Конспект урока математики.
Дата проведения: 06.04.2015 год.
Предмет: алгебра
Класс: 8 «Б»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема урока: «Свойства числовых неравенств»
Цели урока:
образовательная: формирование умений применять теоремы, выражающие свойства числовых неравенств;
развивающая: развитие внимания, познавательной активности, памяти, мышления;
воспитательная: воспитание аккуратности, внимательности, культуры математической речи.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Формирование новых знаний и умений.
Первичное закрепление знаний (5 минут).
Отработка навыков и умений, изученных в ходе урока.
Подведение итогов урока. Выставление оценок и выдача домашнего задания.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишите число, классная работа и тему урока. Сегодня на уроке мы начнем изучение новой темы: «Свойства числовых неравенств».
Запись на доске и в тетрадях:
дата
Классная работа.
Свойства числовых неравенств.
Актуализация опорных знаний и умений.
Учитель: Вспомним определение числового неравенства.
Ученик: Число больше числа , если разность - положительное число; число меньше числа , если разность - отрицательное число.
Устная работа: стр. 193 №31.1, №31.5, №31.7, №31.8.
Формирование новых знаний.
1. Если а b, то b , и, наоборот, если а , то b а.
Доказательство. Пусть а b. По определению это означает, что число (а — b) положительно. Если мы перед ним поставим знак минус, то полученное число — (а — b) будет, очевидно, отрицательным. Поэтому — (а — b) b — а b .
Обратное утверждение предлагаем учащимся доказать самостоятельно.
Доказанное свойство неравенств допускает простую геометрическую интерпретацию: если точка А лежит на числовой прямой правее точки В, то точка В лежит левее точки А, и наоборот (см. рис. 20).
2. Если a b, a b c, то а с.
Геометрически это свойство состоит в следующем. Пусть точка А (соответствующая числу а) лежит правее точки В (соответствующей числу b), а точка В, в свою очередь, лежит правее точки С (соответствующей числу с). Тогда точка А и подавно будет лежать правее точки С (рис. 21).
Приведем алгебраическое доказательство этого свойства неравенств.
Пусть а b, a b с. Это означает, что числа (а — b) и (b— с) положительны. Сумма двух положительных чисел, очевидно, положительна. Поэтому (а — b) + (b— с) 0, или а — с 0. Но это и означает, что а с.
3. Если а b, то для любого числа с а + с b + с, а — c b — с.
Иными словами, если к обеим частям числового неравенства прибавить или от обеих частей отнять одно и то же число, то неравенство не нарушится.
Доказательство. Пусть а b. Это означает, что а — b 0. Но а — b = (а + с) — (b + с). Поэтому (а + с) — (b + с) 0. А по определению это и означает, что а + с b + с. Аналогично показывается, что а — c b — с.
Например, если к обеим частям неравенства 5 4 прибавить 11/2, то получим
61/2 51/2. Отнимая от обеих частей данного неравенства число 5, получим 0 — 1.
Следствие. Любое слагаемое одной части числового неравенства можно перенести в другую часть неравенства, поменяв знак этого слагаемого на противоположный.
Пусть, например, а + b с. Требуется доказать, что а с — b. Для доказательства от обеих частей данного неравенства достаточно отнять число b.
4. Пусть а b. Если с 0, то аc bc. Если же с , то ас .
Иными словами, 1) если обе части числового неравенства умножить на положительное число, то неравенство не нарушится;
2)если обе части неравенства умножить на отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный.
Это свойство формулируется таким образом:
Неравенство сохраняется при почленном умножении на положительное число и изменяет знак на противоположный при почленном умножении на отрицательное число.
Например, умножив неравенство 5 1 почленно на 7, получим 35 7. Почленное умножение того же неравенства на — 7 дает — 35
Доказательство 4-го свойства.
Пусть а b. Это означает, что число а — b положительно. Произведение двух положительных чисел а — b и с, очевидно, также положительно, т. е. (а — b) с 0, или
ас — bс 0. Поэтому ас bс.
Аналогично рассматривается случай, когда число с отрицательно. Произведение положительного числа а — b на отрицательное число с, очевидно, отрицательно, т. е.
(а — b) с 0; поэтому ас — bс 0, откуда ас .
Следствие. Знак неравенства сохраняется при почленном делении на положительное число и изменяется на противоположный при почленном делении на отрицательное число.
Отработка навыков и умений.
№31.10 (а, б), №31.12 (а, б)
Подведение итогов и выдача домашнего задания.
Д/З: №31.10 (в, г), №31.12 (в, г), №31.13 (в, г).