Урок чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида.
Тема: «Ёлка в тайге» А. Гайдар.
Цель: Познакомить учащихся с отрывком из рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» - «Ёлка в тайге». Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, автора, тему.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, корригировать дикцию, устную речь, мышление, внимание.
Воспитывать мотивацию к учению, любовь к родной природе.
Оборудование: учебник «Книга для чтения» 4 класс, портрет писателя, выставка книг.
Ход урока.
Организация класса к уроку.
Артикуляционные упражнения.
Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять.
ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
ЕГ-ЕГ-ЕГ – выпал в среду первый снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт снежная метель
Проверка домашнего задания.
- Вспомните, что было задано на дом. (Чтение наизусть стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором»)
- Что проверяет Мороз – воевода?
Опрос учащихся.
Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Написал это произведение известный писатель Аркадий Петрович Гайдар.
(Демонстрация портрета, обложки книги с названием произведения писателя.)
-Произведение называется «Ёлка в тайге»
Знакомство с биографией писателя.
- Биографию Аркадия Гайдара считают необыкновенной, словно вспышка. Он прожил короткую, но яркую жизнь.
Аркадий Петрович Гайдар родился в Курской области. Детство прошло в городе Арзамас. В 1918 году, в 14 лет пошел в армию, где был командиром роты, а в 17 лет- командовал полком.
В 1924 году после болезни он ушел из армии. Вот тогда и начал писать книги. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт военным корреспондентом. А в октябре 1941 года он погиб в схватке с фашистами.
Ему было 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги.
«Голубая чашка»
«Дальние страны»
«Тимур и его команда»
«Военная тайна»
«Дым в лесу»
Героями его произведений были в основном дети. По некоторым произведениям сняты художественные фильмы.
Чтение текста учителем.
- Скажите, как Чук и Гек с мамой готовились к новогодней елке.
Работа над текстом.
- Ребята, нам нужно поделить текст на четыре части. Сейчас мы его будем читать и в то же время делить.
Чтение первой части.
-О чем мы с вами прочитали?
-Как зовут мальчиков?
-А с какими героями еще встретили?
-Как вы думаете, для чего они мастерили игрушки?
-А из чего они мастерили игрушки мальчики? Прочитайте из текста.
-Как автор образно назвал подготовку к празднику, чтобы показать важность и серьезность? (игрушечная фабрика, свечной завод)
-Какие игрушки смастерили Чук и Гек? Перечислить.
-А как вы думаете, из прочитанного, была ли у них ёлка?
-А предположите, если бы у них не было елки?
-А где бы они могли ее взять? ( Сходить в лес)
-Узнаем, что было дальше?
Чтение второй части.
-Кто привез из лесу елку?
-Какая она была?
-Найдите ее описание в книге.
-Предположите, как они встречали новый год в глухой тайге?
Физминутка.
Продолжение работы над текстом
Чтение третье части
-Чем занимались дети во время праздника? ( прочитайте в тексте).
-Как веселились взрослые? (Устроили настоящий концерт)
-Как автор описывает праздник?
Чтение четвертой части
-Почему новый год это всеобщий праздник? Докажите чтением отрывка из текста.
9. Итог урока:
- Понравился вам рассказ?
- А как вы провели Новый год? (Ответы детей)
-Ребята, а если вы хотите узнать, как попали Чук и Гек в тайгу, и какие события происходили в их жизни, то вы можете взять книгу А.П. Гайдара с этим рассказом в библиотеке и прочитать его полностью.
Домашнее задание: выразительное чтение рассказа стр. 116- 118.
11. Рефлексивная деятельность.
- Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.
- Посмотрите, у меня на доске две рожицы.
- Какая эта рожица? (веселая)
- А эта? (грустная)
- Сейчас по одному выходите к доске и если вы довольны своей работой
на уроке, вам все понравилось и все получалось прикрепляйте магнитик
к весёлой рожице, а если же у вас плохое настроение, что-то сегодня не
получилась – прикрепляйте магнитик к грустной рожице.
- Давайте посмотрим, что же у нас получилось (Подсчитываю количество
магнитиков по каждой рожице)
- Ребята, вы сегодня молодцы, все были внимательными на протяжении
всего урока, хорошо читали.
- Урок окончен, можете отдыхать.