Учебное заведение: Бурметьевская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Учебная дисциплина: русский язык
Целевая аудитория: 8 класс
Муртазина Гульсина Анваровна, учитель русского языка и литературы
Тема: Обобщение темы «Предложение с однородными членам ,обращениями, вводными словами»
(с применением регионального компонента)
Цели:
1. Обучающие:
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме
Воспитательный:
1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ, который спас от ужасов кровавого фашизма, осуществить идейно-эстетическое воспитание;
2.Вызвать чувство гордости за свой народ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Тип урока: урок обобщение
Вид урока: урок - обобщение
Наглядность: 1)опорные конспекты предыдущего урока; мультимедийный проектор, раздаточный материал (тексты, таблицы, тесты).
Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.
ХОД УРОКА.
1.ПОдвиг, защИтник, счАстье, чЕсть, мУжество, отвАга, вечность, побЕда, ОтчИзна, гОрдость, обелИск , релИквия, дОблесть, РОдина. (1 слайд)
Задание: проставьте ударения, найдите слова синонимы, установите лексическое значение слов : обелиск, реликвия.
Синонимы: отвага, мужество , доблесть; Отчизна, Родина.
2.- Ребята, как думаете с чего начинается Родина?(2 слайд)
Прежде чем ответить на этот вопрос предлагаю послушать песню.
(3-5 слайды)
(Родина начинается с села, дома, речки, семьи, родных, любимых, любимого уголка природы)
Вывод: Действительно, Родина бывает разная, но у всех она одна.
3. (6 слайд) «Родина –мать зовёт!»
Почему на плакате Родина выступает в образе матери.?
( Самый дорогой человек для каждого из нас –мать, поэтому мы должны её любить , беречь и защищать).
4. Мы открываем 1-ую страницу урока Памяти ,которая называется « дорогой памяти» (7 слайд)
-Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.
Помните! Через века, через года,-
помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Р.Рождественский.
-Чтение эпиграфа к уроку .
-Сформулируйте тему и цель нашего урока? ( Вечная память героям, отдавшим жизнь за свою страну, народ).
5. (10 слайд) « Не ради славы , ради жизни на земле»
фронта.3. И вернулись домой, на родную землю, многие легендами , песнями; одетые в бронзу и камень.
?. Что такое словосочетание.(С-Я это два или несколько знаменательных слов, объединённых по смыслу и грамматически. С-я состоят из главного и зависимого слова)
Задание: 1-Я Группа найдите словосочетания со связь –согл.;
2-я - управления; 3-я –примыкание.
6. (11 слайд )–установите соответствие между данными схемами и приведенными предложениями.
а)Родная! Чувство любви к тебе давало мне силы в борьбе, делало меня бесстрашным и смелым.
б)Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
в)Мы сделали, товарищи, что смогли, полегли, но родину спасли.
1.[О, О, О]
2. [О, О, но О]
3 .[О1, О1, О2 и О2]
7. ( 12 слайд) « И была б чужая, чья – нибудь, а то –своя»
Задание –игра «Собери текст»( индивидуальная работа- раздается предложения, перед каждым из
них проставлены номера)
1.Война…2.Какой страшной ценой была завоёвана Победа!
3.Все от мала до велика, поднялись на защиту Родины.
4. Не были в стороне и наши земляки- односельчане.
5. Пожалуй, не осталось семьи в деревне Бурметьево и посёлке Урняк, из которой не ушли бы на фронт отец, муж, сын, брат.
6. Они самоотверженно воевали и внесли достойный вклад в дело разгрома фашизма.
7. Из 516 земляков только 242 вернулись на родную землю.
8. В центре села высится обелиск.
9. На нём высечено 276 имён, не вернувшихся солдат.
10. Они останутся в наших сердцах, в нашей памяти.
!!! Задания по тексту: 1.Назовите номера предложений с однородными членами.(№ 5, 6, 10 )
2.Предложение с фразеологизмом.( 3) 3. Предложения, где подлежащее выражено личным местоимением.(3,6, 10) 4. Укажите односоставное предложение. (1) 5. Предложение ,где сказуемое составное глагольное. (2).6. Предложение ,где предложение выражено числительным.(7)
7. Сложное предложение.(5)
Читаем предложения и у нас получилась ? ( Текс) А что мы называем текстом?
