Урок 4
Тема урока: СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ГРЕХОПАДЕНИЕ
Цели урока: познакомить учащихся с библейской историей о происхождении мира и человека: раскрыть понятие «грех», показать его губительные последствия для отдельного человека и для цивилизации в целом; воспитывать чувство послушания; развивать логическое мышление.
Оборудование: аудиозапись со звуками природы, органной музыки, Ж. Массне «Элегия»; репродукции гравюр и картин на тему «Сотворение мира».
Ход урока
I. Повторение изученного на прошлом уроке.
Противоречит ли библейская история о сотворении мира современной науке? (Современные научные знания все ближе к библейской гипотезе о творении мира.)
Все ли современная наука может объяснить? (Нет, далеко не все.)
Проверка выполнения задания № 2.
В какой последовательности, по Библии, был сотворен мир?
Объяснение нового материала.
Главный герой Библии.
Учитель. На прошлых занятиях мы говорили об авторах Библии. Вспомните, кто они? (Пророки и апостолы, которые передавали истину от Бога.) Познакомившись с историей Сотворения мира, мы понимаем, что Сам Бог дает эти знания людям. Кто же является главным героем этой великой книги? На первый взгляд кажется, что тоже Бог. Но это не так. В центре Библии - человек.
Никакая другая книга так полно и разносторонне не показывает человека: мужество, самоотверженность, верность, бескорыстие и любовь одних героев и вероломство, жадность, жестокость, гордыня - других. А часто в одном герое переплетается доброе и злое. Библия открывает нам, как отдельными людьми, с их достоинствами и недостатками, делается история. Библия вбирает в себя историю человека от первого дня его жизни на Земле до последнего.
Сотворение человека.
Как был сотворен человек? Каковы были первые дни человека на Земле? Мы находим рассказ об этом в Библии (Быт 2: 7-90). Учитель читает отрывок, звучит музыка.
Давайте же теперь проанализируем, чем происхождение человека, описанное в биологии и истории, отличается от творения человека по Библии? Иногда это различие чисто внешнее: наука считает, что человек произошел от существа, общего с предком обезьяны, а Библия полагает, что человек был создан «из праха земного». Однако если мы все различия сведем только к этому моменту, то мы совершено неправильно поймем, что же самое главное передано нам в Библии. А самое главное заключается вовсе не в том, как понимать слова, что Господь создал человека «из праха земного», в данном случае он мог сотворить человека и из живого существа, потому что все живое было произведено из земли, а самое важное увидеть, что, во-первых, Господь принципиально иначе творил человека, чем все
живое. Все живое он творил своим словом. Он говорил, и живое появлялось. «И сказал Господь, да произрастит земля зелень, траву и дерево плодовитое... И стало так» (Быт 1: 11). «И сказал Господь: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1: 20-21). «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1: 24-25).
В случае с творением человека все было иначе. О самом человеке был совет Пресвятой Троицы о том, чтобы сотворить человека «по образу и подобию Божию»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1: 26-27). Во-вторых, Бог не говорит земле и воде, чтобы они произвели человека, а творит тело человека «из праха земного», то есть никакое живое существо Бог не творил, а вызывал из жизни. В-третьих, Бог вдохнул в человека «душу живую», то есть дух свободный, разумный, бессмертный. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2: 7). И в никакое другое живое существо Бог не вдохнул душу живую, а это значит, что человек отличается от всего живого и своей телесностью, и - это самое главное - своей душой, которой нет ни у одного живого существа.
Таким образом, Библия, в отличие от науки, говорит, что человек не просто живое существо, а существо принципиально отличное от всего живого, и это отличие состоит в том, что человек, в отличие от всех живых существ, создан по Образу и Подобию Божию.
Учитель. Любовь - это главное чувство, которое лежало в основании творения всего мира. Каждый день творения завершается словами: «И увидел Бог, что это хорошо». Все сотворенное Богом ьто сотворено любовью и дышало любовью. Но венцом творения
был человек. Он должен был царствовать над всеми животными, любя их и ухаживая за ними. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Обладая силой разума и любви, Адам дал имена всем зверям и птицам. И женщину сотворил Бог из любви к человеку, потому что сказал: «Нехорошо человеку быть одному». Имя ей было дано Ева, что означает «мать всех живущих».
Жизнь в раю.
Благословил Бог первых людей и сказал им: «Плодитесь на земле и наполняйте ее, владейте землею, владычествуйте над морскими рыбами и над птицами небесными. В пищу Я даю вам всякую траву и плоды деревьев. И всему живому на земле Я даю в пищу траву». Библия утверждает, что Творец создал людей для всеобщей любви к Богу и друг к другу. Любовь является основой жизни.
Учитель. Тема любви проходит через все книги Библии, ею пронизана вся мировая культура. (Звучит музыка).
Для человека создал Бог рай - прекрасный сад. В этом саду было много разнообразных диковинных деревьев, но среди них было два особенных: одно называлось «древом' жизни», другое - «древом познания добра и зла». Плоды первого дерева охраняли человека от болезней и смерти. Плоды второго дерева Господь запретил Адаму и Еве вкушать под страхом смерти.
