СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова. Окружающий мир Цель: Рассмотреть причины и процесс ослабления Древнерусского государства, узнать, что собой представляло Ордынское нашествие, его причины и результат. Тип: Комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»

Тема: Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова. Окружающий мир

Цель: Рассмотреть причины и процесс ослабления Древнерусского государства, узнать, что собой представляло Ордынское нашествие, его причины и результат.

Тип: Комбинированный

Задачи:

обучающие: формирование представления о том, как складывалась жизнь наших предков с 11 по 12 века, а также совершенствование умения работать с картой;

развивающие: развитие логического мышления, связной речи; внимания;

воспитательные: формирование уважительного отношения к истории страны, готовности слушать собеседника и вступать в диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

личностные: образное мышление; творческие способности, воображение;

метапредметные:  совершенствовать выборочное чтение; поиск информации из различных источников; овладение логическими действиями анализа и синтеза, построение рассуждений; овладение сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений;

предметные: обобщить знания учащихся о Древнерусском государстве, умение обосновать свою позицию, делать выводы.

Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация.








Технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Сядьте правильно, спинки выпрямите, руки положите на парту.

-Итак, что нам понадобится сегодня для урока?



Подведение учащихся к «открытию» темы урока










Подготовка к восприятию нового материала.





































Древнерусское государство.



Страна


Фронтальная

































Фронтальная


















Фронтальная

2.Актуализация знаний

-Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. («Образование древнерусского государства»)

- Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе.









-На машине времени мы отправимся на 9 веков назад в 12 век и совершим обзорную экскурсию.

Работа с картой.

- Рассмотрите карту Древнерусского государства IX – XI (9-11) веков на с.5.

- Каким цветом показана территория первоначального поселения славян?

- Каким цветом показаны территории, присоединенные в 9 - 11 веках?

- Найдите столицу и перечислите города Древнерусского государства.

- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности?



-Какой город, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского Олега князь Рюрик.

-Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке?

-Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства?

-Молодцы, правильно!






– В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом.
– Как называли нашу страну в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
- Кто правил нашей страной в разные времена?

























Мордва, половцы, печенеги, валахи, пруссы, ливы, эсты– племена; Польша, Венгрия – государства



Новгород

























Киевская Русь





Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства

Фронтальная

























Фронтальная

3.Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса:

-Как происходило ослабление Древнерусского государства и ордынское нашествие? Это мы узнаем позже, в течении нашей работы на уроке.

– Тема, с которой мы познакомимся, называется «Ослабление Древнерусское государства. Ордынское нашествие»

-Откройте учебник на странице 24.

-Прочитайте название темы урока.

-Подберите синоним к слову «государство».

- Как понимаете значение слова «древнерусское»?

-А что значит «ослабление»?

-Молодцы, правильно! Тема урока «Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие», будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о древней Руси.



4. Работа по теме урока

На карте Древнерусское государство представляется большим единым государством. На самом деле оно было раздроблено, состояло из множества княжеств, которые подчинялись Великому Киевскому князю. Князья постоянно боролись между собой за более богатое княжество, особенно за престол Великого Киевского Князя. А раздоры правителей всегда приводят к ослаблению страны. Так было в XII- XIII веках на Руси. Пока князья ссорились друг с другом и дробили Русь на мелкие части, на востоке, у границ Китая, назревала страшная угроза. Там, в Монголии, возникла держава кочевников во главе с Чингисханом – Орда. Чингисхан сумел подчинить себе разрозненные монгольские племена и бросил их на завоевание соседних народов. Покорённые платили дань, поставляли Чингисхану воинов, ремесленники ковали для них оружие. Поэтому с каждым новым походом численность Орды росла как снежный ком. В 1223 году на реке Калке с Ордой встретились русские рати – и проиграли битву. Главной причиной поражения было отсутствие единого командования. Князья, принявшие участие в походе, непрерывно ссорились друг с другом. Так Русь начала расплачиваться за свою раздробленность. Самое страшное наступило в 1237 году. Внук Чингисхана – Батый – с огромным полчищем обрушился на раздробленную Русь. Первой, после упорной борьбы, пала Рязань. Вслед за ней та же участь постигла Коломну, Москву, Владимир и многие другие города. В 1240 году был взят и полностью разрушен Киев. В огромном прежде городе осталось всего около двухсот домов. Русские князья вынуждены были признать власть Батыя и подчиниться его требованиям. Для русских людей настала чёрная пора ордынского господства, продолжавшегося 240 лет. Разгрома избежали лишь Новгород и Псков. Их защитили густые леса и болота. Но и они вынуждены были платить дань Батыю. Вернувшийся после битвы Коловрат, не нашёл ни своего дома, ни семьи. Тогда, собрав уцелевших ратников – всего 1700 человек, Кловрат с тыла ударил по ордынскому войску. Это было настолько неожиданно, что ордынские полки смешались. Лишь бросив в дело наряду с конницей лучников и даже катапульты – камнемётные машины, - ордынцам удалось одолеть отряд Коловрата. Евпатий Коловрат погиб. Но тысячи других народных героев готовы были защищать землю от нашествия полчищ Батыя.



5. Первичное закрепление

-Каким вы представляете натуральное хозяйство?

-Как крестьяне получали полотно для одежды?

-Назовите две причины ослабления Древнерусского государства.

-Кто такой Чингисхан?

-Сколько земель завоевывал Чингисхан за короткое время?

-Что произошло в 1223 году на реке Калке?

-А что произошло в 1237 году?

-Что случилось с Киевом в 1240 году?

-Кто такой Евпатий Коловрат? Кем он был?

-Что с ним случилось?

Ответы детей

Фронтальная

6. Постановка домашнего задания

С.24-29 чтение, пересказ




7. Рефлексия

Подводит итог урока:
- Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

-У кого остались вопросы на конец урока?


Сами оценивают свою деятельность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!