Песня « Журавли»
Величальное, молитвенно- восторженное слова и вечная благодарность погибших за мир: бесстрашным пограничникам, матушке-пехоте, смелым танкистам, военно-морскому флоту, мужественным артиллеристам, девчонкам- зенитчицам, военно-медицинскому персоналу, любимицам армии и тыла-лётчикам, смелым партизанам, связистам, без вести пропавшим, штрафным батальонам…
Всем им, павшим в битве с фашизмом, -вечная память, вечный покой! ( Анимация горящей свечи)
Задание :Составить схему предложения ( О: о,о,о,о,о…) или (о,о,о,о,о,о- О); (вспомнить о обобщающих словах при однородных членов)
8. (14 слайд) «Привал»
Ребята, в минуты затишья между боями солдаты писали письма. День за днём и год за годом шли солдатские письма-треугольники в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь удивительный трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
Это письма-наказы, письма- прощания.
Они ценны ещё и тем ,что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.
У меня письмо, написанное Бакировым Закиром. Оно адресовано любимой жене. Закир не вернулся с поля боя. Это письмо- прощание является бесценной, исторической реликвией и хранится в нашем музее.
А час я раздам вам письма- треугольники . Как вы думаете кому они адресованы?(письмо- обращение адресовано неизвестным солдатом -новому поколению)
( чтение письма , а в это время звучит песня «Землянка»)
Задание: Найдите в тексте письма обращения. Вспомните, что мы называем обращением.
10 «Музыкальный привал»
Слово учителя:
Во время передышек солдаты пели. Песня помогала преодолеть страх. Много песнь родилось во время войны. Я предлагаю послушать историю одной песни. Слово Гилязеву Рустему. ( «Музы на фронте…Они тоже сражались, вселяли мужество, поднимали в атаку. Давайте задумаемся, почему назвали «катюшами» РС- ракетные снаряды, грозное победное оружие? Их назвали так солдаты, для которых «Катюша» Исаковского и Блантера стала символом Родины , символом веры в Победу . В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.
И можете представить, именно на базе депо ( это предприятие, помещение для стоянки и ремонта железнодорожного подвижного состава ;например -ЛОКОМАТИВНОЕ ДЕПО) в Нурлате с первого года войны действовал военный завод. И ни одной минуты простоя станков, за которыми работали женщины и подростки! Завод изготовлял снаряды для знаменитых «Катюш», а дети сколачивали ящики для этих снарядов.»)
Это песня является нашей отрядной песней , давайте вместе её споём. ( Песня «Катюша»).( физминутка)
11. (16-18 слайд) страница «Мы славим наших ветеранов»
Людей рождённых 20 –х годов 20 века, называют теперь ветеранами. На сегодняшний день из 242 вернувшихся участников войны остались лишь три ветерана. ( Выступления о ветеранах войны)
Слово Зайдуллиной Илюзе –(рассказ о ветеране войны Садыкове Х.Ф.)
Айсин Артур – Вафин Вагыйз Вафинович.
Галиуллина Гузель -Халиуллина Миннегуль Халиулловна
12 Работа с текстом.
Когда военная тревога
Прогрохотала тяжело,
Вела Матросова дорога
В Чернушки – дальнее село.
Врагам готовил ты расплату, защитник мира и земли.
Ладони сами к автомату
Сильней железа приросли.
И клялся он: сквозь невзгоды
Пройдем сквозь смерть,
Пройдем сквозь дым…
И кажется: вот он поднялся,
Бессмертной жизнью наделен.
Он в наших душах отозвался,
В столетьях отзовется он. (Х.Гиляжев)
13__Вслушаемся в эти последние строки стихотворения. Они обращены и к тебе, слушатель, и ко мне, и к твоим товарищам, и ко всем нам. Они завещание двадцати миллионов, погибших за нас с тобой. За наше мирное небо. Они обращены к нашей совести и к нашему долгу не забыть о них.
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»
(23 слайд) Задание: ( работа в парах) Составить схемы с однородными членами.
Цель: уметь находить в тексте предложения с однородными членами, развивать речь учащихся.
---Сегодняшний УРОК ПАМЯТИ мне хотелось бы закончить СТИХОТВАРЕНИЕМ Юрия Воронова « Память –наша совесть»
Стихотворение «Память — наша совесть»(Ю. Воронов)
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
(Ю. Воронов)
Домашнее задание: Ребята, сегодня на уроке мы послушали много стихотворений.
1.Выбирайте тексты стихотворений. (Д\-Задание): из текста стихотворений найти предложения с однородными членами , вводными словами и обращениями ;составить схемы.
2.Творческое задание. Написать ответное письмо неизвестному солдату.
Рефлексия. Самооценка: Оцени свои знания. " 5", "4", "3"