СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Настоящие водоросли. Багрянки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Настоящие водоросли. Багрянки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Настоящие водоросли. Багрянки.»

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Екатерина Александровна

Дата:
Тема урока: Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.
Цель урока: сформировать общее представления о подцарстве Настоящие водоросли, Багрянки.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с водорослями и их средой обитания. Раскрыть особенности строения тела водорослей. Объяснить способы размножения водорослей.

2) Познакомиться с многообразием водорослей. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

Понятия: слоевище, хроматофор, ризоиды.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ
Структура урока:
1. Организация
2.Целевая установка
3.Актуализация опорных знаний
4.Изучение нового
5.Итоговое закрепление
6.Комментирование оценок
7.Домашнее задание



Самые древние растения на Земле - водоросли. Они имеют приспособления к жизни в различных водных экосистемах.


ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НАСТОЯЩИХ ВОДОРОСЛЕЙ

Водоросли преимущественно водные растения, имеющие относительно простое строение.

Их тело представлено одной клеткой или слоевищем, не разделённым на ткани и органы.

Среди водорослей есть одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы.

Клетка водорослей состоит из оболочки, цитоплазмы, одного или нескольких хлоропластов — хроматофоров.

Размножение водорослей происходит в водной среде, где споры и гаметы свободно передвигаются, что способствует успешному расселению водорослей.

В процессе эволюции некоторые представители освоили разные среды жизни. Одни из них обитают на влажных стволах деревьев, скалах и каменистых стенах. Известны виды хламидомонад, которые способны жить и размножаться на поверхности снега, на шкуре белых медведей, в горячих источниках Камчатки.

Кроме зелёного пигмента — хлорофилла, в клетках водорослей могут присутствовать и другие пигменты — жёлтые, бурые, красные, а также разные запасающие вещества. По особенностям строения, составу красящих и запасающих веществ выделяют 12 отделов водорослей.

Наибольшего разнообразия достигли зелёные и бурые настоящие водоросли.


ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ

Основной признак растений этого отдела — преобладание зелёного пигмента в хроматофорах.


Насчитывают около 20 тыс. видов зелёных водорослей.

Встречаются одноклеточные подвижные формы, например хламидомонада. У многих в процессе эволюции исчезли жгутики, а значит, и подвижность.

Из них наиболее известна хлорелла.

Некоторые зелёные водоросли, например вольвокс, образуют колонии. Из многоклеточных водорослей самое простое строение имеют нитчатые — их клетки расположены в один ряд.

Среди нитчатых зелёных водорослей наиболее распространена спирогира. Размножаясь, она образует тину в пресных водоёмах.

Наиболее сложное строение у харовых водорослей. Их слоевище высотой до 1 м внешне похоже на стебли и листья высших растений. Предполагают, что высшие наземные растения происходят от предков харовых водорослей.


ОТДЕЛ БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ


Побережья всех морей и океанов на Земле опоясаны сплошной лентой «лесов»

из бурых водорослей. Особенно много их в морях умеренных и приполярных широт, так как низкая температура воды наиболее благоприятна для их роста. Среди бурых водорослей нет одноклеточных. Все они образуют слоевища — от тонких нитей до огромных (более 50 м) полос и лент.


Саргассовые водоросли имеют ягодоподобные поплавки, которые поддерживают их на поверхности воды. От саргассовых водорослей получило своё название Саргассово море.


Типичная бурая водоросль — ламинария (морская капуста) содержит запасающий углевод — ламинарин. Её слоевище вырастает за один летний сезон в длину на несколько метров, а осенью отмирает. Ламинария прикрепляется к дну корневидными выростами —

ризоидами, которые выполняют роль якорей.

В морях, где происходят приливы и отливы, многие водоросли, например фукус, имеют воздушные пузыри — поплавки. Благодаря им при наступлении прилива водоросль всплывает.

ПОДЦАРСТВО БАГРЯНКИ


Багрянки (красные водоросли) — это глубоководные растения. Они поглощают остатки света, проходящего сквозь толщу воды, особыми (красными и синими) пигментами. Интенсивность их окраски зависит от глубины обитания.

Тёмно-красный цвет водоросль имеет на глубине от 50 до 200 м. Большинство красных водорослей очень красивы, имеют крупные слоевища (нитевидные, кораллоподобные, пластинчатые). Они образуют на дне морей большие заросли.


Хламидомонада (Chlamydomonas) – род микроскопических одноклеточных зеленых водорослей грушевидной или овальной формы, насчитывает более 500 видов. Поверхность клетки покрыта прозрачной оболочкой, содержащей гидроксипролин, и которая обычно плотно прилегает к протопластов.

На переднем конце тела оболочка образует небольшое выпячивание – папиллом (носик), от которого отходят два жгутика, обеспечивающих движение. Носик может иметь различную форму, является систематической признаку на уровне вида. Всю внутреннюю часть клетки занимает цитоплазма с большим чашеобразным хлоропластов. В нижней утолщенной части хлоропласта размещен пиреноид (зона, где активнее синтезируются и накапливаются запасные питательные вещества), который содержит много белков и окруженный зернами крахмала, хорошо заметными невооруженным глазом или при цитохимических окраске раствором Люголя. Также хлоропласт может быть и звездчатым, со многими пиреноидамы. Также клетка содержит стигму, что может занимать переднее (в верхнем конце хлоропласта), среднее и заднее положение, либо отсутствовать вообще. В вырезке хлоропласта расположено ядро с хорошо заметным ядрышком. Спереди у основания жгутиков размещены две сократительные вакуоли, иногда их может быть много, тогда они разбросаны по протопластов. Неотипом рода является вид Chlamydomonas reinhardtii, собственно род было отдельно выделено Эренберг (Ehrenberg) 1833 года.

Хламидомонады размножаются бесполым и половым путем.

При бесполом размножении клетка теряет жгутики, ее ядро, хлоропласт и цитоплазма Делятся на 4 (реже клеток – зооспор. У каждой дочерней клетки вырастает по 2 жгутики, оболочка материнской клетки разрушается и зооспоры выходят в воду. Таким образом водоросли размножаются очень быстро. Уже через сутки дочерние клетки вновь делятся.

Половой процесс – оогамном, изогамний или гетерогамний. При изогамному половом процессе в материнской клетке образуются гаметы. Они подобны зооспор, однако значительно больше – 32 или 64 в одной клетке. После созревания гаметы выходят из материнской клетки и попарно соединяются, образуя зиготу. Она покрывается защитной оболочкой и переходит в состояние покоя. Через какое время зигота выходит из оболочки и делится мейотичне с образованием 4 гаплоидных зооспор.

При неблагоприятных условиях клетка теряет жгутики и переходит к недвижимому способа существования, у некоторых видов этот процесс сопровождается ослизнением оболочки. Такой способ существования может продолжаться долго. Хламидомонады живут в небольших, евтрофованих водоемах, которые хорошо прогреваются (лужи, сточные канавы). В таких водоемах они быстро размножаются и вызывают «цветение» воды. Поскольку при питании клетки хламидомонад поглощают растворенные органические вещества, они тем самым способствуют процессу очистки загрязненной воды (самоочищению. Также развиваются в почвах и морских водоемах. Виды рода широко используемые человеком в различных исследованиях. Например, Chlamydomonas reinhardtii иChlamydomonas moewusii являются модельными объектами в сфере генетических, физиологических, биохимических, молекулярных исследований, мутантные штаммы этих и других видов рода рассматриваются как объекты для промышленной культивации в фикотехнологии.


Домашнее задание: §10 – учить.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!