СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "В дорогу к первоцветам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. В дорогу к первоцветам

 

Класс. 1

 

Тип урока: экскурсия

 

Цель:

Получение знаний о разнообразии первоцветов на территории своей области

 

Задачи:

личностные : формирование бережного отношения к природе;  мотивация на желание самостоятельного исследования;

метапредметные: 1) коммуникативные: развитие монологической речи учащихся, способности выступать перед аудиторией;

2) познавательные: развитие способности  производит простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); развитие умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) регулятивные: формирование умения производить планирование собственной деятельности, а так же коррекцию и оценку.

предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде; освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение)

 

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка),  инструктивные  карточки, бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы.

 

Место проведения  экскурсии:  Смешанный  лес, образованный хвойными и лиственными породами деревьев, отличающийся большим разнообразием растений и животных, устойчивостью к воздействиям на природную среду. 

Время проведения:   конец  апреля

 

Возраст учащихся: 6-7 лет (1 класс)

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "В дорогу к первоцветам"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»







Технологическая карта урока-экскурсии по окружающему миру

«В дорогу к первоцветам»











Студенты: Востриков Константин,

Туганова Анастасия

Методист: Семенова Алена Васильевна











2014

Тема. В дорогу к первоцветам



Класс. 1



Тип урока: экскурсия



Цель:

Получение знаний о разнообразии первоцветов на территории своей области



Задачи:

личностные : формирование бережного отношения к природе; мотивация на желание самостоятельного исследования;

метапредметные:
1) коммуникативные: развитие монологической речи учащихся, способности выступать перед аудиторией;

2) познавательные: развитие способности производит простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); развитие умения выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

3) регулятивные: формирование умения производить планирование собственной деятельности, а так же коррекцию и оценку.

предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде; освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение)


Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы.



Место проведения экскурсии: Смешанный лес, образованный хвойными и лиственными породами деревьев, отличающийся большим разнообразием растений и животных, устойчивостью к воздействиям на природную среду. 

Время проведения: конец апреля


Возраст учащихся: 6-7 лет (1 класс)



Ход экскурсии


Этапы урока

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников


I. Подготовительный этап


Подготовка учителя к экскурсии:

1) Исходя из составленного календарного плана экскурсий на год, учитель производит выбор темы и цели экскурсии с учетом местных условий.

2) Учитель выбирает объект экскурсии – смешанный лес с местам различной растительности в соответствии с программным содержанием и предварительно знакомится с ним, рассматривает интересные места, которые следует показать детям.

3) Непосредственно на природном месте – в смешанном лесу проектирует содержание экскурсии – формулирует информацию и задания для обучающихся.

4) Далее учитель осуществляет выбор транспортного средства и наиболее целесообразного маршрута до места проведения экскурсии. Транспортным средством может послужить школьный автобус.

5) На следующем подэтапе учитель осуществляет выбор и подготовку помощников – привлекает к участию двух родителей для помощи в проведении экскурсии. Это могут быть родители из родительского комитета или же любые из родителей, имеющие свободное время и заинтересованные в образовании детей.

6) Учитель осуществляет предварительную подготовку детского коллектива, то есть дает задания и распределяет обязанности. На этом же подэтапе учитель подготавливает необходимое оборудование – это бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы. А так же в обязательном порядке проводит ознакомление детей с правилами поведения на экскурсии, об охране природы, проводит беседу о различных периодах весны и знакомит учащихся с произведениями литературы, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, А. Фет,).


- Ребята, какие признаки наступления весны вы знаете?

- Что происходит с растительном и животном мире с наступление весны?


- А вы знаете какие бывают периоды весны?

- Их всего 3:

«календарная весна» - 1 марта;

«астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;

«биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).    

- Вот как описывает в своих рассказах весну М. Пришвин:

«Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть. Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять ее в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведенной через себя самого.»

- А так описывает весну А. Фет:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

- Вам понравились данные произведения?

- Что вы представляли, когда вы слушали их?

- Ребята, завтра мы с вами отправимся на экскурсию в лес. У меня для вас будет задание - подготовить характеристики для каждого первоцвета и выступить на данной экспедиции в роли ботаников, художников.

- Ребята, а какие правила нужно соблюдать, придя в лес и как вы их понимаете?



























































- Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить.









































- Тает снег, становится теплее.