Как вы думаете, почему Бог дал эту первую, достаточно простую, заповедь людям? (Он хотел, чтобы люди своим послушанием проявили любовь к Своему Творцу.)
Библия нам говорит, что Бог творил мир и человека любя. Он хотел, чтобы и человек ответил на Его Любовь любовью. Но любовь не может быть без свободы. Любить - значит радостно исполнять желания того, кого любишь. Люди должны были научиться любить Своего Создателя. И для этого Он дал им маленькое, нетрудное задание. Вспомните какое? (Не есть плоды дерева познания добра и зла.) Исполнив эту заповедь, первые люди могли бы проявить свою любовь к Богу. Но этого не произошло. Люди не выдержали испытания, и случилась страшная катастрофа в жизни всего мира.
Первое грехопадение - всемирная катастрофа.
Учитель читает отрывок о грехопадении первых людей.
Беседа:
Что сказал змей Еве? (Он обманул ее, сказав, что люди не умрут, если ослушаются Бога, но сами станут как боги. Змей солгал Еве, что Бог просто не хочет, чтобы люди были такими, как Он.)
Что изменилось после того, как люди ослушались Своего Творца? (Изменились сами люди.) Люди совершили грех, и это потрясло всю природу и деформировало самого человека.
Что сделали люди, услышав голос Бога? (Спрятались.)
Можно ли спрятаться от Бога? Этот поступок свидетельствует о том, что нарушение заповеди помрачило разум первых людей. А ведь первоначально они были настолько умны, что дали имена всем животным. Вот что делает злой поступок с человеком.
Какое чувство овладевает человеком, когда он поступает плохо? (Чувство стыда.) Адам и Ева заметили, что они без одежд, и им стало стыдно.
Но было ли стыдно Адаму за свое непослушание? Просил ли он прощение у Бога? Покаялся ли он в своем проступке? (Нет.) Бог любил людей и ждал от них покаяния. Но Адам и Ева перекладывали вину с себя на других: Адам - на Еву, Ева - на змея. Если бы они попросили прощение за случившееся, зло было бы исправлено. Но этого не произошло, и они понесли наказание.
Какое наказание понесли Адам и Ева за нарушение заповеди? (Они были изгнаны из рая, Адам в поте лица своего стал добывать хлеб, а Ева в муках рожать детей. Люди стали смертными, то есть появились болезни и смерть. Но изменился и весь мир: из- за непослушания людей и в природе появилось зло.)
Учитель. Нарушение первой заповеди в раю называется первым грехом, а точнее - первородным грехом. Он явился началом для всех последующих грехов в людях. (Работа в тетради над понятием «грех», задание № 6, записать слова.)
Грех - это зло, нарушение правды Божией. Оно в переводе с греческого означает «промах». Когда мы совершаем грех, мы как бы промахиваемся мимо цели своей жизни, которая, по утверждению Библии, есть уподобление человека Своему Создателю - Богу. Любой грех ранит и обезображивает душу. Совершив грех, человек падает стой высоты, на которую Бог поставил его в раю. Грехопадение - «упасть в грех», совершение греха.
Работа с тетрадью, задание № 4. (Гоехопадение первых людей - это предательство, непослушание, зависть.)
Учитель. Бог любит людей. Поэтому даже в эту страшную катастрофу он дает людям надежду, предсказывая им то, что из потомков Евы родится Спаситель, который поможет людям справиться со злом и укажет им дорогу в вечную жизнь, в потерянный рай. Об этом
Спасителе рассказывает Новый Завет Библии, и имя Ему - Иисус Христос.
В конце учебника на страницах для записей мы отметим те места в Ветхом Завете, где говорится о пришествии в мир Спасителя.
С помощью учителя учащиеся делают первую запись: «После изгнания из Рая Господь дает Адаму и Еве надежду и утешение. Он обещает, что в свое время родится Спаситель, который примирит людей с Богом».
Учитель. О земной жизни Христа мы с вами будем говорить в дальнейшем, в шестом классе.
А пока двери рая закрылись для людей. Тоску о потерянном рае передают многие произведения мирового искусства. Послушайте, как выражает это чувство щемящей тоски о потерянном счастье французский композитор Ж. Массне (1842-1912) в своей «Элегии». (Далее учащиеся читают стихотворения Н. Гумилева «Адам» и К. Фофанова «Осиротелый рай».)
III. Закрепление изученного материала.
Проверка логического задания. Запись нравственного урока в рабочую тетрадь, задание № 3 (Непослушание - это грех, который ранит душу человека и приносит с собой зло. Гоех несет не только телесную, но и духовную смерть.)
Выполнение задания № 1 к уроку (Бог создал человека по образу и подобию Своему.)
Выполнение задания № 2 к уроку.
IV. Домашнее задание.
Учебник, § 4; задания № 5 и 6 к уроку в рабочей тетради.
» В помощь учителю
A.B.Кольцов (1809-1842)
ЧЕЛОВЕК
(Дума)
Все творенья в Божьем мире
Так прекрасны, хороши!
