I. Подготовительный этап | | Подготовка учителя к экскурсии: 1) Исходя из составленного календарного плана экскурсий на год, учитель производит выбор темы и цели экскурсии с учетом местных условий. 2) Учитель выбирает объект экскурсии – смешанный лес с местам различной растительности в соответствии с программным содержанием и предварительно знакомится с ним, рассматривает интересные места, которые следует показать детям. 3) Непосредственно на природном месте – в смешанном лесу проектирует содержание экскурсии – формулирует информацию и задания для обучающихся. 4) Далее учитель осуществляет выбор транспортного средства и наиболее целесообразного маршрута до места проведения экскурсии. Транспортным средством может послужить школьный автобус. 5) На следующем подэтапе учитель осуществляет выбор и подготовку помощников – привлекает к участию двух родителей для помощи в проведении экскурсии. Это могут быть родители из родительского комитета или же любые из родителей, имеющие свободное время и заинтересованные в образовании детей. 6) Учитель осуществляет предварительную подготовку детского коллектива, то есть дает задания и распределяет обязанности. На этом же подэтапе учитель подготавливает необходимое оборудование – это бинокль, фотоаппарат, экскурсионные лупы. А так же в обязательном порядке проводит ознакомление детей с правилами поведения на экскурсии, об охране природы, проводит беседу о различных периодах весны и знакомит учащихся с произведениями литературы, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, А. Фет,). - Ребята, какие признаки наступления весны вы знаете? - Что происходит с растительном и животном мире с наступление весны? - А вы знаете какие бывают периоды весны? - Их всего 3: «календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля). - Вот как описывает в своих рассказах весну М. Пришвин: «Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть. Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять ее в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведенной через себя самого.» - А так описывает весну А. Фет: Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад... Какой-то тайной жаждою Мечта распалена - И над душою каждою Проносится весна. - Вам понравились данные произведения? - Что вы представляли, когда вы слушали их? - Ребята, завтра мы с вами отправимся на экскурсию в лес. У меня для вас будет задание - подготовить характеристики для каждого первоцвета и выступить на данной экспедиции в роли ботаников, художников. - Ребята, а какие правила нужно соблюдать, придя в лес и как вы их понимаете? - Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. | - Тает снег, становится теплее. - Появляются первые растение, прилетают птицы, животные выходят из спячки. -Нет. Получают задания. - Да. - Весну, капель, первые растения. Называют правила. При перечислении не всех правил детьми, учитель дополняет их. Инструкция «Правила поведения в лесу» Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. Возьми чистую воду для питья и мытья рук. Не пей сырую воду из природных водоёмов. Не собирай неизвестные тебе растения, ни в коем случае не бери их в рот. Не засоряй природу. Не разжигай костёр. Соблюдай правила дорожного движения при дороге на место экскурсии. На экскурсию выходи в строю. Не играй с колющими, массивными предметами. Не толкайся, не ставь подножки. Не кидайся снежками, камнями, различными предметами. При несчастном случае, если ты пострадавший или очевидец немедленно сообщи об этом руководителю экскурсии. Выполняй все указания руководителя и его заместителя. Самостоятельно не изменяй установленный маршрут движения и не покидай место расположения класса. Не трогай руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов. При передвижении не снимай обувь и не ходи босиком. Обязательно сообщай об ухудшении состояния здоровья или травмах. | Личностные УУД – формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, формирование интереса к окружающему миру Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД - планирование | Рассказ, беседа |
II. Проведение экскурсии | | - Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Ласточка примчалась Из-за бела моря, Села и запела: «Как , февраль, ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик- Всё весною пахнет!» А. Майков - О каком времени года говорится в стихотворении? - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? - Какие признаки весны вы знаете? - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. - И так, в путь! После прибытия на место экскурсии: - И так, мы с вами на месте нашей экскурсии. Давайте разгадаем загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? - Какие признаки весны вы услышали? - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? - Какой весенний месяц самый холодный? -Самый теплый? - Почему? - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? - Какие осадки выпадают весной? - Бывают ли весной грозы? Когда? - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? -Что происходит с травянистыми растениями? - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? - Почему же подснежники зацветают так рано? - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? - И так, ребята, предлагаю вам выполнить задание – вам нужно будет отыскать травянистые цветущие растения, не срывая их понаблюдать за ними, заполнить таблицу, ответить на вопросы, а так же сделать фотографии этих растений. - Молодцы ребята! Вы все очень хорошо справились. Давайте отправимся обратно в класс. | Приветствуют учителя, присаживаются. - О весне - Прилетели птицы - Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши - Март - Апрель - Май - Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее - Нет - Март - Май - В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло - Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака - В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае – дождь - Бывают. В мае - На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои - Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести Ученики представляют свое домашнее задание (выступают в роли экспедиторов) - Как только растает снег, они начинают цвести - Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного - Ландыши, одуванчики, фиалки - Нет Учащиеся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений (3); определяют их, не срывая, и оформляют записи в блокноте по плану. Внимательно рассмотри растение. Какого оно цвета? ___________ Есть ли у цветка лепестки? ___ Посчитай, сколько их, если это возможно. ______ Рассмотри растение. Из скольки частей оно состоит? __________ Есть ли листья у стебля? _____ В каком месте вы нашли растение? ______________________ Есть на растении насекомые? _____ Как пахнет растение? _______ Зарисуй растение. Название растения | Особенности внешнего строения | Цветка (зарисовка) | Листьев (зарисовка) | | | | | | | | | | Предположи, какое это растение? ________________ Возвращаются в класс | Личностные УУД –формирование интереса к окружающему миру Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия); формирование умения работать в малых группах Регулятивные УУД – планирование, коррекция. | Рассказ, беседа, практическая работа. |
III. Заключительный этап | | - Ребята, чем похожи и чем отличаются растения? - Чем питаются растения? - Предположите, чтобы произошло, если бы все растения в мире погибли. - И так, а сейчас давайте в группах выполним творческое задание – нарисуем плакат о ваших растениях. В них вы можете отразить места, где вы нашли ваши растения, как выглядят растения, чем питаются растения, чем схожи растения. - Спасибо всем большое за работу! | Отвечают на вопросы, опираясь на свои записи в блокнотах Выполняют творческую работу – рисуют плакаты. | Личностные УУД –формирование интереса к окружающему миру Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия); формирование умения работать в малых группах Регулятивные УУД – планирование, коррекция, оценка | Беседа, упражнение |