Урок № 6 10.10.17 6-А класс
Тема. Клеточное строение листа.
Цели и задачи: способствовать формированию представления о клеточном строении листа в связи с выполняемыми функциями;
развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать экологическое мировоззрение.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение знаний о клеточном строении листа, особенностях световых и теневых листьев.
Личностные: проявление ответственного отношения к учению, готовность сотрудничать с товарищами в процессе овладения знаниями, развитие устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные: формирование навыков познавательной деятельности, познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения поставленных задач.
Основные понятия: лист, клеточное строение, жилка, листорасположение, простые и сложные листья
Тип и вид урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
Организация класса
Мотивирование к учебной деятельности
Прием «Отсроченная отгадка»
В зеленом тереме площади не меряны,
Комнаты не считаны, стены - как стекло,
Все насквозь видно!
А в стенах – окошки, сами открываются,
Сами закрываются! Что это?
- Что это за такой сказочный терем? Хотите узнать?
- Как вы догадались, что речь идет о листе?
- Что из прошлого урока вы узнали о листе?
Актуализация опорных знаний
У доски 1 чел. – составить кластер «ЛИСТ»
Самостоятельная работа (задания на карточка)
1 вариант – определить сложные и простые листья
Простые – 1, 2, 3, 5
Сложные – 4, 6, 7, 8, 9
2 вариант – определить листорасположение
3 вариант – соединить части листа и названия
Приём «Жокей Лошадь»
Что представляет собой лист? | Лист – боковой орган побега. |
Что представляет собой побег? | Побег- стебель с расположенными на нём листьями и почками. |
Какие по строению бывают листья? | Листья в зависимости от количества листовых пластинок делятся на простые и сложные |
Какое внешнее строение листа? | Лист состоит из листовой пластинки, черешка и основания. |
Как могут размещаться листья на побеге? | Листорасположение на побеге может быть очередным, супротивным и мутовчатым |
Какие могут быть листья при наличии или отсутствии черешка? | Листья могут быть черешковые и сидячие. |
Как называются выросты у основания листа? | Прилистники |
Как называется расширенная часть листа? | Листовая пластинка |
Какие растения не имеют прилистники? | Ландыш, сирень, тополь, пастушья сумка. |
У каких растений прилистники видоизменились в колючки и защищают растение от поедания? | Желтая акация или карагана. |
Почему листья не друг над другом? | Листья располагаются на растении так, чтобы меньше затенять друг друга. |
Индивидуальная работа у доски с гербарным материалом.
1.Из предложенных растений выберите отдельно с простыми листьями и сложными листьями.
2. Определите типы жилкования листьев у подорожника большого, липы, вишни, пшеницы.
IY. Изучение новой темы
Постановка учебной задачи
- Лист выполняет 2 основные функции. Какие?
- За счет чего это становится возможным?
- Что еще нужно изучить, чтобы выяснить, как лист выполняет свои функции?
1. Внутреннее строение листа
Прием «Двойной дневник»
Работа с учебником страница 78 (работа в парах)
В процессе работы заполняется таблица «Клеточное строение листа»
Название части листа | Тип ткани | Описание клеточного строения |
Кожица | Покровная | Пропускает свет. В ней устьица, через них проходит воздух и испаряется вода. |
Мякоть листа (мезофилл) | фотосинтезирующая | Столбчатая ткань: клетки похожи на столбики и содержат много хлоропластов. Губчатая ткань: клетки неправильной формы с меньшим числом хлоропластов. Крупные межклетники заполненные воздухом. |
Жилки | Проводящая Механическая | Сосуды флоэмы (ситовидные трубки), сосуды ксилемы. Волокна |
Обсуждение с просмотром презентации: «Внутреннее строение листа»
«Работа устьиц»
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Раз, два, три, по тропинке шли,
Белый гриб нашли.
Раз грибок, два грибок, положили в кузовок.
Повернулись мы друг к другу,
Улыбнулись, потянулись…
И уселись мы опять, чтобы знания получать.
3. Световые и теневые листья
Прием «Диаграмма Венна»
Световые листья
Несколько слоев клеток, мало хлорофилла, светло-зеленый
Теневые листья
Один слой мелких клеток, много хлорофилла,
Темно-зеленые
IY. Контроль знаний и обратная связь
Прием «Найди соответствие»
А- лист 1. Столбчатая и губчатая ткань
Б – устьица 2. Жилкование листа
В – мякоть листа 3. Сосуды флоэмы
Г – ситовидные трубки 4. Боковой орган растения
Д – вильчатое 5 находятся в кожице
Прием «Найди лишнее»
А) кожица. устьица, сердцевина.
Б) параллельное, губчатое, сетчатое.
В) ночные, световые, теневые.
Г) столбчатая, дуговая, губчатая.
Y. Рефлексия
Прием «Рюкзак»
YI. Подведение итогов. Оценивание.
VII Д/З: Параграф 30. Мои биологические исследования стр.79