- Появляются первые растение, прилетают птицы, животные выходят из спячки.

-Нет.

Получают задания.







































- Да.

- Весну, капель, первые растения.






Называют правила. При перечислении не всех правил детьми, учитель дополняет их.

Инструкция

«Правила поведения в лесу»

  • Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

  • Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

  • Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

  • Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.  

  • Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. 

  • Возьми чистую воду для питья и мытья рук.

  • Не пей сырую воду из природных водоёмов.

  • Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот.

  • Не засоряй природу.

  • Не разжигай костёр.

  • Соблюдай правила дорожного движения при дороге на место экскурсии.

  • На экскурсию выходи в строю.

  • Не играй с колющими, массивными предметами.

  • Не толкайся, не ставь подножки.

  • Не кидайся снежками, камнями, различными предметами.

  • При несчастном случае, если ты пострадавший или очевидец немедленно сообщи об этом руководителю экскурсии.

  • Выполняй все указания руководителя и его заместителя.

  • Самостоятельно не изменяй установленный маршрут движения и не покидай место расположения класса.

  • Не трогай руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов.

  • При передвижении не снимай обувь и не ходи босиком.

  • Обязательно сообщай об ухудшении состояния здоровья или травмах.











































Личностные УУД – формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, формирование интереса к окружающему миру

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД - планирование









































Рассказ, беседа

II. Проведение экскурсии



- Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места.

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как , февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё весною пахнет!»

А. Майков

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

- Какие признаки весны вы знаете?




- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- И так, в путь!


После прибытия на место экскурсии:

- И так, мы с вами на месте нашей экскурсии. Давайте разгадаем загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?


Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?


Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?


- Какие признаки весны вы услышали?





- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

-Самый теплый?

- Почему?



- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

- Какие осадки выпадают весной?


- Бывают ли весной грозы? Когда?

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной?





-Что происходит с травянистыми растениями?


- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?


- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?







- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

- И так, ребята, предлагаю вам выполнить задание – вам нужно будет отыскать травянистые цветущие растения, не срывая их понаблюдать за ними, заполнить таблицу, ответить на вопросы, а так же сделать фотографии этих растений.






























- Молодцы ребята! Вы все очень хорошо справились. Давайте отправимся обратно в класс.

Приветствуют учителя, присаживаются.









- О весне


- Прилетели птицы


- Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши









- Март






- Апрель







- Май







- Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее

- Нет


- Март

- Май

- В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло

- Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака

- В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае – дождь

- Бывают. В мае




- На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои

- Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести

Ученики представляют свое домашнее задание (выступают в роли экспедиторов)

- Как только растает снег, они начинают цвести

- Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много

- Ландыши, одуванчики, фиалки

- Нет


Учащиеся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений (3); определяют их, не срывая, и оформляют записи в блокноте по плану.


  1. Внимательно рассмотри растение.

  2. Какого оно цвета? ___________

  3. Есть ли у цветка лепестки? ___

  4. Посчитай, сколько их, если это возможно. ______

  5. Рассмотри растение. Из скольки частей оно состоит? __________

  6. Есть ли листья у стебля? _____

  7. В каком месте вы нашли растение? ______________________

  8. Есть на растении насекомые? _____

  9. Как пахнет растение? _______

  10. Зарисуй растение.

  11. Название растения

    Особенности внешнего строения

    Цветка (зарисовка)

    Листьев (зарисовка)










    Предположи, какое это растение? ________________

Возвращаются в класс


Личностные УУД –формирование интереса к окружающему миру

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия); формирование умения работать в малых группах

Регулятивные УУД – планирование, коррекция.

Рассказ, беседа, практическая работа.

III.

Заключительный этап


- Ребята, чем похожи и чем отличаются растения?

- Чем питаются растения?

- Предположите, чтобы произошло, если бы все растения в мире погибли.

- И так, а сейчас давайте в группах выполним творческое задание – нарисуем плакат о ваших растениях. В них вы можете отразить места, где вы нашли ваши растения, как выглядят растения, чем питаются растения, чем схожи растения.

- Спасибо всем большое за работу!

Отвечают на вопросы, опираясь на свои записи в блокнотах



Выполняют творческую работу – рисуют плакаты.


Личностные УУД –формирование интереса к окружающему миру

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия); формирование умения работать в малых группах Регулятивные УУД – планирование, коррекция, оценка

Беседа, упражнение



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!