I Организационный этап | Здравствуйте ребята! Cадитесь. Добрый день, мои друзья! Посмотрите на меня. А сейчас я вам скажу, что всех, всех я вас люблю! Посмотрите друг на друга. Протяните соседу руку. И скажите не тая, что все, все мы здесь друзья! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (приложение 2) | Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя. | Позитивный настрой на работу |
II Мотивационно-ориентировочный Актуализация знаний Мотивация Целеполагание | 1.Ребята, скажите пожалуйста какие группы живых организмов мы уже изучили? А какие растения мы изучали на прошлом уроке? А к какой группе их можно отнести? Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого царства? Какие же черты отличают? Учащимся предлагается отгадать загадку Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке, на ножке Куда не глянь растет. Он снизу - беловатый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты. Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны. Лечил в глуши лесной 3 На слайде показана схема (приложение 1) при заполнении которой мы увидим, что вы уже знаете и что бы хотели узнать. Выполнили? Давайте посмотрим что у вас получилось. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя Ребята отгадывают загадку Самостоятельная работа в группах на рабочих листах | Повторение пройденного материала, систематизация знаний, подготовка к постановке темы урока. Умение находить ответ в другой области знания- истории Формулирование темы урока Формулирование учащимися целей урока |
III Изучение нового материала | Строение мхов Мини- лабораторная работа с микроскопами и живыми экземплярами мха. Места обитания Работа с текстом учебника с 73. Обсуждение. -В какой природной зане не бывает мхов? Почему? 3. Знакомство с разнообразием Заполнение сравнительной таблицы, работа с гербариями. - Приведите примеры мхов? -Какие наиболее распространены в наших лесах? -По каким признакам их можно сравнить? Физминутка (1 минута) 4. Значение в природе и жизни человека -Для чего нужны мхи? (проблемный вопрос) - Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников? - Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? -Загадка-стихотворение Я болотная царица, И, хотя кругом водица, Топи, мошка и трясина, Нужно все, необходимо. Без болота не смогли бы, Даже с помощью огнива, Дома, в тихий зимний час, Развести огонь подчас Во все щели, задувая, Ветер нас пронзил насквозь. Рана рваная случайно Загноилась. И, небось, Не на луг, а на болото Вы пошли бы в тот же час. А зачем? Так, я надеюсь, Все узнаю я от вас. (торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке; лечение ран) | Выполняют лабораторную работу. Отвечают на проблемный вопрос «Из чего состоит мох?», выполняют рисунок на рабочем листе. Читают учебник и отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, выявляют признаки сравнения объектов, заполнение таблицы Выдвигают свои предположения, один учащийся выступает с сообщением, решают познавательные задачи | Решение проблемной ситуации Умение выделять главное из текста учебника Соверщенствование умения сравнивать, выявлять критерии сравнения, заполнять таблицу Решение познавательных задач |
IV Закрепление | Давайте немного поиграем игра «Найди ошибку» 1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах. 2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах. | Отвечают на вопросы игры | Сиситематизация нового «открытого» знания |
V Подведение итогов | - Итак, скажите какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? Достигнуты ли цели урока? - Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? - А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какие растения мы еще не изучали? | Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился… Я узнал… Хочу узнать… | Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |