СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПКа 9 класс Религиозная политика Российского государства с 1730 по 1795 год

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: раскрыть характер религиозной политики российских правителей в рассматриваемый период истории Отечества, показав ее зависимость от личного мировоззрения императоров и императриц; подчеркнуть роль русских монастырей как хранителей православных традиций и объединяющего духовного начала; воспитывать уважение к духовным ценностям России; расширить лексический словарь учащихся.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, репродукции портретов русских императриц и императоров этого периода, репродукция иконы преп. Феодора Санаксарского, фотографии Санаксарского монастыря.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПКа 9 класс Религиозная политика Российского государства с 1730 по 1795 год»

УРОК 4


Религиозная политика Российского государства

с 1730 по 1795 год


Задачи: раскрыть характер религиозной политики российских правителей в рассматриваемый период истории Отечества, показав ее зависимость от личного мировоззрения императоров и императриц; подчеркнуть роль русских монастырей как хранителей православных традиций и объединяющего духовного начала; воспитывать уважение к духовным ценностям России; расширить лексический словарь учащихся.

Оборудование: историческая карта Российской империи XVIII века, репродукции портретов русских императриц и императоров этого периода, репродукция иконы преп. Феодора Санаксарского, фотографии Санаксарского монастыря.


Х о д у р о к а


I. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- В чем заключалось служение Православной Церкви в эпоху Петра I?

- Расскажите о жизни одного из святителей этого периода.

- Чему нас, жителей XXI в., может научить пример жизни этих святителей?

Проверка домашнего задания по Рабочей тетради: что понравилось в школе Димитрия Ростовского? какое значение Четьи-Минеи имели для русского народа? какое значение Четьи-Минеи имели для русской культуры?

- Какую фразу из Евангелия подтвердила история Русской Православной Церкви в эпоху Петра I? (Слова Господа Иисуса Христа о Церкви: «Созижду Мою Церковь и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18)


II. Объяснение нового материала.

Учитель. На предыдущих уроках мы с вами говорили о религиозной политике Российского государства в период властвования Петра Великого. Сегодня мы должны рассмотреть вопрос, изменилась и если да, то каким образом религиозная политика, проводимая другими правителями в последующие годы XVIII века. Давайте вспомним имена этих правителей. (По мере ответов учащихся учитель записывает имена правителей и даты их царствования на доске.)

Учитель. Таким образом, после Петра I царский престол заняла вторая его супруга Екатерина I (1725-1727), затем внук его, сын царевича Алексея, Петр II (1727-1730). Действительным правителем России в эти оба царствования был князь Меньшиков; когда же он проявил непомерное честолюбие, Петра II лишил его чинов, орденов, имущества и сослал в Сибирь, где он и умер. После Петра II, умершего от оспы, вельможи избрали на престол племянницу Петра I, вдовствующую курляндскую герцогиню Анну; она царствовала десять лет (1730-1740), и первым советником ее был Бирон, курляндский герцог, ненавидимый всеми русскими. Перед смертью Анна назначила своим преемником младенца Иоанна VI, герцога Брауншвейгского, сына своей племянницы, но через три недели он был низложен, и престол заняла дочь Петра I Елизавета (1741-1762). Елизавета назначила своим наследником племянника Петра III. Через полгода его супруга, опираясь на гвардейцев, в результате дворцового переворота стала императрицей Екатериной II (1762-1796). После ее смерти престол перешел к сыну – Павлу I (1796-1801).

1. Религиозная политика в годы правления Анны Иоанновны.

- Почему время правления Анны Иоанновны в истории получило наименование «бироновщина»? (Учащиеся читают текст задания № 2 в Рабочей тетради.)

- Что было характерно для этого периода? (Нелюбовь ко всему русскому)

- Как вы думаете, как относилась Анна Иоанновна к Русской Православной Церкви?

Учитель. В этот период усиливаются позиции протестантизма, идет борьба с Церковью, священнослужителями, закрываются монастыри. Историк Русской Православной Церкви Д. Поспелов приводит следующие цифры: с 1724 г. по 1738 г. количество монахов сократилось с 25 тыс. до 14 тыс.1

Учащиеся читают тексты задания № 3 в Рабочей тетради, отвечают на вопрос.

2.Деятельность архиепископа Феофана Прокоповича.

- Вспомните, кто являлся автором «Духовного регламента», фактически отменившего в России патриаршество?

Учитель. В личности Феофана Прокоповича проявилось все противоречие российской истории первой половины XVIII века. Прослушав мой рассказ, охарактеризуйте эти противоречия, указав их причину.

