СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 11 классе на тему: "Вид и его критерии.Популяции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ.ПОПУЛЯЦИИ.

Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию, рассмотреть понятие популяция, ее демографические показатели, выявить роль популяций в эволюции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 11 классе на тему: "Вид и его критерии.Популяции"»

Урок __.ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ.ПОПУЛЯЦИИ.

Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию, рассмотреть понятие популяция, ее демографические показатели, выявить роль популяций в эволюции.

Ход урока

I. Проверка знаний. 1.Тестирование

II. Изучение нового материала.

1. Вид.

Биологический вид – это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Целостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом – благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлениям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории .

2. Критерии вида.

Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

- Морфологический критерий.

В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой. Это виды-двойники.

-Генетический критерий.

Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по особенностям их строения, поэтому генетический критерий достаточно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точное определение.

- Физиологический критерий.

В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

-Географический критерий.

Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.

-Экологический критерий.

Основа экологического критерия – совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.

- Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ).

- Исторический критерий.

Общность предков, единая история возникновения и развития вида.

Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

3.Популяции. Вид занимает определенную территорию (ареал). Если рассмотреть, как распределены особи одного вида на этой территории, то можно увидеть неравномерность их распределения, так как условия существования на разных участках ареалы различны. То есть вид в природе представлен в виде относительно изолированных друг от друга групп, которые называются популяциями. Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции.

Популяцияэто совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций

Популяции каждого вида взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними биотические сообщества – целостные системы более высокого уровня организации.

Жизнь популяций изучает экология – наука о взаимоотношении организмов между собой и со средой обитания.

Популяция является сложным биологическим объектом, состоящим из многих элементов, связанных друг с другом различными отношениями, но одновременно вся популяция в целом функционирует как единый организм и обладает особыми свойствами (показателями), присущими только группе особей в целом.

Демографические показатели популяции:

1. Общее число организмов (особей) в популяции.

2. Количество особей на единицу площади (плотность).

3. Скорость прироста численности за определенную единицу времени.

4. Скорость сокращения численности в результате гибели особей за определенную единицу времени.

5. Состав: А. Соотношение численности разновозрастных особей.

Б. Соотношение численности мужских и женских особей.

III. закрепление. Беседа по вопросам:

1. Что такое популяция? вид?

2. Почему вид в природе существует в виде популяций?

3. Какие демографические показатели популяции вы знаете?

4. В чем состоит практическое изучение популяций?

5. Критерии вида?

Домашнее задание: § 53.


1. Тестирование.

1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл: а) модификационной; б) групповой; в) неопределенной; г) определенной.

2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов – это: а) искусственный отбор; б) наследственная изменчивость; в) популяционные волны; г) борьба за существование.

3) Материалом для эволюции служит: а) борьба за существование; б) естественный отбор; в) модификационная изменчивость; г) наследственная изменчивость.

4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это…»: а) приспособленность организмов к среде обитания; б) многообразие органического мира; в) наследственная изменчивость; г) образование новых видов.

5) Основная заслуга Ч. Дарвина состоит: а) в формулировании биогенетического закона; б) создании первой эволюционной теории; в) разработке теории естественного отбора; г) создании закона наследственных рядов.

6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: а) борьба за существование; б) наследственная изменчивость; в) естественный отбор; г) все перечисленные.

7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости: а) определенная; б) модификационная; в) групповая; г) мутационная.

8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами: а) наследственной изменчивости; б) борьбы за существование;

в) вымирания; г) видообразования.

9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции: а) создает новые виды; б) доставляет материал для эволюции; в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал; г) сохраняет наиболее полезные изменения.

10) Результатом действия естественного отбора не является: а) приспособленность организмов к среде обитания; б) многообразие органического мира; в) борьба за существование; г) совершенствование организации живых существ.

2. Задание. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:

1) Не все организмы изменчивы.

2) Все различия между организмами обязательно передаются по наследству.

3) Организмы размножаются в арифметической прогрессии, и все доживают до половозрелого состояния.

4) Жизненные ресурсы не ограничены, и в борьбе за существование погибают только больные, ослабленные особи .

5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают те особи, которые располагают полезными в данных условиях свойствами.

3. Задание.

Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в биологию.

Имя ученого

1. Ч. Лайель

2. Аристотель

3. К. Линней

4. К. Бэр

5. Ч. Дарвин

Заслуги ученых

а) Описал более 500 видов растений
и животных, расположив их в определенном порядке.

б) При классификации использовал принцип соподчиненности систематических категорий.

в) Сформулировал закон зародышевого сходства.

г) Изучая геологическую историю Земли,
выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.

д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!