1 | Организационный | Учитель читает запись на доске: КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце… К.Дитмар. Технологический приём «Система вопросов» Учитель: Сегодня мы вновь встретимся с произведением известного русского писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка. Попробуем уточнить, что мы уже знаем об этом авторе, ещё раз вспомним известные нам тайны писательского мастерства и прежде всего то, как автор помогает читателю понять основную мысль и настроение его произведения. - Вспомните, что мы знаем о самом писателе и его произведениях? (Ответы детей) - Что помогает читателям понять основную мысль произведения? (Заголовок; ключевые слова; авторские слова, прямо выражающие основную, мысль текста, заключение в заголовке или концовке произведения, например: «У страха глаза велики», «»Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» и т.п.). - Как вы думаете, всё ли мы узнали о секретах Д.Н.Мамина – Сибиряка? Что нам предстоит ещё узнать? (Ответы детей) | Формулируют учебную задачу под руководством учителя | Регулятивные:принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом Коммуникативные: умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их. |
2 | Работа над новым материалом | Технологический приём «Яркое пятно» - Посмотрите на иллюстрации и определите, о ком пойдёт речь? - Кто знает, как называется это произведение? Как вы думаете, это сказка или рассказ? Смешное произведение или грустное? (Ответы детей) Учитель: - Уроки литературного чтения помогают нам постепенно узнавать авторские секреты. Какую работу необходимо провести для их раскрытия. Дети: - Прочитать произведение. Определить героев, сюжетную линию. Выявить отношения между героями, отношение автора к героям. Определить основную мысль. Попробуйте определить цель предстоящей работы. Выберите её из набора предложенных: 1) Познакомиться ещё с одним произведением Д.Мамина – Сибиряка. 2) Понять, в чём особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка. 3) Попробовать разобраться в чувствах героев и автора. | | Регулятивные: прогнозирование, целеполагание, планирование Коммуникативные: умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их. |
| | Первичный показ текста Самостоятельное чтение учащимися первой части Краткая беседа по выявлению усвоения содержания прочитанного Технологический прием «Система вопросов» Учитель: - Что происходит в природе с наступлением осенних холодов можно узнать из литературных произведений. Давайте убедимся в этом. Учитель: - О чём говорится в этой части произведения? (о природных изменениях, о сборах птиц в тёплые края, о споре Утки и Селезня). Почему автор так назвал произведение? Что мы узнали о Серой Шейке? (ответы детей) Чтение второй части произведения учителем и хорошо читающими учениками. Анализ произведения Работа в парах Учитель: - Найдите в тексте непонятные слова и объясните их значение. В случае затруднения можете обратиться к словарю С.И. Ожегова. Дети: -Озабоченный вид - поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу. Холодные утренники - утренний мороз до восхода солнца, бывающий весной и осенью. Курлыкать - издавать характерные звуки, напоминающие "курлы-курлы". Рок - неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. Роковой день - неизбежный, в данном случае, драматический. Улетавший косяк - стая птиц. Анализ художественного образа. Приём сопоставления. Вчитывание и вычитывание. Учитель: - Как ведут себя Утка и Селезень, когда сталкиваются с трудностью и опасностью? Подтвердите словами из текста. Дети: Утка спасла жизнь Серой Шейке, своей дочери, которая не может лететь вместе со стаей на юг. Она плачет и печалится. Решает остаться зимовать с Серой Шейкой (стр. 32, 3-4 абзацы) Селезень не тревожит себя грустными мыслями. Он даже думает, что для Серой Шейки лучше было бы, если бы Лиса её съела. Всё равно ей суждено погибнуть зимой (стр.32, 2 абзац) Языковой анализ Учитель: - Какие художественные приёмы использовал автор? (сравнение - «точно кто бросил горсть гороху», «мелочь»- птицы, «серьёзный, озабоченный вид», серьёзная большая птица; олицетворение - «лес стоял тёмный и молчаливый», Утка и Селезень как люди) Технологический приём «Дискуссия» -Верно ли утверждение: «Селезень и Утка представляют две разные жизненные позиции»? Сравните этих персонажей. Заполните таблицу (работа в парах). Утка | Селезень | Самоотверженная | Эгоистичный | Заботливая | Равнодушный | Умеющая любить и сочувствовать | Не тревожит себя грустными мыслями | Способная на жертву | Не способный на жертву | Учитель: - Похожи ли эти отношения Утки и Селезня на отношения между людьми? (Да.) - К кому из героев можно отнести слова: «Моя хата с краю, ничего не знаю». (К Селезню.) - Какую позицию выбрали бы вы? Почему? (Ответы учащихся) - Что бы вы посоветовали Селезню? (Ответы учащихся) Учитель: - Какая позиция близка автору? Почему вы так думаете? (Ответы учащихся) Учитель: - Д.Мамин – Сибиряк - тонкий наблюдатель жизни природы. Верно ли это? Докажите. Дети: - Мамин-Сибиряк - тонкий наблюдатель жизни природы. В этом можно убедиться, прочитав пейзажные описания, подробности поведения птиц перед полётом (стр.34; 2,4 абзацы) Технологический приём «Партитура чувств» - Подготовьтесь к выразительному чтению 2 части. Для этого поработайте с калькой. Отдельным детям даются дифференцированные задания на карточках: 1) Озаглавить 1, 2части. 2) Прочитать, кратко пересказать и озаглавить 3 часть. 3) Прочитать, кратко пересказать и озаглавить 4 часть Проверка выполнения заданий Учитель: - Послушайте краткий пересказ 3 и 4 частей текста. (Ответы детей). - Послушайте, какие заголовки к частям подобрали ребята? (Ответы детей). - А как бы вы их озаглавили? (Ответы детей). Учитель: - В чём особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка? Дети: - Хороший наблюдатель природы, тонкий психолог. Учитель: - Что помогло нам сделать такой вывод? Дети: - Чтение текста, разобрались в чувствах героев, автора. Учитель: - Как вы думаете, закончилась ли история Серой Шейки? Дети: -Нет. Автор даёт читателю возможность поразмыслить и самому дописать окончание этой истории. | Самостоятельно читают первую часть, дают аргументированные ответы на вопросы Слушают, следят за чтением учителя, одноклассников Работают со справочной литературой Находят и читают описание героев, их поведения, делают выводы Высказывают собственное мнение, делают предположения, обсуждают версии, обобщают высказанное, делают вывод Находят и читают эпизоды сказки, сравнивают поведение героев, заполняют таблицу Характеризуют героев, составляют синквейны, зачитывают их | Познавательные: работа с информацией, со справочной литературой, структурирование; обобщать и классифицировать по признакам, способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные:работа с текстом; развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом. Контроль и оценка собственной деятельности и деятельности одноклассников Личностные: формирование морально-этических ценностей на примерах поступков героев; самопознание себя через сравнение с героями. Коммуникативные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками, понимать и дополнять высказывания сверстников. |