МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока: Семейные праздники.
Пантюхина Ольга Николаевна
ГБОУ ВЛГ № 1389, Восточный округ
Москва
Конспект урока.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики».
Тема урока: Семейные праздники.
Цель занятия: формирование представления о месте, значимости и индивидуальных (уникальных) особенностях семейных праздников.
Задачи:
Образовательная – определить, что такое праздник, какова его главная задача; выяснить, как и когда возникли праздники; построить классификацию праздников, выделив и определив особенности групп; определить характерные черты и основные отличия семейных праздников; выяснить, что такое подарок и как его выбирать; определить, что необходимо сделать, что бы праздник удался.
Развивающая - развитие умений и навыков строить доказательное рассуждение, выделение причинно-следственных связей, проводить аналогии, делать самостоятельные выводы, формулировать значение терминов, дальнейшее формирование ассоциативного мышления, умения анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения, развитие творческих способностей.
Воспитательная – воспитание уважительного, бережного отношения к семейным традициям, уважения к традициям других людей, альтруизма.
Методы и приемы работа: рассказ, обсуждение, разъяснение, обобщение, деятельно-практический, проблемно-поисковый, этическая беседа.
Формы и виды деятельности: беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, дискуссионное обсуждение, самостоятельная работа с учебным материалом, творческая работа, проектная деятельность.
Основные термины и понятия: праздник, государственный праздник, общественный праздник, профессиональный праздник, семейный праздник, подарок, ритуал.
Оборудование: мультимедиа (компьютер, экран, мультимедийный проектор), презентации, иллюстрации.
Планируемый результат: понимание ценности семейных традиций, их уникальности (неповторимости) для семьи и человека; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувств других людей; формирование представлений о главных задачах праздников, особенно семейных, и их главных отличий от других праздников; формирование осознанного подхода к выбору и вручению подарков, а также организации семейных праздников.
План урока.
Организационный момент.
Основная часть урока.
Что такое праздник.
Когда и как появились праздники.
Праздники сейчас:
- государственные
- общественные
- профессиональные
- семейные.
Семейные праздники.
Подарок.
Что бы праздник удался!
Итог урока. Выводы.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, объявление темы урока, цели и задач урока, актуализация и мотивация.
Основная часть урока.
Что такое праздник.
Что такое праздник? Как Вы можете объяснить данное слово? Что оно обозначает лично для Вас?
Выслушав ответы учащихся, записываем на доске и в тетрадь слово –ПРАЗДНИК – и каждый сам формулирует (письменно) значение данного термина в тетради.
Обращаемся к 3 слайду презентации. Как Вы определили, что изображен именно праздник? Какие признаки или атрибуты Вы видите?
Выслушав ответы учащихся, переходим к творческому заданию:
- нарисуйте в своей тетради предметы, с которыми ассоциируется праздник;
- постройте свою радугу – зафиксируйте цвета, с которыми ассоциируется праздник для вас.
Когда и как появились праздники.
Работа с текстом учебника и презентацией. (Возможен вариант рассказа учителя, или чтения учебника).
Создавая наиболее благоприятные условия для своей жизни, древние люди много трудились: обрабатывали землю, охотились, строили жилища.
Что бы облегчить труд, они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Люди обращались к небесным светилам (солнце, звезды), стихиям (ветру, рекам и океанам), позднее к духам, затем к богам.
Они им приносили дары, пели песни и танцевали, произносили хвалебные слова. Для этого освобождались от работы в определенные дни. Так возникли праздники.
Праздники отмечали все новое: наступление весны, новый год, дни рождения, день свадьбы. В такие дни собирались все вместе.
Как Вы думаете, почему люди собирались вместе? Обобщив ответы – Собирались вместе, чтобы почувствовать поддержку, взаимопомощь, радость.
Сейчас ПРАЗДНИКИ – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. Записываем термин и определение в тетрадь. (На экране 15 слайд с определением термина).
Праздники напоминают людям обо всем хорошем, что происходило с ними раньше. История жизни каждого человека, семьи, народа, государства, а теперь и всего человечества, отражается в праздниках.
Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздник – это историческая память народа.
Праздники сейчас.
