СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Отряд млекопитающих: Приматы" с приложениями

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Отряд млекопитающих: Приматы" с приложениями. 7 класс. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Отряд млекопитающих: Приматы" с приложениями»






Конспект урока по биологии. 7 класс.

Тема урока «Приматы».


Цель урока: раскрыть особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком.



Задачи урока:

-обучающие: формирование знаний у учащихся о характерных особенностях приматов;

-развивающие: продолжать развитие умения сравнивать, находить общее и отличительное, развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;

-воспитательные: воспитание в учащихся бережного отношения к природе.


Оборудование: таблица «Приматы», карточки с заданиями.

Методы обучения: беседа, работа с учебником, поиск информации, анализ.

Формы обучения: урок - изучение нового.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание, находить в ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;

•формирование умений работать , представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Метапредметные результаты

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)

организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)

формирование умений работать

овладение приемами систематизации знаний (Познавательные УУД)

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать: особенности строения, приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих Обучающиеся должны сформировать представление о эволюции животного мира, о влиянии труда на развитие головного мозга.


Актуальность применения разноуровневого обучения: использование данной технологии на уроке приведет к повышается активность, работоспособности, мотивации к изучению и качеству знаний. Учащийся имеет возможность самостоятельно оценить свои возможности, решая различные задания.


План урока:

1. Организационный момент – 1 минута

2. Актуализация знаний – 10 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Закрепление – 10 минут

5. Рефлексия – 2 минуты.

6. Домашнее задание – 2 минуты


Ход работы:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнёмся,

Ко мне тихонько повернёмся.

Проверка готовности к уроку.


2. Актуализация знаний.

Дифференцированные задания.

Базовый уровень.

1.Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:

а) органы чувств;

б) отделы тела;

в) четырехкамерное сердце;

г) два круга кровообращения.

2.К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относится:

а) живорождение;

б) теплокровность;

в) вскармливание детенышей молоком;

г) пятипалая конечность.

3.К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относится:

а) живорождение;

б) высокое развитие нервной системы;

в) теплокровность;

г) удаление продуктов жизнедеятельности.

4.К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относится:

а) запас корма;

б) миграция;

в) спячка;

г) видоизменение конечностей.

Повышенный уровень

Какие особенности строения являются общими для всех млекопитающих? Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? Почему млекопитающих считают одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Высокий уровень

1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?

2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?

4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?


3. Изучение нового материала

Постановка проблемы

Обезьяны или отряд «приматы» – обитатели тропиков, особенно любят густые заросли лесов. «ПРИМАТЫ» - означает «первые». Почему не вторые, не пятые, десятые?

Итак, «Отряд приматы. Почему они – «первые»? Это тема нашего урока.


Постановка целей и задач урока

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (найти факты доказывающие, что приматы – первые, провести исследование для поиска этих фактов). Итак, вы поставили перед собой цель. Для достижения её необходимо:

  1. Изучить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

  2. Выявить приспособления животных, связанных с образом жизни.

  3. Познакомиться с многообразием и значением приматов.


Общая характеристика отряда приматов: (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков учебника 141 и 142.)древесные или наземные животные; средние или небольшие по величине, ведущие стадный образ жизни; активные в дневное время; пальцы конечностей имеют ногти; большой палец конечностей противопоставлен остальным; наличие ключиц в плечевом поясе; развиты все типы зубов; зрение бинокулярное, стереоскопическое, цветовое; кора головного мозга имеет сложное строение; у самок приматов пара сосков млечных желез; детеныши рождаются беспомощными.


Групповая работа (4 группы)

Задание: Как видоизменены эти органы у приматов? Каково значение этих преобразований в жизни обезьян? Сделать записи в рабочем листе. На партах раздаточный материал (Приложение 1, 2, 3), который поможет выполнить задание, в тетради сделать соответствующие записи. По окончании работы группа представляет свой результат. На выполнение задания отводиться – 7 мин.

1,4 группы – головной мозг.

2,5 группы – глаза.

3,6 группы – рука.


3.Представление результатов работы учениками

Головной мозг: сильно развиты полушария переднего мозга, дает возможность для возникновения условных рефлексов, мышления, речи и других психических процессов, обеспечивает трудовую деятельность.

Глаза: расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед, на лицевой части. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых.

Рука: хватательная, пятипалая, вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным, пальцы длинные (4+1).

Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения – ими животные хватают пищу, мелкие предметы, образовывают горсть, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.


  1. Классификация приматов. Общая характеристика подотряда полуобезьян. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

  2. Общая характеристика подотряда высших приматов. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

  3. Классификация высших приматов. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

  4. Характеристика представителей человекообразных обезьян. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника нас. 186—187 по вопросам: каковы особенности внешнего строения орангутанга, шимпанзе, гориллы? Каков образ жизни этих обезьян? В какой части света они обитают? В чем сходство человека и человекообразных обезьян? О чем свидетельствуют черты их сходства? В чем главное отличие человека от человекообразных обезьян?)


4. Закрепление

Карточки с дифференцированными заданиями:

Карточка №1 Базовый уровень

Выберите соответствующие признаки

Приматам характерны:

  • Большой палец противостоит другим;

  • Три круга кровообращения

  • Небольшие по величине

  • Самые крупные живущие в воде

  • Активны в дневное время

  • Детёныши рождаются беспомощными

  • Живут стадами

  • Слух развит отлично

  • Мозг имеет сложное строение

  • Трехкамерное сердце

  • Активны в ночное время


Карточка №2 Повышенный уровень

Распределите представителей по подотрядам.

Представители: Горилла, лори, гиббон, шимпанзе, орангутанг, кошачий лемур.

Подотряды Высшие приматы и Низшие приматы.


Карточка №3 Высокий уровень

Ответьте на вопрос, что отличает переднюю конечность, глаза и мозг приматов от соответствующих органов других млекопитающих.


5. Рефлексия

Приём «Комплемент»: оценить вклад друг друга в урок.

  • Комплемент-похвала.

  • Комплемент деловым качествам.

  • Комплемент в чувствах.


6. Домашнее задание

I уровень – параграф 35, ответить на вопросы после параграфа.
II уровень – заполните таблицу «Сходства и различия между приматами и человеком».

III уровень – сообщение «Практическое значение приматов»
























Приложение1.


РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА


Тема урока: «Отряд приматы. Почему они – «первые»?


Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Как видоизменена передняя конечность у приматов?

  2. Каково значение этих преобразований в жизни животных?


Факты:




Значение в жизни приматов:




ВЫВОД:








РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА


Тема «Отряд приматы. Почему они – «первые»?»


Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Какими особенностями обладают глаза приматов?

  2. Какое значение это имеет для жизни животных?


Факты:




Значение в жизни приматов:





ВЫВОД:










РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА


Тема «Отряд приматы. Почему они – «первые»?»


Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Какие отделы головного мозга сильно развиты?

  2. С какими видами деятельности это связано?


Факты:





Значение в жизни приматов:








ВЫВОД:

























Приложение 2.

Тема «Отряд приматы. Почему они – «первые»?»


Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Как видоизменена передняя конечность у приматов?

  2. Каково значение этих преобразований?

















Тема «Отряд приматы. Почему они – «первые»?»


Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Какими особенностями обладают глаза приматов?

  2. Какое значение это имеет для жизни животных?











Бинокуля́рное зре́ние (от лат. bini — «два» и лат. oculus — «глаз») — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами.



Тема «Отряд приматы. Почему они – «первые»?»


Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

  1. Какие отделы головного мозга сильно развиты?

  2. С какими видами деятельности это связано?



У человекообразной обезьяны

средний объем мозга равен 600 см3.









Приложение 3.

Наследие древесного образа жизни


Приматы обитают преимущественно в областях с теплым климатом. Они живут главным образом на деревьях, а такие наземные формы. Древесный образ жизни привел к развитию ряда приспособлений.

Млекопитающие, живущие на деревьях, должны уметь точно оценивать расстояния, фокусировать взгляд на определённых объектах, удерживаться на ветках и схватывать предметы, годные в пищу. В соответствии с этими требованиями у приматов имеются такие приспособительные особенности, как хорошо развитое зрение, хватательные передние конечности с противопоставляющимся большим пальцем и хвост, служащий балансиром.

Острота зрения приматов обеспечивается сочетанием ряда признаков. Глаза хорошо развиты. Они направлены вперед, что создаёт возможность одновременной фокусировки обоих глаз на одном и том же объекте и оценки расстояния по параллаксу. Наличие желтого пятна на сетчатке улучшает фокусировку. Наконец, приматы обладают цветовым зрением, которого лишены многие группы млекопитающих и которое, вероятно, способствует улучшению объемного зрения.

Зрение служит в свою очередь одним из существенных компонентов высшей нервной деятельности приматов, которая также представляет собой сложную черту. Важное значение для высшей нервной деятельности имеет прежде всего головной мозг, хорошо развитый у всех высших приматов. Однако то, что этот мозг может узнать о внешнем мире, в значительной степени зависит от сочетания глаз и передних конечностей приматов. Другие органы чувств (в особенности слух) играют дополнительную роль.

Сочетание «глаз — рука» было и остается той основой, которая давала возможность приматам, предшествовавшим антропоидам, концентрировать внимание на отдельных объектах. У антропоидов это же самое сочетание легло в основу изготовления орудий и их использования, экспериментирования и решения задач.



Наследие наземного образа жизни


Человекообразные обезьяны обитают в лесах и ведут, во всяком случае, частично, древесный образ жизни. Гиббоны проводят большую часть своей жизни на деревьях и передвигаются при помощи брахиации и прыжков. Шимпанзе и гориллы — полуназемные животные и передвигаются по земле, опираясь на подошвы ступней и тыльную сторону пальцев передних конечностей.

Способом передвижения у них служит ходьба или бег на двух ногах. Хождение на двух ногах и её следствие — вертикальное положение тела — наиболее яркие отличительные признаки антропоидов.

Передвижение на двух ногах имело важное следствие: оно освободило руки, которые могли теперь заняться изготовлением и использованием орудий и оружия. Умение обращаться с предметами — важная составная часть высшей нервной деятельности древесных приматов, как это уже отмечалось. А теперь с переходом от древесного образа жизни к наземному и с освобождением рук от участия в передвижении манипуляция предметами могла развиваться в полной мере. Первым результатом этого было развитие простейших ремесел.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!