Тема: Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений
-
Цель: создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам; создать условия для развития критического мышления; создать условия для совершенствования умения выполнять тестовую работу; создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцам текстам художников слова.
урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока:
1. Мобилизующий этап
Учитель. Урок начнём с языковой разминки. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Мы не можем стать с..нт..ксически и пунктуацио(н,нн)о гра(м,мм,)отными если не умеем видеть гра(м,мм) аттическую основу.
- Прочитайте ещё раз предложение, посмотрите внимательно и попробуйте
определить, почему именно это предложение я взяла для языковой разминки? Чем оно для нас интересно? О чём пойдет речь на уроке?
- О грамматической основе предложения.
- А в каком разделе науке о языке мы изучаем грамматическую основу?
- В синтаксисе.
- Да, ребята, мы продолжим работу в этом разделе. Сегодня мы работаем в группах и проводим исследовательскую работу, в результате которой должны определить тему урока, цель, и исследовать объект изучения.
-Каждой группе даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы
Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
- Не забывайте нашу языковую разминку в начале урока. Мы говорили о...
- По какому принципу вы их поделили? (Принцип разделения - состав основы предложений.)
- Какие же здесь предложения? Предложение двусоставное и односоставные.)
2. Определение темы урока учениками.
- Что мы уже знаем? Двусоставные предложения.
-Чем выражены главные члены в этом предложении?
- Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)
- Чего мы ещё не знаем? (Односоставные предложения.)
- Какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения. Виды односоставных предложений)
- А каковы цели? (Слайд). Помогаю определять цели.
- (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
- Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
- Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
- Попробуем сами использовать односоставные предложения.)
3.Мотивация.
*
- А зачем это нам?
- Пригодится в жизни
- На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)
- Ребята, у каждой группы лежат задания, которые используются на ЕГЭ. Рассмотрите их. Найдите задания, связанные с нашей сегодняшней темой.
- Давайте, сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо... (- Много тренироваться , во всём разобраться)
4. Объяснение нового материала. Исследовательская работа.
Учитель. Продолжаем нашу исследовательскую работу по определению типов односоставных предложений.
- Отложите листок с двусоставным предложением в сторону.
- Перед вами остались односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие? (Слайд с односоставными пр.)
-По какому принципу вы разделили предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
-Чем выражены главные члены в предложении КАКАЯ НОЧЬ!? (Главный член предложения — существительное в именительном падеже)
- А в остальных?
- Главный член выражен глаголом. СЛАЙД
- Значит, односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы : с главным членом подлежащим (Именного типа) и главным членом сказуемым (глагольного типа) (Записывают в таблицу)
- Продолжаем наше исследование. Переходим ко второй части урока «Виды односоставных предложений» Обратимся к предложениям, главный член которых выражен глаголом, (слайд)
- Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? Мне не спится.
-Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения - безличный глагол)
.. - А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
Люблю классическую музыку.
По радио объявляют о посадке самолета.
-Да.
- Чем выражен главный член 1-го предложения?
(Главный член предложения в первом предложении выражен глаголом в форме 1 лица ед. числа
Главный член второго предложения - глагол в форме 3 лица, мн. числа)
Введение терминов. Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.
• Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.
Предложения глагольного типа
• определённо - личные
• неопределённо - личные
• безличные
Предложения именного типа (Записываем в таблицу (Слайд)
• назывные
Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков 1. Определяю основу предложения.
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит, это_________предложение
2.В предложении один главный член
Предложение____________________
3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?
Если оно подлежащного типа, значит, это__________предложение
4.Если глагольного типа,
смотрю, можно ли вставить в него подлежащее
Нет, значит, это______________предложение
6. Если можно вставить подлежащее, определяю, чем может быть выражен главный член предложения?
Если местоимением________лица ед. числа,
то - это определённо- личное предложение
7. Если местоимением 3 лица мн. числа, то - это__________________предложение
- Итак, что же у вас получилось? Зачитываю начало — дети дополняют, поднимите руку у кого так же.
10.А теперь послушаем небольшой доклад из истории лингвистики
— Что же связано с именем А.А.Шахматова Слайд
- Продолжая тему исследования, можете обратиться к статье Шахматова и изучить его классификацию односоставных предложений ( по желанию).
5. Закрепление нового материала
1. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.
1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени...
**,
(М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
2. Выполните тест (с самопроверкой). Слайд. Работа по группам групповая
• 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10 б). 2 в) 3 г). 4
• 2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
• 3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
• 4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
• 5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
1.г).
2. г). Слайд
3. б).
4. б).
5. б).
6 Информация о домашнем задании
Всем изучить §180.
По группам
1. Исследовательская работа «Употребление односоставных предложений в художественных текстах.» Записать отрывки произведений на карточках(Ахматова Цветаева, Тютчев Фет, Блок и др.)5-6 отрывков (на «5»)
2. Написать конспект §180
3. Выполнить в тетрадях упражнение № 192
7. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал ...
В группе работать мне было..., потому что ...
Помогал мне ...
Мешал мне ...
Больше всего мне понравилось...
Труднее всего было ...
- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение? (Односоставное. Безличное.)
8.Выставление отметок.
Алексей Александрович Шахматов - выдающийся русский лингвист и историк, имя которого широко известно во всём мире. Он был человеком исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорят о А.А.Шахматове: «У него должен учиться лингвист. У него нужно учиться быть человеком».
Будущий филолог начал свою научную деятельность с 17 лет, когда опубликовал в европейском журнале первую статью. В 35 лет учёный стал самым молодым в истории русской филологии академиком.
Он занимался проблемами фонетики, диалектологии, лексикографии, синтаксиса, истории русского языка, истории восточных славян, истории древнерусской литературы.
С именем Шахматова связано углублённое изучение односоставных предложений. Учёный подробно описал разные их виды и предложил свою классификацию данных синтаксических конструкций. Детально охарактеризовано им безличное предложение и разнообразные способы выражения в нём главного предложения