Урок. Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
Происхождение и многообразие млекопитающих.
(Слайд 1)
Цель урока: изучить особенности развития и размножения млекопитающих, их происхождение и многообразие
Оборудование: мультимедийная презентация «Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл», сообщения учащихся, Приложения 1-3
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
Размножение и развитие млекопитающих
Годовой жизненный цикл
Происхождение млекопитающих
Классы млекопитающих
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие гости! Сегодня у нас открытый урок по биологии в 7 классе. Ребята у вас всё необходимое на столах: книги, тетради, ручки, необходимые материалы. Ребята с каким настроением вы пришли на урок?..... Итак начнём. А начнём мы с повторения ранее изученного материала.
Актуализация знаний:
Контроль ранее изученного
.
1.Выполните задание: в каждое предложение вставьте пропущенное слово
Вариант -1.
1. В коже млекопитающих есть разные железы - потовые, сальные, … , пахучие.
2.Позвоночник млекопитающих расчленён на отделы: шейный, …, поясничный, крестцовый и хвостовой.
3. Анальное отверстие относится к … системе.
4. Сердце млекопитающих состоит из двух предсердий и двух … .
5. Для млекопитающих характерна … - куполообразная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной.
Вариант – 2.
1. Скелет млекопитающих состоит из … , позвоночника, поясов конечностей и самих конечностей.
2. Место соприкосновения кровеносных сосудов матери с кровеносными сосудами оболочек зародыша называют … .
3. Почки относятся к … системе.
4 . Кровь, насыщенная углекислым газом, называется …
5. У млекопитающих различают длинные толстые остевые волосы, мягкие пуховые и жёсткие длинные - … .
А сейчас назовите мне особенности строения систем органов млекопитающихся.
Система органов | Особенности строения систем органов |
Опорно-двигательная | Мозговой отдел черепа крупнее лицевого; семь шейных позвонков. Диафрагма разделяет грудную и брюшную полости, участвует в дыхательных движениях. |
Пищеварительная | Зубы дифференцированные, желудок у большинства однокамерный, кишечник состоит из тонкой, толстой и прямой кишок, вместо клоаки анальное отверстие. |
Дыхательная | Хорошо развиты дыхательные пути; лёгкие имеют альвеолярное строение, что увеличивает площадь газообмена |
Кровеносная | 2 круга кровообращения, четырёхкамерное сердце |
Выделительная | Почки, мочеточники, мочевой пузырь; моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу. |
Нервная | Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих кора больших полушарий образует складки и извилины. |
Органы чувств | Подвижное наружное ухо, в среднем ухе – три слуховые косточки; зрение острое за счёт способности хрусталика изменять форму. |
А теперь все вместе решим небольшой кроссворд:
Слайд 1 (кросворд)
Вопросы к презентации.
1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);
2.Расширенная часть женской половой системы, где оболочка зародыша соединяется со стенкой (матка);
3.Сальные, потовые, млечные, пахучие – что это? (железы)
4.Покрывает зуб снаружи (эмаль)
5. Наследственный и неизменный компонент поведения. Есть как у животных, так и у человека для продолжения рода, для самосохранения (инстинкт)
6.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)
7.Центр координации движения (мозжечок)
8.Млекопитающие второе название (звери)
9. Способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) (осязание)
10.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имее многочисленные (извилины) и борозды.
11.Короткие мягкие волоски (подшерсток).
Молодцы
Изучая растительный и животный мир, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойствен всем живым организмам.
- Подумайте, что это за признак?(Размножение)
- В чем заключается сущность этого процесса?
- Какие формы размножения вам известны?”
Какова же тема нашего урока?
Ребята что мы будем сегодня изучать?
Молодцы! Сегодня мы познакомимся :
-Размножение и развитие млекопитающих
-Годовой жизненный цикл
-Происхождение млекопитающих
-Классы млекопитающих
1. Размножение и развитие Млекопитающих
(Слайд 3)
Млекопитающие – раздельнополые животные.
Половая система самцов млекопитающих: Парные семенники → парные семяпроводы→ совокупительный орган..
