник).


Учебные вопросы:


1. Понятие наводнения.

2. Классификация наводнений по причинам возникновения.

3. Классификация наводнений по масштабу.

4. Поражающие факторы наводнений.


План урока:


№ п/п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1.

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин

2.

Проверка домаш­него задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о ЧС при­родного происхождения

8мин

3.

Сообщение нового материала

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания об истории и опасности наводнений

8 мин

4.

Фронтальная беседа

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о наводнениях

6 мин

5.

Самостоятельная работа учащихся

Отработать умения применять знания о наводнениях

7 мин

6.

Практическая ра­бота

Проверить качество усвоения нового материала и навыки само­стоятельной работы

5 мин

7.

Подведение ито­гов урока

Обобщить теоретические сведе­ния, полученные на уроке

3 мин

8.

Сообщение домаш­него задания

Разъяснить содержание домаш­него задания

2 мин



На доске (экране):

Число, месяц

Классная работа.

Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Домашнее задание: учебник: § 4.1..


Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).


Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточ­ный материал.


Материал учебника: § 2.2—2.3.


Ход урока:


СЛАЙД 1.


1. Организационный момент.


Сообщить учащимся, что на этом уроке начинается изу­чение темы «Наводнения» и они узнают о понятии наводне­ния и его поражающих факторах. Настроить уча­щихся на работу по изучению классификации наводнений.


2. Проверка домашнего задания.


- Что собой представляет смерч как метеорологическое явление?

- Какую опасность представляет смерч для жизни человека?

- Опишите признаки появления смерча.

- Дайте рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.


3. Изучение нового материала.


- Приступаем к изучению нового материала по теме «Наводнения». Посмотрим ВИДЕО-сюжет о наводнении.


ВИДЕО.


Наводнения сопутствуют человеческому обществу с древнейших времен. До наших дней дошли сведения о катастрофическом наводнении на р. Хуанхэ, произошедшем в 2297 г. до н.э., и на р. Нил, которое было примерно 3 тыс. лет тому назад.


- В ВИДЕО-СЮЖЕТЕ вам упомянули о всемирном потопе:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой безд­ны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрез­вычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними во­да, и покрылись горы».

Легенды о нем найдены у народов всех частей Земли, и некоторые ученые не теряют надежды отыскать его природные причины. К сожалению, легендами исчерпывается все наличные сведения об этом колоссальном явлении. Современное естествознание не может его объяс­нить. Для всемирного сорокадневного дождя не хватит всей влаги, содержащейся в атмосфере, а для покрытия самых высоких гор — даже всей воды на Земле, включая леднико­вые щиты Антарктиды и Гренландии. По-видимому, такое поистине всемирное распространение легенд о потопе вызва­но всемирным распространением великих наводнений.

Практически ежегодно в нашей стране происходят круп­ные наводнения, а по площади охватываемых территорий и наносимому материальному ущербу эти стихийные бедст­вия превосходят все остальные. Потенциальному затоплению подвержена территория страны общей площадью 400 тысяч квадратных километров, ежегодно затапливается около 50 ты­сяч квадратных километров. То есть под водой могут ока­заться в разное время более 300 городов, десятки тысяч мел­ких населенных пунктов с населением более 4,6 миллиона человек, множество хозяйственных объектов, более 7 мил­лионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По оценкам специалистов, среднемноголетний ущерб от наводнений со­ставляет около 43 миллиардов рублей.

СЛАЙД 2.


В большинстве районов земного шара наводнения вызываются продолжительными интенсивными дождями и ливнями в результате прохождения циклонов. На реках Северного полушария наводнения обусловлены бурным таянием снегов, зажорами и заторами льда. Предгорья и высокогорные долины подвергаются наводнениям, связанным с прорывами внутриледниковых и завальных озер. В приморских районах при сильных ветрах нередки нагонные наводнения, а при подводных землетрясениях и извержениях вулканов наводнения, вызываемые волнами, — цунами.


СЛАЙД 3.


В России зоны возможных опасных наводнений располагаются вдоль русла и в устье рек.


4. Фронтальная беседа.


Вопросы для активизации знаний.

— Как вы думаете, что такое наводнение?

— Как вы думаете, чем опасны наводнения? Почему?


- Хорошо. Давайте по порядку изучим это явление. Итак:


СЛАЙД 4.


Наводнением называют затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море, вы­званное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, прорывами плотин и другими причинами.


(Учащиеся записывают определение «наводнение» в тет­радь).


5. Самостоятельная работа с учебником.


СЛАЙД 5-6.


- Рассмотрим с вами типы наводнений.


СЛАЙДЫ 6-7


Задание 1. Записать в тетрадь схему ТИПЫ НАВОДНЕНИЙ со слайда № 7! (По­ловодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон.)


СЛАЙДЫ 8-13.


Половодье. Причины — весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах. Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характери­зуются значительным и длительным подъемом уровней воды.

Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры). Большое сопротивление водному потоку на отдельных уча­стках русла реки, возникающее при скоплении ледового ма­териала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (запоры) или ледохода (заторы). Заторные наводнения об­разуются в конце зимы или начале весны. Они характери­зуются высоким и сравнительно кратковременным подъе­мом уровня воды в реке. Запорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее, чем при заторе) подъемом уровня воды и более значитель­ной продолжительностью наводнения.

Нагонные наводнения (нагоны). Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ. Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды.

Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин. Излив воды из водохранилища или водоема, обра­зующийся при прорыве сооружения напорного фронта (пло­тины, дамбы и т. п.) или при аварийном сбросе воды из во­дохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обва­лах, движении ледников. Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших терри­торий и разрушению или повреждению встречающихся на пути ее движения объектов (зданий, сооружений и др.).