Рассказ учителя, в котором важно осветить две мысли. 1) Феофан Прокопович олицетворял протестантский характер реформ Петра I. Это было связано с его взглядами, которые сформировались во время учебы в Киеве, затем за границей. Отсюда – нелюбовь к православной Церкви, непонимание характера православия. Такой подход не соответствовал душе народа, идее Святой Руси. 2) Историк русского богословия Георгий Флоровский называет Феофана Прокоповича «жутким человеком». «Это был типичный наемник и авантюрист – таких ученых наемников тогда много было на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды… Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, а не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его «агентом Петровской реформы». Однако Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями.»2 Ориентируясь на идеалы протестантского Запада, он развивал светское просвещение и религиозное образование. Делал это самоотверженно. Помогал М.В. Ломоносову, все свое имущество оставил на образование бедных детей, свою огромную библиотеку завещал Александро-Невской семинарии. По его инициативе учреждались семинарии, которых к 1750 г. в России насчитывалось 26. Однако учителями в семинарии были выходцы из Малороссии и Белоруссии из-за их прямой связи с Западом. Малорусские педагоги настолько латинизировали молодую русскую семинарию, что, например, русский язык, даже просто как предмет, не преподавался в них вообще до конца XVIII века. Обучение велось на латинском языке. Таким образом, развивающееся образование, в том числе и духовное, было полностью оторвано от русской действительности. Это было также наследием Прокоповича.

3. Православная Церковь при императрице Елизавете.

Учитель. Самым значительным богословски-просветительским событием времени правления Елизаветы было новое уточненное полное издание в 1751 г. Библии. Затем она еще три раза переиздавалась при Елизавете. Как вы думаете, о чем свидетельствует данный факт? Каким было мировоззрение этой императрицы?

Учащиеся читают текст задания № 5 в Рабочей тетради. Портрет Елизаветы на с. 35 учебника.

4.Основные направления государственно-церковной политики Екатерины II.

Учитель. Екатерина II является самой известной российской императрицей. О ее личности, государственной деятельности вы много говорили на уроках истории. Сейчас нас с вами интересует ее религиозная политика, прежде всего по отношению к Православной Церкви. Об этом мы узнаем, проанализировав тексты заданий 8 и 10 в Рабочей тетради.

Учащиеся читают тексты, проводят словарную работу с понятиями деизм и секуляризация (задания № 7 и 9), находят цифры, свидетельствующие о сокращении монастырей и монашествующих, в тексте пункта 4 параграфа учебника.

Учитель. Эти цифры свидетельствуют о мировоззрении императрицы и ее политике в отношении православия. Об этом же свидетельствует и судьба конкретного человека, современника Екатерины II. Его портрет помещен на с.37 учебника напротив портрета Екатерины. Эти два человека, современники, как бы символизируют два полюса отношения к православию, к Истине, в рассматриваемый период.

Учитель рассказывает о митрополите Арсении (Мацеевиче).

5. Судьба монастырей.3

Саровская пустынь. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Фотографии монастырей.

Целесообразно, учитывая воспитательный потенциал, рассказать историю о приходе к монашескому служению дяди выдающегося русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова – преп. Феодора Санаксарского. Будучи офицером элитного полка, вел разгульную жизнь. Но однажды во время пиршества его однополчанин, молодой офицер, внезапно упал и скончался. Это так поразило Ивана Ушакова, показав ему бренность и скоротечность веселой жизни, что он бежал из полка, долго скрывался от властей, т.к. за отказ от военной службы ему полагалась смертная казнь. Затем был помилован императрицей Елизаветой, и принял монашеский постриг. Эта история связана с надписью на иконе: «Помни час смертный» (репродукция иконы – с.40 учебника).

Учитель. О чем свидетельствует история этих двух обителей монашеского служения?


III. Закрепление изученного материала.

Задания № 1, 6 к уроку в Рабочей тетради.

- Подумайте: как святость проявляется в людях и обществе?

- В чем заключались основные направления религиозной политики российского государства в XVIII веке?

- От чего зависели эти направления? (От личности того правителя и государственного деятеля, который проводил религиозную политику на практике)

- Как понимался смысл просвещения в православии и в идеях последователей Петра? (Для православных людей слово «просвещение» имело духовный смысл; для сторонников европейских идей – внешний смысл, а именно: накопление знаний)

Учитель. Об этом хорошо сказал один из оптинских старцев преподобный Варсонофий в своем стихотворении, посвященном Феофану Затворнику (учитель читает отрывок из стихотворения).

Интересно, что среди 31 фигуры выдающихся просветителей российского государства на горильефе памятника тысячелетию России - 27 являются церковными деятелями и священнослужителями.


IV. Домашнее задание: & 4 учебника; задания № 4 и 9 (выучить значение термина «секуляризация») к уроку. Отдельные учащиеся готовят сообщения о святителе Тихоне Задонском и блаженной Ксении Петербургской.


В помощь учителю

Прп. Варсонофий Оптинский

(Плиханков; 1845-1913)


ПАМЯТИ В БОЗЕ ПОЧИВШЕГО

ЕПИСКОПА ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

……………………………………………………………….

Мы, гордые одним лишь внешним знаньем,

Напрасно чаем с запада рассвет

И чуда ждём в бесплодном упованье.

В томленье сём прошло немало лет;

То вековое наше заблужденье,

Там есть науки, ремеслаʹ, но просвещенья,

Духовного там света – нет!



1 Поспелов Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – С.133.

2 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. – Сс.89-90.

3 Если не позволяет время, учащиеся читают эту часть параграфа самостоятельно дома.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!