Половая система самок млекопитающих – парные яичники → парные яйцеводы, или фаллопиевы трубы → матка.
Матка – особый орган, появившийся только у млекопитающих. Здесь происходит вынашивание детенышей.
Млекопитающие – первые животные с внутриутробным развитием.
При этом в матке формируется специальный орган – плацента.
(Слайд 4). Наружный слой ее, губчатый и рыхлый, называется хорион. На нем хорошо видны многочисленные ворсинки, которые врастают в стенки матки, через них эмбрион получает от матери все необходимые вещества. После рождения детенышей плацента также выводится наружу.
ЗАДАНИЕ: назвать функции органов размножения, пользуясь текстом учебника
РАБОТА СО СХЕМОЙ: Слайд 5 (*Ответы открываются по щелчку мыши)
Первые стадии развития зародыша млекопитающих такие же, как и у других хордовых животных: (Видеофрагмент «Развитие зародыша млекопитающего» (ЦОР)) сначала зародыш одноклеточный, потом многоклеточный, однослойный, двухслойный, трехслойный. В дальнейшем он приобретает черты позвоночных. Сначала становится похожим на развивающихся рыб: имеется хвост, зачатки жаберных щелей. Затем приобретает большое сходство с развивающимися рептилиями. А на последних стадиях развития он покрывается шерстью и приобретает черты млекопитающих.
Годовой жизненный цикл Млекопитающих
Как и у других животных, жизнь млекопитающих меняется по сезонам года. Это связано с сезонными изменениями условий обитания и важнейшими этапами годового жизненного цикла животных.
Слайд 6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с. 240)
млекопитающих (с.240)
Подготовка к размножению (Слайд 7)
Спариванию предшествуют турнирные бои между самцами, которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента, у других – настоящими побоищами. Иногда между спариванием и появлением детенышей проходит довольно длительный период.
Хищники и грызуны образуют в период размножения пары или сложные семьи (парцеллы грызунов, прайды львов); такие группы из нескольких самцов и самок с молодыми лучше обеспечивают воспитание молодняка; часто они сохраняются и после периода размножения. У стадных копытных, ластоногих, китообразных в период спаривания образуются временные – гаремы - из нескольких самок с самцом-доминантом во главе. После спаривания самки с молодыми иногда образуют отдельные группировки. Раздельно держатся вне периода размножения самцы и самки летучих мышей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Готовность к размножению и приуроченность времени спаривания к определенному периоду обеспечивается сложным регуляторным механизмом, действующим по сигналам внешней среды. В умеренных и высоких широтах таким сигналом служит изменение длины светового дня. Для видов с весенней течкой сигнальное значение имеет увеличение длины дня (многие звери), для спаривающихся осенью копытных - ее сокращение, а для волков - короткий зимний день. Изменение светового режима воздействует на нейрогипофиз, стимулирующий выделение гонадотропных гормонов передней долей гипофиза, влияющих на гонады. В низких широтах значение сигнального фактора могут принимать другие периодические явления природы, предшествующие приближению благоприятного для размножения времени (в пустынях и саваннах - осадки, в тропических лесах - созревание основных кормовых растений или их плодов и т. п.). Даже в тропических лесах с их устойчиво теплым и влажным климатом размножение млекопитающих обычно сезонно, хотя у разных видов может приходиться на разные периоды года.
Появление детенышей
Продолжительность периода от оплодотворения яйцеклетки до рождения детеныша у разных видов млекопитающих разное, беременность может продолжаться от 12 дней у некоторых сумчатых до примерно 22 месяцев у африканского слона. Число новорожденных в помете обычно не превышает числа сосков у матери и, как правило, меньше 14. Но бывают исключения например, самка мадагаскарского тенрека из отряда насекомоядных с 12 парами молочных желез иногда рождает более 25 детенышей.
ЗАДАНИЕ:
Рассмотрите таблицы Приложения 1, 2, 3. Какие выводы вы можете сформулировать на основании анализа предложенных материалов?
Чем различается размножение у животных которые пользуются надёжно устроенными норами от животных не устраивающих нор и гнёзд ?
От чего зависит продолжительность беременности?
От чего зависит количество детёнышей в помёте?
Ребята а что оказывает влияние на частоту повторяемости рождения (период появления потомства)?
Предполагаемые ответы:
У животных, которые пользуются надежно устроенными норами, детеныши рождаются беспомощными, а у животных открытых пространств детеныши рождаются более активными, способными двигаться в первые часы за матерью
Продолжительность беременности у небольших животных длится недолго
Количество детенышей в помете зависит от размеров животного (чем крупнее – тем меньше детенышей) и условий их рождения
Чем дольше живет животное, тем реже период появления потомства
Появление детенышей (Слайд 8)
*По мере объяснения учителем открываются основные положения темы
Ритмично, упорядочено во времени
Определяется длительностью полового цикла
Связано с величиной смертности и продолжительностью жизни
Как правило, в определенное, благоприятное время года
Детеныши появляются беспомощными или активными
Количество детенышей в помете и частота их рождения различны
Длительность внутриутробного развития млекопитающих зависит от условий в которых будут развиваться новорожденные.
Вывод: У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Млекопитающие отличаются высокой степенью заботы о потомстве на всех этапах его развития. Им свойственно внутриутробное развитие, в течение которого зародыш растет за счет веществ тела матери, получаемых через особый орган - плаценту . Лишь однопроходные млекопитающие откладывают крупные, богатые желтком яйца. У всех млекопитающих после рождения молодого животного "вещественная" связь с матерью не прекращается, так как детеныш питается молоком. Однако и после завершения молочного кормления связи между родителями и потомством, как правило, какое-то время сохраняются. Это обеспечивает возможность обучения молодняка - передачи накопленного родителями индивидуального опыта потомству. Такая связь поколений, позволяющая накапливать и суммировать популяционно-видовой опыт, получила название сигнальной наследственности, или сигнальной передачи информации. Она получает широкое развитие у птиц и особенно характерна для млекопитающих.
Подготовка к зиме (Слайд 11)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Пользуясь текстом учебника, назовите формы подготовки млекопитающих к зиме (с. 241)
*По мере ответов учащихся по щелчку мыши на слайде открываются ответы:
Подготовка Млекопитающих к зиме проявляется в следующих формах:
Накопление жира
Заготовка сухих кормов
Линька
Объединение в группы
Миграции
Зимовка (Слайд 12)
*По мере рассказа учителя по щелчку мыши на слайде открываются основные положения темы
Это заключительный этап годового жизненного цикла.
К зиме или засушливому лету в организме накапливаются резервные энергетические вещества, помогающие пережить тяжелый сезон. Помимо накопления гликогена в печени, многие виды в той или иной мере жиреют. У некоторых особей до 25% общей массы тела составляет жир
При уменьшении запасов корма и ухудшения условий его добывания некоторые млекопитающие впадают в спячку.
Спячка свойственная многим зверям из отрядов однопроходных, сумчатых, насекомоядных, рукокрылых, неполнозубых, хищных, грызунов. Нет зверей, впадающих в спячку, в тех отрядах, которым в наибольшей мере свойственны сезонные миграции. По степени глубины спячки различают два основных варианта.
Настоящая непрерывная сезонная спячка. Она характеризуется потерей способности к терморегуляции, резким сокращением числа дыхательных движений и сокращений сердечной мышцы, падением общего уровня обмена веществ.
Сезонный сон, или факультативная спячка. В этом случае температура тела, частота дыхания в минуту и общий уровень обменных явлений снижаются мало. При изменении обстановки или беспокойстве сон легко может быть прерван. Характерен он для медведей, енотов, енотовидных собак, отчасти для барсуков. У белого медведя в берлогу залегают только беременные самки и неполовозрелые. Бурые медведи и барсуки в южных частях ареала в спячку не ложатся. Сроки залегания в зимний сон и его длительность изменчивы не только географически, но и по годам.
Наряду с зимней может быть и летняя спячка, вызванная также сезонным ухудшением кормовой базы. Чаще всего она наблюдается у грызунов, лишенных летом полноценного и богатого водой корма. У сусликов летняя спячка обычно без перерыва переходит в зимнюю. Летняя спячка наблюдается и у обитателей тропической зоны. Сенегальские ежи спят летом 3 месяца, а примитивные мадагаскарские насекомоядные - тенреки - 4 месяца.
ВЫВОД: (с. 258 учебника) – учащиеся могут его зачитать или сформулировать сами
ФИЗМИНУТКА
Происхождение млекопитающих
Выступление учащегося (Слайд 13)
Предками млекопитающих, несомненно, были древние палеозойские рептилии, еще не утратившие некоторых черт строения амфибий: кожные железы, слабое ороговение эпидермиса кожи, отсутствие или слабое развитие роговых чешуй, малые размеры полушарий переднего отдела головного мозга и некоторые другие, более специальные особенности. Такой предковой группой считают териодонтов, или зверозубых (Theriodontia), - подотряд терапсидных рептилий, существовавший со второй половины пермского до середины юрского периода, т.е. с конца палеозойской до середины мезозойской эры. Древнейшие млекопитающие известны из позднего триаса Европы, Китая и Южной Африки. Несмотря на фрагментарность их ископаемых находок, очевидно, что в то время, т. е. около 200 млн. лет назад, уже существовали группы, принадлежавшие к трем различным эволюционным ветвям млекопитающих.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Хотя крупные динозавры заняли всю сушу, воду и небо, выжить они не сумели. Их мозг был слишком мал и неразвит, а тела чересчур велики. Когда ящеры откладывали яйца в теплый песок, часто их гнезда погибали.
Динозавры оказались не готовы к борьбе с природой, а потому вымерли около 140 млн. лет назад, задолго до появления людей.
Правда, небольшие черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи уцелели и живут на Земле до сих пор. Теперешние птицы - потомки некоторых мелких ящеров.
Намного выносливее ящеров оказались небольшие зверьки, питавшиеся насекомыми. Постепенно у них появилась шерсть, они стали вскармливать своих детенышей молоком. Поэтому ученые дали этим зверькам название млекопитающих. Шерсть на теле позволяла млекопитающим жить не только в теплых джунглях и степях юга, но даже расселяться в прохладных областях.
Млекопитающие оказались ловкими и сильными. Среди них были такие, которые научились спасться от врагов на деревьях, быстро лазать по ветвям и искать там пищу - насекомых. Все четыре лапы у них развились, окрепли, образовались цепкие и ловкие пальцы, вместо коготков появились ногти. Прыжки с ветки на ветку требовали хорошего зрения и крупного мозга. Эти звери все лучше приспосабливались к переменам в природе.
Ныне живущих млекопитающих подразделяют на два подкласса Первозвери (Однопроходные) и Настоящие (Живородящие, Звери).
РАБОТА СО СЛАЙДОМ И УЧЕБНИКОМ: (Слайд 14).
*По мере ответов учащихся по щелчку мыши на слайде открываются ответы и очередные вопросы:
Подкласс Первозвери (Однопроходные) (Слайд 15) – наиболее примитивные из современных млекопитающих. У них много черт, сходных с пресмыкающимися:
Коракоиды – кости в плечевом поясе
Есть клоака, в который открываются мочеточники и протоки половых желез
Откладывают яйца
Млечные железы не имеют сосков
К этому подклассу относится два семейства – Семейство ехидн и Семейство утконосов
обитающие в Австралии и на прилегающих островах.
Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.
Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.
Подкласс Настоящие (Живородящие, Звери)
Низшие (Сумчатые) животные (Слайд 17)
Сумчатые – древняя группа млекопитающих, распространенных в Австралии, Южной, Центральной и на юге Северной Америки.
2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными.. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.
3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.
ВЫВОД: Млекопитающие — это самые крупные животные на земле, которые достигли господствующего положения с тех пор, как вымерли динозавры, и являются одной из самых успешных групп в царстве животных. От несколькограммовых землероек до 100-тонных китов, 4500 видов млекопитающих приспособились и заселили большую часть мест обитания на планете, развив в ходе этого процесса широкое разнообразие форм, размеров и образа жизни. Они обязаны своим успехом двум основным факторам — теплокровности (гомойотермности), которая позволяет им, в отличие от рептилий, функционировать независимо от температуры окружающей среды, и их умению вскармливать детенышей и ухаживать за ними.
1. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
а) гамета; б) зигота; в) сперматозоид.
2. Развитие эмбриона происходит в:
а) матке; б) плаценте; в) яйцеводах; г) пуповине.
3. У кого из перечисленных животных рождаются зрячие и способные к передвижению детеныши:
а) белка; б) сайгак; в) мышь; г) крот.
4. Детеныши наследуют все свои признаки от:
а) отца; б) матери; в) отца и матери поровну.
5. Эмбрион получает питание для своего развития через систему:
а) пищеварения; в) дыхания;
б) кровообращения; г) выделения.
6. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми, голыми, беспомощными;
б) у всех вполне развитыми (зрячими, покрытыми шерстью, способными почти сразу же после рождения следовать за родителями);
в) как слепыми, голыми, беспомощными, так и вполне развитыми;
г) слепыми, голыми, беспомощными, а вполне развитыми только у приматов. ..' ,
7. Живорождение развито у всех:
а) млекопитающих;
б) млекопитающих, за исключением однопроходных;
в) млекопитающих, за исключением сумчатых;
г) млекопитающих, за исключением сумчатых и летучих мышей.
8. Детенышей молоком выкармливают млекопитающие:
а) все в) только ведущие наземный образ жизни;
б) большинство видов
г) все, за исключением яйцекладущих.
Рассказ кота Мурлыки.
Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Этого оттого, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.
В рассказе были допущены следующие ошибки:
Тип Хордовые, класс Млекопитающие.
Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком детёнышей.
Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.
В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос хвостом в холодную и прохладную погоду.
Остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет подшерсток.
После обеда животные не активны. Они любят просто полежать и вздремнуть.
Не у всех млекопитающих цветное зрение. Кошачьи в основном видят в чёрно-белом изображении.
Слух не зависит от размера ушей. У кошек слух отличный.
Оглашение оценок за урок
Ребята с каким настроением вы уходите с урока?
Спасибо за урок
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§52, 53
Сообщения: о представителях отрядов (или отрядах) Насекомодяных, Рукокрылых, Грызунов, Зайцеообразных, Хищных
Приложение 1
Длительность беременности у разных млекопитающих
Название животного | Длительность беременности | Условия деторождения | Характеристика детенышей |
Серый хомячок Рыжая полевка Серая полевка Крыса-пасюк Хомяк Сурок байбак Лисица | 11-13 дней 18 дней 20 дней 22 дня 30 дней 40 дней 52 дня | Надежно устроенные норы | Голые, слепые, беспомощные |
Горный баран Олень лось Зебра Слон | 150 дней 240-250 дней 340-365 дней 500 дней | Не устраивают гнезд и нор | Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерью |
Приложение 2
Величина выводка у разных видов млекопитающих
Название животных | Количество детенышей в помете, их характеристика | Условия деторождения |
Слоны, лошади, зебры, ослы, ламы, верблюды, жирафы, олени, тюлени, киты | 1 Зрячие, покрытые шерстью, способные передвигаться | Постоянные длительные перемещения в поисках пищи, воды; отсутствие даже примитивных жилищ |
Львы, тигры, рыси, бурые медведи | 2-3 беспомощные | Не строят надежных жилищ; трудно добыть корм для молодняка |
Зайцы | До 12, хорошо развитые | Не устраивают нор или гнезд |
Кролики, кабаны, лисицы Песец, горностай | До 12, голые, беспомощные, слепые До 18, голые, беспомощные, слепые | Надежность жилищ, в которых укрываются новорожденные, обилие и доступность пищи |
Приложение 3
Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни
Название животного | Продолжительность жизни | Частота повторяемости рождений |
Слон Зубр Кит синий Медведь бурый Волк Лисица Зайцы Обыкновенная полевка | 70-80 лет До 50 лет 35-40 лет 30-35 лет Около 15 лет 10-12 лет 5-7 лет 14-18 месяцев | 1 раз в 4 года 1 раз в 2-3 года 1 раз в 2-3 года 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год до 3 пометов в год 6-8 пометов в год |