Но прекрасней человека
Ничего нет на земли!
То себя он ненавидит;
То собою дорожит;
То полюбит, то разлюбит;
За миг жизни век дрожит...
Даст желаньям ли свободу –
Землю кровью напоит;
Буйной воле даст ли волю –
Под ним море закипит.
Но изменятся стремленья.
Озарится светом ум –
И своей он красотою
Всё на свете помрачит...
А.И. Полежаев (1804—1838)
ТАЙНЫЙ ГОЛОС
Есть духи зла - неистовые чада
Благословенного Творца;
Удел их - грусть, отчаянье - отрада,
А жизнь - мученье без конца.
В великий час рождения вселенной,
Когда извлек Всевышний перст
Из тьмы веков эфир одушевленный
хора солнцев, лун и звезд;
Когда Творец торжественное слово
В премудрой благости изрек:
«Да будет прах величия основой!»
И встал из праха человек...
Тогда пред Ним, светлы, необозримы,
гордо небеса,
И юный мир, как сын Его любимый,
Был весь - волшебная краса...
И ярче звезд и солнца золотого,
Как иорданские струи,
Вокруг Него, Властителя Святого,
Вились архангелов рои.
И пышный сонм небесных легионов
Был ясен, свят перед Творцом,
И на скрижаль божественных законов
Взирал с потупленным челом.
Но чистый огнь невинности покорной
В сынах бессмертия потух –
И грозно пал, с гордынею упорной,
Высокий ум, высокий дух.
1834 г.
Г.Р. Державин (1743-1816)
БОГ
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени Превечный,
Без лиц, в трех Лицах Божества!
А я перед Тобой - ничто.
Ничто! - Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! - Но жизнь я ощущаю...
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь - конечно, есть и Ты!
Ты есть! - природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной...
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? - безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей Премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь! 1784 г.
Н.С. Гумилёв (1886-1921)
АДАМ
Адам, униженный Адам,
Твой бледен лик и взор твой бешен,
Скорбишь ли ты по тем плодам,
Что ты срывал, еще безгрешен?
Скорбишь ли ты о той поре,
Когда еще ребенок-дева,
В душистый полдень на горе
Перед тобой плясала Ева?
Теперь ты знаешь тяжкий труд
И дуновенье смерти грозной,
Ты знаешь бешенство минут,
Припоминая слово - «поздно».
Сотворение человека в произведениях европейских и русских художников
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942, Россия) «Адам и Ева» (1898 г., С.-Петербург, ГРМ).
Мазаччо, итальянский художник (1401-1428) «Изгнание из рая» (фреска капеллы Бранкаччи, 1427-1428 гг.) На фоне скупо намеченного пейзажа четко вырисовываются фигуры выходящих из ворот рая Адама и Евы, над которыми парит ангел с мечом. По силе экспрессии эта фреска не имеет аналогий в искусстве своего времени. Тяжело шагает Адам, опустив голову и закрыв лицо руками, удивительно смело написана запрокинутая голова плачущей Евы с запавшими глазами и темным пятном широкого открытого рта.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564, Италия) «Сотворение Адама» (фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы, 1510 г.).
Гуго ван дер Гус (1435-1482, Нидерланды) «Адам и Ева».
Альбрехт Дюрер (1471-1528, Нюрберг, Германия) «Адам и Ева» (1504 год, гравюра на меди); «Адам и Ева» (1507 год, Мадрид, Музей Прадо; картина).
Кранах Старший Лукас (1472-1553, Германия) «Адам и Ева» (1530 г., Национальный музей Варшавы), «Рай» (1530 г., Дрезденская галерея). На последней картине изображены животные, деревья рая и серия эпизодов искушения Адама и Евы.
Пуссен Никола (1594-1665, Франция). Вершиной пейзажного искусства мастера стали четыре картины, изображающие времена года (1660-1664 гг., Париж, Лувр).
В «Весне» на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди - Адам и Ева.
►► Крылатые слова и выражения
Адамовы времена. Употребляется в значении «давняя старина».
В поте лица. Употребляется в значении «усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб». Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3: 19).
Ева. По Библии Ева - первая женщина, сотворенная Богом. Из любопытства, искушаемая змеем, она вкусила плод запретного древа, что привело к глобальной катастрофе (Быт 3: 20). Имя ее стало синонимом любопытной женщины.
Запретный плод. Запретный плод сладок. Употребляется в значении «что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное» (Быт 2: 16-17).
Змей-искуситель. Употребляется в значении «соблазнитель».
По образу и подобию. По Библии: «И рече Бог: сотворим человека по Образу нашему и по Подобию нашему» (Быт 1: 26). Употребляется в значении «чрезвычайно сходно с чем-нибудь».
Тьма кромешная. В церковнославянском тексте Евангелия (Мф 22: 13) так называется ад, преисподняя. Этимология слова - «там, где нет Бога, «кроме» Бога». Выражение употребляется иносказательно в значении «полная, беспросветная тьма; невежество; тягостная, мрачная жизнь».