Какие вы знаете праздники, отмечаемые сегодня?
На какие большие группы мы можем поделить все праздники?
Составляем классификацию, приводим примеры, выделяем признаки, работаем с презентацией.
Праздники бывают:
Государственные – 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства.
Общественные – День города.
Профессиональные – День учителя, День медицинского работника …
Семейные – День Рождения, День свадьбы.
Переходим к творческому заданию – ИГРА.
Определите – КАКОЙ ПРАЗДНИК ИЗОБРАЖЕН?
Назовите признаки, по которым вы определили какой это праздник.
Работа с презентацией – на экране слайды – дети определяют праздник и объясняют, как определили. (Можно устно, по поднятой руке и дополнениям; можно письменно на листочке – сдать – проверить устно).
Семейные праздники.
А теперь, давайте поговорим о семейных праздниках.
Ещё раз даем определение понятия; выясняем, чем они отличаются от других праздников, когда они бывают официальные и торжественные; какую задачу они выполняют, почему они так важны.
Опережающее задание – 2 – 3 ученика (заранее получ. задание – подготовить сообщение или презентацию о празднике (ках) своей семьи) рассказывают
(необходимо ограничить по времени).
Переходим к творческому заданию:
- нарисуйте предметы, которые ассоциируются для вас с Днем Рождения;
- нарисуйте предметы, которые ассоциируются для вас с Днем Свадьбы.
Подарок.
Работаем с презентацией.
Каждый праздник имеет свой порядок проведения – РИТУАЛ. (Фиксируем термин и определение в тетради.) Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в ПОДАРКАХ. Что такое - ПОДАРОК? (Записываем определение в тетрадь). Красиво упакованный, купленный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначен.
Разбираем – как выбирать подарок, как оформлять, как дарить и как принимать подарки.
Переходим к творческому заданию.
- придумайте и напишите маленькое (в одно, два предложения) поздравление к своему семейному празднику.
Что бы праздник удался.
Что бы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им было весело. Необходимо, продумать программу праздника. (Работаем с презентацией.)
Какие вы знаете конкурсы, игры, загадки?(Ограничить время.)
Что может испортить праздник?(Подвести к правильному выводу.)
Но в веселье следует соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение испортит любой праздник.
Надо, чтобы праздник приносил людям только РАДОСТЬ и оставлял ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.
Итог урока. Выводы.
Вывод: - главная задача праздника – приносить радость
- главная задача семейного праздника – сохранять традиции семьи
- главное отличие семейного праздника – личный, индивидуальный,
неповторимый, особенный
для семьи.
Домашнее задание.
- подготовить сообщение, презентацию или плакат о своем семейном празднике;
- смастерить и оформить поздравительную открытку к своему семейному празднику.
(Можно на выбор.)
Виды деятельности.
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I.Орг.момент. | Вступительное слово – обозначение темы, цели и задач, мотивация. | Слушают, записывают тему в тетрадь. |
II.Оснавная часть урока. 1.Что такое праздник. | Обсуждение, разъяснение, работа с презентацией на протяжение всего урока. | Обсуждение, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, творческая работа – рисование. |
2.Когда и как появились праздники. | Рассказ, беседа, обсуждение, обобщение, формирование термина. | Работа с текстом учебника и презентацией, обсуждение, записывают в тетради. |
3.Праздники сейчас. | Рассказ, беседа, учебный диалог, дискуссионное обсуждение, составление классификации, проведение игры (проблемно-поисковая). | Дискуссионное обсуждение, выделяют признаки, приводят примеры, запись в тетрадь, играют. |
4.Семейные праздники. | Учебный диалог, обобщение. | Проектная деятельность, обсуждение, творческая деятельность – рисование. |
5.Подарок. | Рассказ, разъяснение, деятельно-практический подход, этическая беседа. | Записывают термины в тетрадь, работа с иллюстративным материалом, обсуждение, творческая работа. |
6.Что бы праздник удался. | Разъяснение, направление деятельности, обобщение, этическая беседа. | Дискуссионное обсуждение, приводят примеры. |
III. Итог урока. Вывод. | Обобщение, подведение итогов, направление деятельности учащихся. | Делают выводы. |
IV.Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |