Урок окружающего мира
(по курсу «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков)
4 класс
24.03.16 г.
Перечень оборудования и наглядных пособий к уроку:
* Презентация о М.В.Ломоносове.
* Портрет М.В. Ломоносова.
* Материал для работы в группах "Восстанови деформированный план".
Тема: Михаил Васильевич Ломоносов. Обобщение материала по разделу
Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни и деятельности
М.В. Ломоносова, его вклад в развитие России;
развивать кругозор, умение делать выводы и обобщать;
совершенствовать навыки работы в группах;
воспитывать патриотические качества, интерес к изучению предмета.
Ход урока.
1.Организационное начало урока.
Личностные цели: формировать положительное отношение к учению; определять мотивы учебной деятельности(формируются на протяжении всего урока).
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Об ученом все узнать.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель предлагает ученикам задание
^ ЛМНСВ ДНСКЙ НВСКЙ ПТР
Какое из этих слов лишнее? Почему? Кем был Ломоносов?
Цель задания:
1)актуализация знаний.
2) форма организации деятельности- фронтальная;
Метапредметные: понимать смысловой текст задания
Предметные: узнавать имена исторических личностей, рассказывать известные факты из их жизни.
-Какое слово лишнее?(Ломоносов)
-Назовите тему нашего урока?(М.В. Ломоносов)
-Какая цель нашего урока?(Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова)
3.Мотивация учебной деятельности.
4.Изучение нового материала
-Что вы знаете о Ломоносове?(Выслушивает ответы детей)
-А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему?(обсуждение в парах) Ответим после изучения биографии.
Цель задания: Постановка перед учащимися проблемы
Форма работы- парная.
Метапредметная; умение работать в парах, делать выводы.
Предметная:знание библиографических сведений
Просмотр презентации о биографии М.В. Ломоносова.
Цель задания: организация внимания учащихся, сообщение изучаемого материала.
Форма- фронтальная
Метапредметная: анализ текста для извлечения нужной информации.
Предметная: понимание особой роли Ломоносова в истории Российского государства.
5.Закрепление знаний, включение нового знания в систему знаний.
Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно–греко–латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
6.Учеба в Петербургской академии
Цель задания: проконтролировать уровень усвоения, выявить пробелы.
Форма работы - групповая
Метапредметные: определение способов взаимодействия ,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Взаимооценка. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня знаний.
Предметная: умение извлекать из источника информацию.
Работа в тетради. Выполнение задания №1 стр.36.Разгадайте кроссворд.
Цель задания: проконтролировать уровень усвоения, выявить пробелы.
Форма работы - парная
Метапредметные: определение способов взаимодействия ,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Предметная: закрепление библиографических знаний
6.Физкультминутка.
Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать, т.е. режим дня. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.
Метапредметная: определять под руководством учителя общие правила поведения при проведении физминутки. Саморегуляция.
7. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страницы истории России».
- Блиц-опрос (карточки-вопросы).
- Работа в группах.
1 группа-Петр 1.
2 группа Ломоносов.
Выступления групп.
8.Подведение итогов.
-Вспомните как мы определили тему урока? Цели? Кто достиг? Почему же Пушкин называл Ломоносова «нашими университетами»?(ответы детей)
Цель: подведение итогов учебного занятия.
Форма работы: фронтальная.
Метапредметные: умение давать верную эмоциональную оценку событиям и фактам;
Предметная: знание сведений о жизни Ломоносова.
8.Рефлексия.
Форма работы- фронтальная.
Метапредметные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке; структурирование полученной информации,анализ деятельности на уроке.
-Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
- Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля. транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
Самооценка учебной деятельности на уроке. Упражнение «Лесенка».