СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Односоставные предложения" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Односоставные предложения"»

Тема: Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений

-

Цель: создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам; создать условия для развития критического мышления; создать условия для совершенствования умения выполнять тестовую работу; создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцам текстам художников слова.

урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

1. Мобилизующий этап

Учитель. Урок начнём с языковой разминки. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Мы не можем стать с..нт..ксически и пунктуацио(н,нн)о гра(м,мм,)отными если не умеем видеть гра(м,мм) аттическую основу.

- Прочитайте ещё раз предложение, посмотрите внимательно и попробуйте

определить, почему именно это предложение я взяла для языковой разминки? Чем оно для нас интересно? О чём пойдет речь на уроке?

- О грамматической основе предложения.

- А в каком разделе науке о языке мы изучаем грамматическую основу?

- В синтаксисе.

- Да, ребята, мы продолжим работу в этом разделе. Сегодня мы работаем в группах и проводим исследовательскую работу, в результате которой должны определить тему урока, цель, и исследовать объект изучения.

-Каждой группе даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы

Я умею читать книги.

Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолета.

Мне не спится.

Какая ночь!

- Не забывайте нашу языковую разминку в начале урока. Мы говорили о...

- По какому принципу вы их поделили? (Принцип разделения - состав основы предложений.)

- Какие же здесь предложения? Предложение двусоставное и односоставные.)

2. Определение темы урока учениками.

- Что мы уже знаем? Двусоставные предложения.

-Чем выражены главные члены в этом предложении?

- Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)

- Чего мы ещё не знаем? (Односоставные предложения.)

- Какова же тема нашего урока?

(Односоставные предложения. Виды односоставных предложений)

- А каковы цели? (Слайд). Помогаю определять цели.

- (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

- Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.

- Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.

- Попробуем сами использовать односоставные предложения.)

3.Мотивация.

*

- А зачем это нам?

- Пригодится в жизни

- На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)

- Ребята, у каждой группы лежат задания, которые используются на ЕГЭ. Рассмотрите их. Найдите задания, связанные с нашей сегодняшней темой.

- Давайте, сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо... (- Много тренироваться , во всём разобраться)

4. Объяснение нового материала. Исследовательская работа.

Учитель. Продолжаем нашу исследовательскую работу по определению типов односоставных предложений.

- Отложите листок с двусоставным предложением в сторону.

- Перед вами остались односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие? (Слайд с односоставными пр.)

-По какому принципу вы разделили предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

-Чем выражены главные члены в предложении КАКАЯ НОЧЬ!? (Главный член предложения — существительное в именительном падеже)

- А в остальных?

- Главный член выражен глаголом. СЛАЙД

- Значит, односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы : с главным членом подлежащим (Именного типа) и главным членом сказуемым (глагольного типа) (Записывают в таблицу)

- Продолжаем наше исследование. Переходим ко второй части урока «Виды односоставных предложений» Обратимся к предложениям, главный член которых выражен глаголом, (слайд)

- Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? Мне не спится.

-Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения - безличный глагол)

.. - А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?

Люблю классическую музыку.

По радио объявляют о посадке самолета.

-Да.

- Чем выражен главный член 1-го предложения?

(Главный член предложения в первом предложении выражен глаголом в форме 1 лица ед. числа

Главный член второго предложения - глагол в форме 3 лица, мн. числа)

Введение терминов. Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.

• Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.

Предложения глагольного типа

• определённо - личные

• неопределённо - личные

• безличные

Предложения именного типа (Записываем в таблицу (Слайд)

• назывные

Создание алгоритма.

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков 1. Определяю основу предложения.

Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит, это_________предложение

2.В предложении один главный член

Предложение____________________

3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?

Если оно подлежащного типа, значит, это__________предложение

4.Если глагольного типа,

смотрю, можно ли вставить в него подлежащее

Нет, значит, это______________предложение

6. Если можно вставить подлежащее, определяю, чем может быть выражен главный член предложения?

Если местоимением________лица ед. числа,

то - это определённо- личное предложение

7. Если местоимением 3 лица мн. числа, то - это__________________предложение

- Итак, что же у вас получилось? Зачитываю начало — дети дополняют, поднимите руку у кого так же.

10.А теперь послушаем небольшой доклад из истории лингвистики

— Что же связано с именем А.А.Шахматова Слайд

- Продолжая тему исследования, можете обратиться к статье Шахматова и изучить его классификацию односоставных предложений ( по желанию).

5. Закрепление нового материала

1. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.

1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени...

**,

(М. Кольцов) 6) Только мне не плачется на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)

2. Выполните тест (с самопроверкой). Слайд. Работа по группам групповая

• 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а). 10 б). 2 в) 3 г). 4

• 2.Какое предложение не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

• 3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б).Вечереет.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

• 4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

• 5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

Проверь себя.

1.г).

2. г). Слайд

3. б).

4. б).

5. б).

6 Информация о домашнем задании


Всем изучить §180.

По группам

1. Исследовательская работа «Употребление односоставных предложений в художественных текстах.» Записать отрывки произведений на карточках(Ахматова Цветаева, Тютчев Фет, Блок и др.)5-6 отрывков (на «5»)

2. Написать конспект §180

3. Выполнить в тетрадях упражнение № 192

7. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал ...

В группе работать мне было..., потому что ...

Помогал мне ...

Мешал мне ...

Больше всего мне понравилось...

Труднее всего было ...

- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение? (Односоставное. Безличное.)

8.Выставление отметок.







Алексей Александрович Шахматов - выдающийся русский лингвист и историк, имя которого широко известно во всём мире. Он был человеком исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорят о А.А.Шахматове: «У него должен учиться лингвист. У него нужно учиться быть человеком».

Будущий филолог начал свою научную деятельность с 17 лет, когда опубликовал в европейском журнале первую статью. В 35 лет учёный стал самым молодым в истории русской филологии академиком.

Он занимался проблемами фонетики, диалектологии, лексикографии, синтаксиса, истории русского языка, истории восточных славян, истории древнерусской литературы.

С именем Шахматова связано углублённое изучение односоставных предложений. Учёный подробно описал разные их виды и предложил свою классификацию данных синтаксических конструкций. Детально охарактеризовано им безличное предложение и разнообразные способы выражения в нём главного предложения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!