СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЕ на тему "Семейные праздники".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока курса "Основы религиозной культуры и светской этики". Модуль "Основы светской этики".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЕ на тему "Семейные праздники".»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира






Тема конспекта урока: Семейные праздники.










Пантюхина Ольга Николаевна

ГБОУ ВЛГ № 1389, Восточный округ


















Москва




Конспект урока.


Курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики».




Тема урока: Семейные праздники.



Цель занятия: формирование представления о месте, значимости и индивидуальных (уникальных) особенностях семейных праздников.


Задачи:

Образовательная – определить, что такое праздник, какова его главная задача; выяснить, как и когда возникли праздники; построить классификацию праздников, выделив и определив особенности групп; определить характерные черты и основные отличия семейных праздников; выяснить, что такое подарок и как его выбирать; определить, что необходимо сделать, что бы праздник удался.

Развивающая - развитие умений и навыков строить доказательное рассуждение, выделение причинно-следственных связей, проводить аналогии, делать самостоятельные выводы, формулировать значение терминов, дальнейшее формирование ассоциативного мышления, умения анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения, развитие творческих способностей.

Воспитательная – воспитание уважительного, бережного отношения к семейным традициям, уважения к традициям других людей, альтруизма.


Методы и приемы работа: рассказ, обсуждение, разъяснение, обобщение, деятельно-практический, проблемно-поисковый, этическая беседа.


Формы и виды деятельности: беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, дискуссионное обсуждение, самостоятельная работа с учебным материалом, творческая работа, проектная деятельность.


Основные термины и понятия: праздник, государственный праздник, общественный праздник, профессиональный праздник, семейный праздник, подарок, ритуал.


Оборудование: мультимедиа (компьютер, экран, мультимедийный проектор), презентации, иллюстрации.


Планируемый результат: понимание ценности семейных традиций, их уникальности (неповторимости) для семьи и человека; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувств других людей; формирование представлений о главных задачах праздников, особенно семейных, и их главных отличий от других праздников; формирование осознанного подхода к выбору и вручению подарков, а также организации семейных праздников.




План урока.


  1. Организационный момент.

  2. Основная часть урока.

  1. Что такое праздник.

  2. Когда и как появились праздники.

  3. Праздники сейчас:

- государственные

- общественные

- профессиональные

- семейные.

  1. Семейные праздники.

  2. Подарок.

  3. Что бы праздник удался!

  1. Итог урока. Выводы.

  2. Домашнее задание.





Ход урока.


  1. Организационный момент.


Приветствие, объявление темы урока, цели и задач урока, актуализация и мотивация.

  1. Основная часть урока.


  1. Что такое праздник.


Что такое праздник? Как Вы можете объяснить данное слово? Что оно обозначает лично для Вас?

Выслушав ответы учащихся, записываем на доске и в тетрадь слово –ПРАЗДНИК – и каждый сам формулирует (письменно) значение данного термина в тетради.


Обращаемся к 3 слайду презентации. Как Вы определили, что изображен именно праздник? Какие признаки или атрибуты Вы видите?


Выслушав ответы учащихся, переходим к творческому заданию:

- нарисуйте в своей тетради предметы, с которыми ассоциируется праздник;

- постройте свою радугу – зафиксируйте цвета, с которыми ассоциируется праздник для вас.


  1. Когда и как появились праздники.


Работа с текстом учебника и презентацией. (Возможен вариант рассказа учителя, или чтения учебника).

Создавая наиболее благоприятные условия для своей жизни, древние люди много трудились: обрабатывали землю, охотились, строили жилища.

Что бы облегчить труд, они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Люди обращались к небесным светилам (солнце, звезды), стихиям (ветру, рекам и океанам), позднее к духам, затем к богам.

Они им приносили дары, пели песни и танцевали, произносили хвалебные слова. Для этого освобождались от работы в определенные дни. Так возникли праздники.

Праздники отмечали все новое: наступление весны, новый год, дни рождения, день свадьбы. В такие дни собирались все вместе.


Как Вы думаете, почему люди собирались вместе? Обобщив ответы – Собирались вместе, чтобы почувствовать поддержку, взаимопомощь, радость.


Сейчас ПРАЗДНИКИ – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. Записываем термин и определение в тетрадь. (На экране 15 слайд с определением термина).


Праздники напоминают людям обо всем хорошем, что происходило с ними раньше. История жизни каждого человека, семьи, народа, государства, а теперь и всего человечества, отражается в праздниках.

Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздник – это историческая память народа.


  1. Праздники сейчас.


Какие вы знаете праздники, отмечаемые сегодня?

На какие большие группы мы можем поделить все праздники?

Составляем классификацию, приводим примеры, выделяем признаки, работаем с презентацией.


Праздники бывают:


Государственные – 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства.

Общественные – День города.

Профессиональные – День учителя, День медицинского работника …

Семейные – День Рождения, День свадьбы.


Переходим к творческому заданию – ИГРА.


Определите – КАКОЙ ПРАЗДНИК ИЗОБРАЖЕН?

Назовите признаки, по которым вы определили какой это праздник.


Работа с презентацией – на экране слайды – дети определяют праздник и объясняют, как определили. (Можно устно, по поднятой руке и дополнениям; можно письменно на листочке – сдать – проверить устно).


  1. Семейные праздники.


А теперь, давайте поговорим о семейных праздниках.


Ещё раз даем определение понятия; выясняем, чем они отличаются от других праздников, когда они бывают официальные и торжественные; какую задачу они выполняют, почему они так важны.


Опережающее задание2 – 3 ученика (заранее получ. задание – подготовить сообщение или презентацию о празднике (ках) своей семьи) рассказывают

(необходимо ограничить по времени).


Переходим к творческому заданию:

- нарисуйте предметы, которые ассоциируются для вас с Днем Рождения;

- нарисуйте предметы, которые ассоциируются для вас с Днем Свадьбы.


  1. Подарок.


Работаем с презентацией.

Каждый праздник имеет свой порядок проведения – РИТУАЛ. (Фиксируем термин и определение в тетради.) Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в ПОДАРКАХ. Что такое - ПОДАРОК? (Записываем определение в тетрадь). Красиво упакованный, купленный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначен.


Разбираем – как выбирать подарок, как оформлять, как дарить и как принимать подарки.


Переходим к творческому заданию.

- придумайте и напишите маленькое (в одно, два предложения) поздравление к своему семейному празднику.


  1. Что бы праздник удался.


Что бы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им было весело. Необходимо, продумать программу праздника. (Работаем с презентацией.)


Какие вы знаете конкурсы, игры, загадки?(Ограничить время.)


Что может испортить праздник?(Подвести к правильному выводу.)


Но в веселье следует соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение испортит любой праздник.

Надо, чтобы праздник приносил людям только РАДОСТЬ и оставлял ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.


  1. Итог урока. Выводы.


Вывод: - главная задача праздника – приносить радость

- главная задача семейного праздника – сохранять традиции семьи

- главное отличие семейного праздника – личный, индивидуальный,

неповторимый, особенный

для семьи.


  1. Домашнее задание.


- подготовить сообщение, презентацию или плакат о своем семейном празднике;

- смастерить и оформить поздравительную открытку к своему семейному празднику.

(Можно на выбор.)





Виды деятельности.


Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


I.Орг.момент.

Вступительное слово – обозначение темы, цели и задач, мотивация.

Слушают, записывают тему в тетрадь.

II.Оснавная часть урока.

1.Что такое праздник.

Обсуждение, разъяснение, работа с презентацией на протяжение всего урока.

Обсуждение, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, творческая работа – рисование.

2.Когда и как появились праздники.

Рассказ, беседа, обсуждение, обобщение, формирование термина.

Работа с текстом учебника и презентацией, обсуждение, записывают в тетради.

3.Праздники сейчас.

Рассказ, беседа, учебный диалог, дискуссионное обсуждение, составление классификации, проведение игры (проблемно-поисковая).

Дискуссионное обсуждение, выделяют признаки, приводят примеры, запись в тетрадь, играют.

4.Семейные праздники.

Учебный диалог, обобщение.

Проектная деятельность, обсуждение, творческая деятельность – рисование.

5.Подарок.

Рассказ, разъяснение, деятельно-практический подход, этическая беседа.

Записывают термины в тетрадь, работа с иллюстративным материалом, обсуждение, творческая работа.

6.Что бы праздник удался.

Разъяснение, направление деятельности, обобщение, этическая беседа.

Дискуссионное обсуждение, приводят примеры.

III. Итог урока. Вывод.

Обобщение, подведение итогов, направление деятельности учащихся.

Делают выводы.

IV.Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!