СЛАЙД 14.


- Обратимся к учебнику стр. 15.


Задание 2. Доказать, используя текст отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (учебник, стр. 18), что наводнение в Санкт-Петербурге в 1824 г. относится к ветро­вым нагонам.

Самым памятным для Санкт-Петербурга было наводнение 7(19) ноября 1824 г. День 18 ноября накануне наводнения был дождливым, дул сырой и пронзительный юго-западный ветер. К вечеру ветер усилился, и вода в Неве сильно поднялась. Многочисленные реки и каналы невской дельты слились с водами, покрывающими улицы. Вода все продолжала прибывать. В середине дня ветер достиг особой силы. Под натиском яростных волн и ураганного ветра рушились стены домов, срывались крыши, падали вырванные с корнем деревья. Именно это катастрофическое наводнение было описано в знаменитой поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Наводнение 1824 г. принесло Санкт-Петербургу огромные убытки. Было полностью разрушено 324 дома, повреждено 3257 разных строений (т.е. половина всех имевшихся). Из 94 судов, стоявших в гавани, удалось спасти только 12. Погибло несколько сотен человек. Долгое время в городе свирепствовали простудные заболевания. Цены на продукты питания, сено и дрова резко подскочили. Еще долгое время спустя это наводнение именовалось «потопом».


СЛАЙД 15. ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА.


6. Практическая работа. Работа с учебником.


СЛАЙД 16.


Задание 1. Изучить материалы таблицы 1. «Клас­сификация наводнений по масштабу» (учебник, стр. 17 (старый учебник)):

- По размерам и масштабам убытка наводнения делятся на 4 группы:

-низкие (малые) наводнения,

-высокие наводнения,

-выдающиеся наводнения,

-катастрофические наводнения.


1. Низкие (малые) наводнения. Наблюдаются, в основном, на равнинных реках и имеют повторяемость примерно один раз в 5-10 лет. Затопляется при этом менее 10% сельхозугодий, расположенных в низинных местах. Они наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают ритма жизни населения.

2. Высокие наводнения. Сопровождаются значительным затоплением, охватывают сравнительно большие участки местности, существенно нарушают хозяйственную деятельность и установленный ритм жизни. Иногда приходится временно эвакуировать население. Материальный и моральный ущерб значительны. Происходят один раз в 20-25 лет.

3. Выдающиеся наводнения. Они охватывают целые речные бассейны. Парализуют хозяйственную деятельность, наносят большой материальный и моральный ущерб. Очень часто приходится прибегать к массовой эвакуации населения и материальных ценностей. Повторяются примерно один раз в 50-100 лет.

4. Катастрофические наводнения. Вызывают затопления громадных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. Хозяйственная деятельность полностью парализуется. Резко изменяется жизненный уклад населения. Материальный ущерб огромен. Наблюдаются случаи гибели людей. Случаются один раз в 100-200 лет и реже.

Задание 2. Ответить на следующие вопросы:


— Наводнения какого класса повторяются чаще всего? (Низкие (малые) наводнения)

— Наводнения какого класса охватывают огромные тер­риторий и затопляют более 70% сельскохозяйственных уго­дий? (Катастрофические наводнения)

— Наводнения какого класса: высокие или выдающиеся приводят к полной эвакуации людей, животных и матери­альных ценностей? (Выдающиеся.)

— Каковы признаки высоких наводнений? (Охватывают большие участки речных долин, затопляют 10—15% сель­скохозяйственных угодий, наносят ощутимый ущерб и на­рушают уклад жизни. Приводят к частичной эвакуации.)


7. Составление таблицы. (Работа в тетрадях).



СЛАЙД 17.


- Давайте с вами рассмотрим, каковы же поражающие факторы наводнений. Составим таблицы-памятки «Поражающие факторы наводнений».


Учащиеся с помощью учителя оформляют таблицу «Пора­жающие факторы наводнений». (Учебник, стр. 18.)


Первичные поражающие факторы

Вторичные поражающие факторы

1. Поток воды, характеризую­щийся высоким уровнем подъе­ма воды.

2. Значительные скорости пото­ка при прорыве плотин и павод­ках.

3. Затопление и подтопление прилегающих к водоему терри­торий.





Утрата прочности зданий и сооружений, транспортной сети в результате размыва грунта

Перенос потоком воды вредных веществ из разрушенных емкос­тей (горючее, сточные воды ка­нализации, вредные в больших количествах вещества, исполь­зуемые на производстве кисло­ты, щелочи и т.д.)

Осложнение санитарно-эпиде­миологической обстановки

Заболачивание местности, размыв плодородной почвы, образование промоин и рытвин; изменение уровня грунтовых вод, активиза­ция оползневых процессов, обвалы



8. Практическая работа.

— Прочтите отрывок из «Медного всадника» (учебник, стр. 15 (старый учебник)). Какой вид поражающих фак­торов наводнений описал А.С. Пушкин?

— Каковы, на ваш взгляд, могли быть вторичные пора­жающие факторы наводнения описанного поэтом? Объяс­ните свой ответ.


9. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Что мы называем наводнением?

— Перечислите первичные и вторичные пора­жающие факторы наводнений.

— Приведите примеры известных наводнений.

- Какие бывают наводнения по масштабу распространения?


10. Домашнее задание.

Учебник: § 4.1. (новый учебник). Ис­пользуя средства массовой информации и литератур­ные источники, найдите сообщения о разрушитель­ных наводнениях в истории человечества и подготовьте краткие сообщения (записать в тетрадь или устно, по выбору учителя).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!